Украинка о работе в Google: «Идеального кандидата для работы в этой компании не существует. Надо пробовать»

7 лет назад 0

Два года назад, после бизнес-стажировки в украинском офисе Google, София Швец получила работу в компании в должности специалиста по рекламным решениям и переехала из Киева в Дублин.

В интервью для редакции The Point София рассказала о том, как отбирают специалистов в Google, оценивают эффективность их работы, кто такие noogler-ы, о возможности влиять, корпоративных «плюшках» и жизни в Дублине.

Пока интервью готовилось к публикации, София сообщила, что уходит из Google в поисках новых перспектив для развития, и дала несколько советов всем, кто хочет попасть на работу в компанию.

– Какое образование и профессиональный опыт у вас были до отъезда в Дублин, и как вы оказались за границей?

– Я всегда интересовалась бизнесом и технологиями, поэтому поступила на факультет менеджмента инновационной деятельности в КНУ им. Т. Шевченко, где изучала дизайн-мышление, венчурный бизнес, маркетинг инновационных продуктов и т.д. Параллельно работала в бизнес-инкубаторе, организовывала TEDx, позже занималась маркетингом в стартапах.

В Google мне хотелось поработать всегда, поэтому когда появилась возможность пройти бизнес-стажировку в украинском офисе – не думала ни минуты. Во время стажировки я отвечала за образовательные проекты для крупнейших клиентов: разрабатывала план, коммуникационную стратегию, координировала подрядчиков, процессы подготовки и реализации, собирала интересные кейсы. Это была отличная возможность знакомиться с ключевыми игроками рынка, быстро учиться, а также выходить за рамки основных обязанностей.

Я стала расспрашивать коллег из Дублина про возможности продвижения в компании и как только там открылась вакансия – сразу подалась на нее. Процесс отбора прошел довольно быстро: к моменту окончания стажировки в Киеве я получила предложение о работе специалиста по рекламным решениям Google и переехала в Дублин.

– Как проходил отбор в Google?

– Нужно было пройти несколько этапов. Сначала – собеседование с HR-специалистом, оценивают предыдущий опыт кандидата, понимание особенностей сферы деятельности, трендов интернет-маркетинга.

Остальные этапы проходят непосредственно с командой Google, которая отвечает за ту сферу, куда рассматривают кандидата. Я подавалась на маркетинг-стратега, поэтому все вопросы касались нюансов интернет-маркетинга, стратегии и Google AdWords.

– Что в компании вкладывают в слово «команда»?

– Команда – это люди, которыми руководит один менеджер. Обычно команды разделяются по географическому признаку – по стране или региону.

Сотрудников в Google подбирает именно команда. Имеет значение не только точка зрения менеджера. Кандидат обязательно проходит интервью с разными людьми из команды, чтобы мнение получилось максимально объективным. Даже если менеджеру понравится человек, но остальные забракуют – дальше пройти не получится.

– Что было для вас самым сложным на интервью с командой?

– Решение и защита бизнес-кейса. Несмотря на то, что его высылают заранее и есть возможность подготовиться и продумать маркетинговую стратегию, во время самого интервью моделируются реальные бизнес-ситуации. Например, когда клиент может с тобой не соглашаться, спорить, поменять мнение и т.д. Чтобы успешно пройти дальше, нужно хорошо разбираться в бизнес-показателях, понимать отличия разных каналов продвижения, их плюсы и минусы.

Всем, кто будет подаваться в такие компании, как Google, я бы посоветовала постоянно отслеживать тренды на рынке, какие каналы набирают популярность, а также изучать успешные кейсы в профильных медиа. У Google, к примеру, есть отличный глобальный ресурс Think with Google, где есть вся актуальная информация и примеры.

– Есть ли технические особенности прохождения собеседования, присущие только Google?

– Особых технических нюансов нет. Все этапы отбора проходят в телефонном режиме или по Hangouts. Иногда кандидатов приглашают прилететь на последний этап в Дублин, при этом компания оплачивает проживание и перелет. Мне лично летать на интервью не пришлось: так удачно сложилось, что мой менеджер была в Киеве в это время, а остальные интервью были в видео-формате.

