Учитель больше не будет источником знаний, он должен организовать учебу и оценить результат
7 лет назад 0
На фото: Леонид Губерский.
Первого сентября почти 2 миллиона студентов вошли в двери украинских вузов – кто-то продолжит, а кто-то только начинает приобретать новые знания. Завершение вступительной кампании определило, какие университеты являются сейчас фаворитами среди молодежи, какие специальности выбирают выпускники, и какой уровень подготовки абитуриентов обеспечивают украинские школы.
По данным Министерства образования и науки Украины, лидером среди украинских вузов стал Киевский национальный университет имени Тараса Шевченко, который получил 58 тысяч 574 заявления от абитуриентов. Второе место в рейтинге занял Львовский национальный университет имени Ивана Франко: 48 878 абитуриентов изъявили желание стать его студентами. Третье место – Национальный университет "Львовская политехника" (результат – 47 348). Замыкают пятерку лидеров столичные университеты – Национальный технический университет Украины "Киевский политехнический институт им. Игоря Сикорского" и Киевский национальный торгово-экономический университет.
Накануне начала нового учебного года Укринформ решил пообщаться с ректором Киевского национального университета, доктором философских наук, профессором, академиком НАН Украины Леонидом Губерским, который возглавляет вуз с 2008 года.
— Как вы оцениваете ход нынешней вступительной кампании? Возникали форс-мажорные ситуации?
— На мой взгляд, кампания завершилась успешно, хотя ее ход имел определенные затруднения, которые были связаны с техническими проблемами. Напомню, что в этом году абитуриенты подавали документы через специальную электронную систему. Несомненный плюс такого способа поступления – абсолютная прозрачность вступительной кампании, отсутствие очередей, экономия лишних расходов на приезд в Киев для тех абитуриентов, которые не проживают в столице, поступающих из одного региона в другой. Согласитесь, в нынешней экономической ситуации это тоже довольно важный фактор.
Что же касается технических сбоев, то я убежден – в следующем году таких проблем не будет. Мы уже имеем подобный опыт, когда эксплуатировалась предыдущая версия Единой государственной электронной базы по вопросам образования: сначала технические проблемы возникали, но через год они фактически полностью были устранены. В этом году предельная нагрузка на электронную систему не повлияла на финальный результат кампании. Она состоялась, и состоялась успешно. По ее результатам более 8 тысяч студентов и курсантов с 1 сентября войдут в большую университетскую семью. Они прошли непростые испытания, ведь университет в этом году получил на 10 тысяч заявлений больше, чем в предыдущем.
— Как вы оцениваете ноу-хау с коэффициентами при поступлении? Расскажите про эту систему подробнее.
— В этом году было установлено три категории коэффициентов: отраслевой, региональный и сельский. Сельский коэффициент составлял 1,02. Использовать его имели право те поступающие, которые проживают в сельской местности и закончили сельскую школу. Отраслевой коэффициент составлял 1,03 и отдавался тем, кто подал заявление по первому приоритету на специальности естественно-математического и инженерного направления. Региональный коэффициент варьируется в зависимости от региона – от 1,01 для Днепра, Львова, Одессы, Харькова и до 1,03 для вузов Донецкой и Луганской областей и перемещенных вузов…
— Есть ли объективная потребность в такой системе коэффициентов? Каково ваше отношение к льготам при поступлении?
— Что касается льгот: сегодня наша страна переживает непростые времена. Оккупация Крыма, необъявленная война на Востоке Украины… Поэтому государство старается создать определенные условия для тех, кто нуждается в социальной защите. Нужно ли это? Моя моральная позиция подсказывает, что да.
Что же касается коэффициентов. На мой взгляд, важнейшим из них является отраслевой коэффициент. Привлечение внимания к естественно-математическим и инженерным специальностям – это вопрос, по сути, национальной безопасности, вопрос нашей обороноспособности, вопросы развития производства и реального сектора экономики. Мы должны четко осознать, что без развитых научных школ, без серьезных исследований и эффективных инноваций мы не будем иметь будущего…
Беглый анализ предварительных результатов вступительной кампании показывает: введение этого коэффициента дало положительный эффект – увеличился спрос на естественно-математические и инженерно-технические специальности. В этом году количество желающих быть химиками, физиками, математиками и биологами выросло почти на 15%.
Теперь о сельском коэффициенте. Здесь вопрос сложнее. По сути, государство отдает долг детям из сельской местности, пытаясь компенсировать недостаточный уровень подготовленности учащихся в сельских школах. Сельская школа часто по уровню подготовки уступает городской, и причины здесь известны: это – уровень учителей и экономическая ситуация, которая в украинском селе остается достаточно сложной. По моему убеждению, эффект действия сельского коэффициента нужно еще тщательно изучить. Но самое главное здесь другое – нужно усилить школьное образование на селе, создать сельским детям надлежащие условия и обеспечить равный доступ к знаниям. Это и социальная справедливость, которую должна реализовать украинская государство. Доступ к знаниям – это то, с чего начинается настоящая демократия.
