Замысел украинского государства: социальность, самодостаточность, независимость. Часть вторая

4 года назад 0

«Умный полководец не любит воевать. Умелый воин не любит убивать. Умеющий побеждать первым не нападёт. Умеющий править людьми не унижает»

Тоётоми Хидэёси, объединитель Японии

Нынешнее государство Украина только внешне (и то с трудом) выглядит необходимым, открытым и полезным для людей социальным институтом.

Самая лучшая практика – это хорошо продуманная теория.

Однако среди правящего класса и властей Украины отношение к этим двум понятиям весьма специфическое. Теорией почему-то считается то, что хорошо всё в тонкостях описывает и объясняет (в основном для СМИ и на собраниях с избирателями), но по ней ничего не работает. А практикой то, что как-то работает, но никто не знает конкретно почему. Поэтому Украина, вводя себя и остальной мир в состояние ступора, удивительным образом смогла объединить эти два понятия: у нас толком ничего нормально не работает, и никто не понимает почему. Что прекрасно подтверждается нынешним состоянием сферы государственного управления, напоминающим состояние кипящего слоя, помноженное на эффект броуновского движения. А в итоге – ничего, кроме резкого запаха и грязной пены.

Но в действительности такое впечатление складывается, а затем, тиражируясь, навязывается в результате подмены понятий и перестановки акцентов – сравнивают теорию и жизнь, вынося за скобки практику. Ведь жизнь есть реакцией на и приспособлением к воздействию часто случайно и непредсказуемо сложившихся факторов, и обстоятельств. А практика – волевое и сознательное преобразование материального мира. Последняя в Украине относится в основном к теневой части этого государства, которую изо всех сил пытаются сохранить и вывести из-под удара, как её правящий класс, так и другие заинтересованные в этом силы и стороны.

В итоге, когда народ в очередной раз раздражённо спрашивает власть «Что с проблемой?», она, весело улыбаясь, отвечает «Я решила!». Тогда удивлённо-возмущённый народ с гневом в голосе восклицает «Да как же ты её решила, если всё стало только хуже?!», а власть радостно сообщает «Я решила, что теперь это не моя проблема!».

Социальность украинского Государства

Нобелевский лауреат, экономист Д. Норт доказал, что Государство и Общество находятся в состоянии гармонии и эффективного функционирования, если первое отражает мировоззрение второго. То есть основывается на взглядах, которые общество сформировало в ходе своего исторического развития. Что и является классической консервативной моделью построения Государства.

Поэтому построение будущего украинского Государства тоже должно осуществляться на основе мировоззрения, которое сформировалось в его обществе за всё время его (общества) развития. А не только в периоды кем-то произвольно выбранные на основе политической конъюнктуры, отдельных корпоративных ценностей или личных предпочтений.

Наша история – это общее неделимое достояние. Она такая, какая есть. Не следует ни сожалеть о ней, ни раскаиваться. Более того, никто не несёт личной ответственности за ошибки своих предков. Ведь их «ошибки» – это то, что мы, по здравому размышлению и полученному опыту, считаем таковыми здесь и сейчас. Принадлежать своим корням – значит принимать свою историю целиком, во всём многообразии, противоречиях и сложности. Поскольку все мы являемся её порождением – это она сделала нас. И, чтобы там не утверждали нынешние «историографы», история не имеет сослагательного наклонения. Поэтому никто не вправе сортировать и выбраковывать историю Украины по своему выбору – не стоит переходить дорогу Богу, особенно в неположенном месте, а то Он может сделать нелицеприятные выводы. Поскольку содержание оценок «позитивно» и «негативно» со временем меняется, иногда на принципиально противоположное. А произвольное признание одних исторических периодов и отказ от других, с их циничным беспредельным шельмованием, уже привело Украину к национальному кризису – расколу общества, войне, и, как результату, потере собственных суверенитета и территорий.