– Задавали ли вам какие-то необычные вопросы на собеседовании?

– Очень необычных вопросов, например, сколько шариков помещается в автобус, – мне не задавали (улыбается). Были интересные вопросы про технологии, которые мне нравятся, цели и мечты – это для того, чтобы лучше понять мои интересы и определить кругозор.

Например, на одном собеседовании мой будущий коллега спросил, что нового и интересного я узнала в последнее время. Я тогда проходила курс по геймификации на Coursera и буквально за пару дней до интервью читала про кейс Foursquare (очень популярное приложение несколько лет назад). Оказалось, что мой собеседник тоже проходил этот курс, и мы еще несколько минут обсуждали детали. Это очень помогло мне расслабиться и в целом разрядило обстановку.

– На что прежде всего обращают внимание при приеме на работу и какой, на ваш взгляд, идеальный кандидат для работы в Google?

– Основные критерии – мотивация, способность быстро учиться, живой интерес к маркетингу, хорошие коммуникационные навыки и наличие амбиций. Большим плюсом считают опыт волонтерства, работы в НГО, международный опыт и проекты.

Например, в Дублине работают люди с очень разным опытом. Только на моем этаже работают специалисты с агентским опытом, FMCG, гейминг, а одна девушка в прошлом вообще занималась организацией арт-выставок. Так что идеального кандидата для работы в Google – нет. Надо пробовать.

– Что больше всего запомнилось в первый день работы в компании?

– Группа новичков в компании называется nooglers (от new googler – «новый гуглер»). Все они начинают работу в Google с совместных вступительных тренингов. Неважно, на какую позицию ты пришел – менеджера, инженера, маркетолога или директора – все начинают вместе и проходят одни те же тренинги, знакомятся и делятся опытом. Так что со многими своими коллегами я дружу и общаюсь с первого дня.

– Какая атмосфера в компании?

– Дружелюбная, но в то же время все очень мотивированы на достижение результатов. Если нужна помощь по какой-то задаче, то без проблем можно обратиться к любому сотруднику. Позвать на кофе и спросить совет.

Кроме того, сильная поддержка идет со стороны менеджера, с которым проводятся регулярные короткие встречи. Он может порекомендовать, с кем лучше связаться для реализации идеи.

– Какой из реализованных проектов вам особенно запомнился?

– Я почти сразу проявила желание заниматься организацией проектов, так как организовываю конференции с 18 лет. Мой менеджер Нина предложила мне заняться запуском программы развития женщин на украинском рынке. Это глобальная инициатива Google по поддержке женского лидерства и развития, и до этого не была представлена в Украине.

Нина стала идеологом и инициатором проекта, а я занималась организацией как Team Lead: разрабатывала проектный план, коммуникационную стратегию, координировала подрядчиков, процессы подготовки и реализации, готовила спикеров. За год программа вылилась в три проекта: Женский саммит, Digital Академия Google, а также Предпринимательский хакатон (от слов «хакер» и «марафон», форум программистов, где небольшие команды специалистов сообща работают над решением какой-то задачи – ред.). Всего в «женских» программах приняли участие уже больше 20 тысяч девушек. Все будет продолжаться и дальше.

– Что, по вашему мнению, делает Google, Facebook, eBay и ряд других глобальных компаний такими особенными?

– Во-первых, компания старается отбирать и нанимать лучших специалистов на рынке, для которых, кроме денег, еще важна самореализация, причастность к чему-то, что влияет на жизни людей по всему миру.

Во-вторых, отлично отстроенные операционные процессы, огромное количество внутренних курсов обучения, а также инструментов для работы, которые позволяют быстро находить нужную информацию и данные. Кроме этого, работают внутренние команды поддержки, к которым можно обращаться почти круглосуточно.

– Как строится рабочий график? Учитываются ли пожелания сотрудника?

– Официально мы работаем с 9.00 до 18.00. Но каждый сотрудник может корректировать его под себя, предварительно согласовав с менеджером. Например, некоторые мои коллеги начинают в 8.00 и заканчивают в 17.00, так как вечером у них много активностей, кто-то ходит на курсы и т.д.