— Но в целом вы считаете, что предложенная система коэффициентов совершенна?
— Я считаю, что эта во многом конструктивная идея требует доработки. Здесь очень важно понять, что общей основой для вступления должны быть знания абитуриента, его готовность к освоению университетской программы. Социальная же поддержка может реализовываться через дополнительную стипендию, средства на оздоровление и тому подобное. Поэтому мы в Союзе ректоров высших учебных заведений Украины вместе с нашим профильным министерством тщательно изучим результаты введения системы коэффициентов, чтобы обеспечить основное условие – возможность получения абитуриентами на основе их собственных знаний качественного современного образования.
— Сегодня мы наблюдаем большое количество дипломированных юристов, экономистов и международников. Нужно ли Украине столько специалистов с гуманитарным образованием?
— Нужно ли такое количество специалистов – стоит спрашивать прежде всего у работодателей. Число выпускников и план государственного заказа по каждой специальности – это те вопросы, к которым нужно подходить максимально взвешенно. Для этого за одним столом должны собраться Министерство экономики, Министерство образования, Союз ректоров Украины и авторитетные работодатели. Будем честны: дипломированных гуманитариев много, а вот их квалификация и знания многих из них вызывают вопросы. Здесь мы начинаем обсуждать следующий важный вопрос – качество образования в отдельных учебных заведениях.
— Что сделано в КНУ для повышения ценности диплома этого учебного заведения?
— Проблем с ценностью наших дипломов никогда не было и, надеюсь, не будет. По крайней мере мы делаем все от нас зависящее для этого. Подтверждением чего является вхождение нашего Университета в все три мировых рейтинга – QS, Times Higher Education и Шанхайский предметный рейтинг – в математике!
Я верю, что наши сегодняшние студенты уже завтра смогут эффективно развивать Украину, но для этого в них нужно инвестировать все лучшее, что есть у нас. Именно поэтому сейчас в Институте международных отношений и на юридическом факультете, в Институте биологии и медицины и на экономическом факультете существуют уникальные магистерские англоязычные программы. Мы не единственное высшее учебное заведение, где есть преподавание на английском. Но уникальность наших программ заключается в том, что уровень преподавания на английском языке не уступает уровню преподавания на украинском. Отмечу, что восстановленная в нашем университете подготовка специалистов по медицине уже с первого курса осуществляется на английском языке.
У нас есть программы двойного дипломирования с зарубежными высшими учебными заведениями в Польше, Литве, Италии и Франции. Работаем с Сорбонной, Ягеллонским университетом, Университетом Страсбурга, Университетом Поля Сабатье, Университетом города Мачерата, Университетом Никосии и другими.
— В Украине сейчас существует тренд – борьба с коррупцией. Работает ли в этом направлении КНУ имени Тараса Шевченко?
— Считаю этот тренд очень правильным. В то же время в отношении образовательной среды следует говорить еще и об академической добросовестности как значительно более широком понятии. Ведь, к примеру, разве можно мириться с такой неприятной ситуацией, когда студент пропустил занятия без уважительных причин, а потом на экзамене начинает выпрашивать или требовать у преподавателя положительную оценку?!
Я абсолютно нетерпим к коррупции в любых ее формах. Поэтому ректорат инициировал разработку и утверждение Университетской программы предотвращения коррупции, внедрение горячей линии для противодействия проявлениям взяточничества. Создан отдел противодействия коррупции, который проводит систематические тренинги для студентов, преподавателей, сотрудников – как не допускать этих позорных явлений. Все закупки товаров и услуг у нас происходят через систему "ProZorro".
На сегодня установленных фактов коррупционных действий в Университете не зафиксировано. К сожалению, случаются и выдумки, в том числе в социальных сетях, о якобы каких-то негативных действиях. Мы тщательно изучаем и проверяем такую информацию – однако подтверждений этому не нашли.
— Предлагаю пообщаться по поводу будущего системы образования. Как вы думаете, что должен научить университет студента в XXI веке?
— Сегодня наша главная задача – привить студентам навыки творчески мыслить, работать с информацией, самостоятельно исследовать и анализировать сложные природные и общественные явления и процессы. Критическое мышление, творческий подход и способность коммуницировать с окружающим миром – это те ключевые вещи, которые должна применять образованный человек в постиндустриальном обществе.
То есть акцент не на том, как много знает фактического материала студент. Ключевое – его способность аналитически мыслить. В постиндустриальную эпоху всю дополнительную информацию человек всегда оперативно может получить в сети "Интернет".