Причём следует понимать, что для Украины навязываемое «забывание» советского прошлого во всех его формах и проявлениях на основе националистических и либертарианских идей – это ещё и способ легитимизации нынешним правящим классом своего, в большинстве своём незаконно полученного состояния: ведь он, всего лишь, справедливо отобрал у преступников-коммунистов награбленное у народа! Ну, чем не сцена делёжки вещей из украденного сундука Сметаной (народ) и Попандопуло (правящий класс) из «Свадьбы в малиновке»?! И вообще: не культурно оглядываться на советское прошлое – учите лучше украинский язык в новом правописании.

Да, в силу исторически сложившихся обстоятельств украинское общество и сегодня ощущает влияние сторонних социально-идеологических парадигм, подчиняясь им и принимая их постулаты, как это было и сто, и двести, и триста лет назад. Но это естественный процесс, ведь развитие украинской государственности было прервано в середине ХVII в. её же элитами и у населения Украины ещё не сложилась культурно устоявшаяся система механизмов противостояния подобным ментальным инвазиям.

Поэтому нынешняя система понятий социальной справедливости в украинском обществе в большинстве своём построена на культурных явлениях и ценностях, свойственных где-то XIV-XV вв. европейского развития (то есть с двухсотлетним лагом запаздывания на момент прерывания развития украинской государственности). И эклектично дополнена, что также абсолютно естественно, многими идеями советского периода развития Украины в составе СССР. Которые, кстати, были подхвачены ведущими европейскими державами, а потом и во всём мире. И позволили ему конструктивно развиваться дальше (например, деколонизация 60-х гг. ХХ в.), подтолкнув, в конце концов, к так называемому «левому социальному повороту».

Однако эта система понятий находится по отношению к европейцам (и не только) в более выигрышном положении. В социальной среде Украины присутствуют ещё не обесцененные идеи старой католической Европы времён заката Средневековья, породившего Новое время. И социальные ценности ХХ в., реализованные Европой Новейшего времени вслед за СССР (например, бесплатные медицина и обучение для всех, всеобщее право на оплачиваемый отдых, равенство заработной платы мужчины и женщины за одинаково выполненную работу и так далее), который их в немалой части только декларировал.

Наиболее важным в этих периодах, с точки зрения построения и развития будущего украинского Государства, есть присутствие в социуме состояний надежды и желания на возможные конструктивные изменения в обществе, которые в Украине так и не были реализованы ни в ХVII в., ни в ХХ в. А ещё историческая память надёжно защищает украинцев от имперских замашек этих периодов большинства их соседей. Хотя и не спасает от замшелых идей на кшталт «від Сяну до Дону». Что и является одним из серьёзных оснований для введения социальности в основу будущего украинского Государства.

Социальность – это взаимообусловленность: жизни людей, их жизнью друг друга, процессами и результатами совместной и индивидуальной деятельности. А субъекты, объекты, формы и виды проявлений социальности напрямую зависят от национально-исторического контекста развития общества.

В нынешней Украине, благодаря многолетним деструктивным действиям её правящего класса, большинство украинцев превращено в массы населения. Поэтому, не понимая смысла своего существования и будучи полны разочарований, они стали инертны. И проявление политической воли частью украинцев в виде разнообразных майданов не является тому противоречием. Ведь именно одновременные гнев и безразличие масс позволили прийти к власти постмайданным руководителям в 2014 г. И творить то, что они творили все эти годы. Поэтому и все нынешние призывы новых властей к украинскому народу, в сущности, остаются и будут оставаться без ответа, вызывая его упорное сопротивление.

Однако массы населения (за Ж. Бодрийаром) способны выступать главным действующим лицом Истории, обретая слово и переставая быть «молчаливым большинством». Но единственное, что может реально удерживать их внимание – это зрелищность различных «чудес» и представлений (например, в США наиболее часто переизбирались те политики, статьи о которых в Википедии подвергались наибольшему числу исправлений). А дискурсы интеллектуалов с народом всегда переходят в плоскость иррационального – любые схемы разума предельно деформируются массами самым фатальным образом.