Есть «совы», которым удобнее начинать позже и задерживаться дольше вечером. Никто не считает твои часы. Главное – чтобы ты вовремя выполнял свои задачи.

– Какие «плюшки» предлагает компания сотрудникам?

– Их много: Google оплачивает жилье на первый период, страховку, бесплатный кофе, снеки, завтрак, обед и ужин. Для любителей спорта в офисе есть зал, бассейн, проходят групповые занятия. Еще есть массаж, работает корпоративный доктор и почтовое отделение.

– Насколько строго с контролем результативности?

– Каждые полгода оценивают всех сотрудников, что позволяет выявить слабые стороны каждого и дать возможность их «подтянуть». В это же время руководители подают кандидатуры на повышение.

Если сотрудник постоянно получает негативную оценку, с ним работает HR-отдел: выясняет причины сложностей в работе, разрабатывает план достижения целей, предлагает дополнительное обучение.

– «Гуглеры» часто высказывают в своих интервью такую мысль: с одной стороны, ты работаешь в большой крутой компании, но с другой – она настолько большая, что ты ни на что не влияешь, и мотивация со временем снижается. Что скажете об этом?

– Тут все очень индивидуально. Безусловно, компания большая и невозможно влиять на все процессы. Но в то же время, если ты активно участвуешь в проектах, организовываешь их сам, то влияние может быть очень большим. К примеру, я долго работала с ребятами из Литвы. В этой стране рынок небольшой и его ведет буквально несколько человек, так что их влияние на диджитал-экосистему страны – ключевое.

– Как вам работалось в многонациональном коллективе?

– Очень интересно. Я люблю наблюдать за культурными и национальными особенностями моих коллег. К примеру, немцы – крайне пунктуальны, всегда приходят на встречи на пару минут раньше. Шведы – очень ценят личное пространство и время: письма после шести вечера считаются чем-то невежливым. Украинская и польская команды – очень шумные, любят шутить и поддерживают друг друга.

– Есть ли какие-то особенности работы в Google в Дублине?

– В Дублине находится один из самых больших офисов Google – тут работает пять тысяч человек. Так что ты постоянно встречаешь новых людей и получаешь возможность совместно с другими реализовывать крупные проекты.

– Чем вам нравится, а чем не нравится Ирландия?

– Ирландия – одна из самых комфортных стран для жизни. Тут отличное качество еды и воздуха, много морепродуктов. Ирландцы очень открыты к эмигрантам, веселые и дружелюбные, тут легко заводить друзей. Из минусов – дороговизна и сложности с арендой жилья. Так, только за аренду комнаты придется отдать €800-1000 в месяц, а если снимать отдельную квартиру, то выйдет в 1,5-2 раза дороже.

Дублин намного спокойнее, чем Киев: мне немного не хватало ритма. Но сложнее всего мне было адаптироваться, как ни странно, к климату. Из-за повышенной влажности у меня пару первых недель была акклиматизация и постоянные простуды.

Отсутствие солнца, часто даже летом, тоже дает о себе знать: уровень витамина D упал в крови настолько, что доктор прописал мне его принимать дополнительно. В Украине такого не бывает в принципе. Но спустя какое-то время привыкаешь, конечно.

– Как изменила вас жизнь за границей?

– Прежде всего, я научилась быть гибкой, быстро адаптироваться к новой среде, решать любые бытовые вопросы. Например, из опыта общения с коллегами из разных стран и часовых поясов: самая ранняя встреча у меня была в 6 утра, а самая поздняя – в 10 вечера. Так что теперь я почти всегда указываю временной пояс.

Но самое главное: я все больше стала осознавать, насколько мир большой, но в то же время связан между собой. С пониманием этого совсем не страшно переезжать куда-то еще.

– Какие видите для себя перспективы?

– Несколько недель назад я приняла решение покинуть компанию и попробовать себя в чем-то новом. Я чувствую, как сильно профессионально выросла за последние два года и готова использовать получений опыт в новых проектах. Пока у меня нет семьи и детей, я могу без проблем переезжать в любую страну и много работать. Уже есть несколько вариантов, но я пока не спешу.