Подход, предусматривающий максимальное усвоение фактического материала – устареk и связан с индустриальной эпохой. В прошлом веке людей нанимали на работу для того, чтобы они машинально повторяли определенный набор действий. Теперь рутиной могут заниматься машины. Процессы автоматизированы. Соответственно должен измениться подход к подготовке кадров, ведь задача работников сегодня принципиально отличные от тех, которые были в прошлом. Им больше не нужно стоять у станков, им нужно думать как оптимизировать и ускорить процессы. И изучить единый универсальный алгоритм в этой ситуации невозможно. В цифровую эпоху оказалось, что основной движущей силой прогресса является снова человек.
— Существует версия, что термин "профессия" в будущем отойдет на второй план. Разделяете ли вы такое мнение?
— Главный актив будущего – это способность самостоятельно учиться. Мы живем в эпоху, когда все вокруг меняется с бешеной скоростью. Меняются задачи и подходы. Люди обязаны быстро адаптироваться и реагировать на потребности рынка труда. Для этого нужно постоянно учиться и совершенствоваться. Поэтому я убежден, что самообразование в будущем будет играть все более заметную роль в нашей жизни, а термин "профессия" приобретет отличающееся значение.
На данный момент почти 80% судебных споров в США решаются без привлечения юриста. Почему так происходит? Ответ прост – люди способны защитить себя самостоятельно, поскольку имеют доступ к информации и могут оперативно получить все необходимые знания. Такие процессы происходят в львиной доле профессий. Поэтому очевидно, что в будущем мы будем наблюдать трансформацию значения этого термина.
— То есть существует необходимость в перезагрузке системы современного образования?
— Безусловно. Сейчас это понимают все: правительства ведущих стран мира, транснациональные корпорации и ученые. Личные качества и развитие правильных умений учащихся – это база будущих учебных программ.
Крупные корпорации, такие как Microsoft и Intel выступили с предложением перезагрузить систему современного образования еще в 2010 году. Причина банальна – современные выпускники не всегда работают эффективно в новой постиндустриальной системе производства. Боб Козма, один из американских ученых, который был привлечен к исследованию проблем современного образования, провел специальное исследование.
На основе его научного труда самые известные компании в 2010 году обратились к правительствам США, Австралии, Сингапура, Финляндии и Великобритании с просьбой активно работать в сфере науки. Ведь система образования влияет на уровень жизни всей планеты.
Тенденция показывает, что в изменение системы образования инвестирует как государство, так и частный сектор. Думаю, в ближайшее время мы начнем наблюдать первые трансформации и в Украине тоже.
— Как вы представляете "экзамен" будущего? Как будут оценивать успеваемость студентов?
— Должен измениться характер оценки студентов. Форма экзаменов и тестов тоже в ближайшее время будет другой. Мы не будем оценивать количество фактов, которые способен запомнить студент. Мы будем оценивать его способность критически мыслить, самостоятельно учиться и эффективно работать в команде. Возможно, экзамен будущего будет выглядеть следующим образом: группа студентов получает практическое задание и совместно начинает работать над его решением. Компьютер записывает каждый шаг студента, его идеи и действия. Преподаватель же оценивает умение общаться, креативность и нестандартность мышления.
— Скажется ли такая тенденция в подходе к образованию на количестве преподавателей?
— Думаю, что да. Причина – изменение роли преподавателя. Учитель больше не будет источником знаний, его ключевая функция будет заключаться в способности организовать процесс учебы и оценить результат. Менторская лекция – это даже не конец, а середина или даже начало ХХ века. Мы призываем коллег пересматривать методики работы со студентами, направлять их в сторону самостоятельного творческого поиска, без которого завтра на рабочем месте они не смогут стать успешными.
— Чего не хватает современной системе высшего образования в Украине? Каким должны быть следующие шаги отечественных педагогов?
— Думаю, нам не хватает комплексного подхода. Здесь мы возвращаемся к вопросу нехватки на рынке труда специалистов в области точных наук и говорим об экономически не оправданном количестве гуманитариев. Параллельно вспоминаем большое количество частных высших учебных заведений. К некоторым из них тоже есть ряд вопросов. Именно комплексный подход к количеству заведений, специальностей, выпускников и тому подобное может дать рецепты решения существующих в Украине проблем.
Следующий важный фактор – честность. Правильно и последовательно выстроена независимая система образования – залог устойчивого развития нации. Учебные заведения – это не место для популизма. На образовании спекулировать нельзя. Система образования должна быть тем "китом", который будет формировать сознательную, свободную и профессиональную молодежь, которая завтра сможет повести Украину принципиально новым путем.