И если раньше украинский правящий класс сознательно формировал эту ситуацию, безнаказанно зомбируя население при помощи СМИ и разрушая при этом социальные связи в обществе. То сейчас такая ситуация становится опасной: гнев и безразличие масс предвещает крах самой власти – с ухудшением условий жизни люди уже не хотят, чтобы кто-то говорил от их имени, не зная, о чём они молчат. Поэтому у тех, кто сейчас находится у власти, появляется огромный соблазн (ввиду своей слабости и с целью продления своих полномочий) дать «голос», а с ним и вовлечь во власть массы населения, возглавив их. Чтобы услышать согревающие душу и возбуждающие слова «Ave, Caesar! Morituri te salutant!».

Но чтобы сохранить порядок в Государстве, его власти должны осознавать, что именно в сфере политической деятельности уравновешиваются отражающиеся в ней социальные, экономические и исторические силы, непрестанно действующие на Государство, как изнутри, так и снаружи. Однако на украинской политической сцене нынешние власти, как и новоявленные антагонисты-«революционеры», скатились к непрестанной манифестации друг другу приёмов политики ренессансного макиавеллизма вместо продуцирования необходимых для населения современных смыслов жизни.

И если в 2014 г. часть радикально настроенных украинцев продуцировала такие смыслы, даже не успевая удовлетворять спрос на них у остальной массы населения страны. То теперь, после всех событий и разочарований последних шести лет, запрос на производство смыслов (со стороны нынешних властей и «оппонирующих» им «революционеров») у населения отсутствует. Такое молчание масс, думающих о своём выживании, которым не нужны смыслы их жизни, становится главной проблемой современности, и не только в Украине.

При этом надо понимать, что массовые выступления, которые прокатились в последние годы по всему миру – это тоже форма молчания. Ведь массы населения требуют устраивающих их решений, предложения которых они ждут от национальных элит, которые уже дискредитировали себя следующими один за другим кризисами. И среди которых нет легитимных представителей этих масс. Поэтому современная партийная политическая система находится в глубоком кризисе и упадке. Иначе к власти не смогли бы прийти такие внесистемные игроки, как Д. Трамп и В. Зеленский, заявляющие, что они говорят от имени народа.

Потому украинцы, атомизируясь, всё больше уходят в область частной жизни, что является формой их активного сопротивления нынешним политическим манипуляциям. Именно такое поведение (замена интереса к абстрактной событийности на обыденную) говорит о том, что процессы разрушения социальных отношений в украинском обществе происходят очень активно, зашли далеко и будут иметь тяжёлые последствия для страны.

А национальный олигархический капитализм только усугубляет эту ситуацию, бросая дополнительные вызовы украинскому обществу. Ведь если раньше он был озабочен только прибылью, то сейчас, чтобы сохраниться и выжить во времена мирового и национального кризисов, украинский олигархат создаёт и спрос, и потребителей, и их потребности. Патологически искривляя мировосприятие и желания украинцев.

При этом внутри масс циркулируют свои, никем не контролируемые идеи и потоки информации, приводящие к таким же неконтролируемым выводам, и следующим из них непредсказуемым действиям. И все попытки нынешних властей решать возникающие проблемы насилием (в разных формах), как способом определения и утверждения «истины» – навязывания населению (включая детей и стариков) «рационального», «патриотичного», «конструктивного» и «продуктивного» поведения, – только направляют социальное против социального, ещё больше усугубляя ситуацию кризиса в Украине.

Этим подготавливаются почва и условия для различных форм внутригосударственного террора с обеих сторон, как формы радикального и решительного отрицания друг друга. Причём главными элементом и условием этой социальной технологии является наличие большого контингента людей, способных его осуществлять. Что и наблюдается в нашей стране. Но самое страшное в этой ситуации то, что у правящего класса и масс населения Украины система их отношений стала недифференцированной – в ней отсутствуют различия между целями и средствами, палачами и жертвами. Поэтому террор в Украине теряет свой сакральный смысл – страх, – переходя в тупиковое состояние безысходности. Это как отчаянный ор от боли друг на друга двух людей, которые не слышат и не хотят слышать друг друга, мотивируя своё насилие друг над другом и причиняемую друг другу нестерпимую боль конфликтом их моральных ценностей.

Поэтому учитывая, что современные социальные отношения в Украине, даже в их увечном виде, основаны на определённых, исторически закрепившихся моделях поведения и механизмах убеждения/разубеждения/принуждения, эти отношения, вследствие эгоистичных и непродуманных действий правящего класса, накопленного населением социально-исторического опыта и пропитывания его среды идеями постмодернизма, уже не смогут безоговорочно опираться на репрессии, даже под прикрытием Закона. Идея «справедливого» самосуда всё явственнее встаёт на горизонте, обретая свои национальные черты.

В результате мы все становимся свидетелями взрывного роста насилия в украинском обществе. И одна из его определяющих причин – отсутствие в необходимом объёме социальной защиты людей со стороны государства, помноженное на насильственно насаждаемый неолибералами капитализм фундаменталистского толка. Что искривляет восприятие украинцами окружающего мира и природных принципов социальных отношений (например, разрушает социальный институт бабушек). Брошенные на произвол судьбы и подталкиваемые различными группами нынешнего правящего класса украинцы скоро будут готовы бессмысленно сражаться друг с другом (в том числе и в составе частных армий) не только ради куска хлеба, но и вещей, не имеющих настоящей ценности в жизни. Например, из желания физически заставить замолчать того, с кем они не согласны.

Социальность Государства – это не милосердие Общества, как обычно представляют себе многие, а жизненная необходимость для его стабильности и, одновременно, приобретения различных возможностей своего дальнейшего развития. Социальность – это признак устойчивого гомеостаза нации.

Не производя смыслов жизни, современные украинские власти становятся, по сути, симулякром третьего порядка – знаком, не изображающим ничего реального и не выполняющим никакой функции. Они не понимают, что производство у населения Украины спроса на такие смыслы неизмеримо важнее всего остального, чем они занимаются. И, в конце концов, благодаря их же действиям решение этой задачи становится для них непосильным: уже нынешние отношения между властью и народом в Украине – это пародия на подчинение и разрушительная симуляция сознательной деятельности.

Поэтому теперешняя украинская власть становится просто неким событием, опосредованно регулирующим динамизм социальной системы украинского государства. В итоге она исчезнет, не оставив следов ни внутри, ни снаружи этой системы. Но запустит в ней вирусные процессы появления своих копий при отсутствии оригинала. Что, в конце концов, если не произвести необходимых общественных изменений, приведёт к состоянию безысходного одиночества в присутствии друг друга – будущих властей и рядовых украинцев, – бесповоротно разрушив систему социального взаимодействия между ними.

Социальность государства – это необъявленное требование масс украинского населения. Один из смыслов жизни, который должен присутствовать в любом будущем украинском Государстве. Цель, которая может привлечь и заставить обыкновенного украинца ценить свою жизнь именно в Украине, и свою принадлежность к украинскому обществу.

Для социальных отношений необходима перспектива, дающая смысл тому, что она высвечивает. Однако это изначально создаёт конфликты с другими моделями будущего, которые находятся и/или пересекаются в тех же реальных и абстрактных пространствах. К чему надо быть готовым заранее, закладывая в системе государственного управления соответствующие механизмы их разрешения. Вместо этого профильно ответственные Верховная Рада и Кабинет Министров Украины просто обслуживают сиюминутные выгоды групп влияния украинского правящего класса и стоящих за ними сил.

Реализация социального украинского Государства, с учётом национального и мирового опыта, возможна в нынешних условиях только при возврате в сфере государственного управления к симулякрам второго порядка – копированию функций без копирования предмета. Как в эпоху Нового Времени, начавшуюся с реального воплощения слегка осовремененных идей Ренессанса и Реформации – как раз в тот период, когда были прерваны процессы развития государственности Украины. Бесперспективно идти дальше по п�

Владислав Акулов-Муратов

*Редакция может не разделять мнение автора материалов. Публикации подаются в авторской редакции.