Александр Ройтбурд: о музее современного искусства и доме Полины Райко
5 лет назад 0
Директор Одесского художественного музея Александр Ройтбурд, вчера, 17 ноября, выступая в Херсонском художественном музее, спровоцировал полуторачасовую дискуссию,дал повод для многочисленных постов в социальных сетях и переноса дискуссии в виртуальную, очень наэлектризованную, атмосферу вербального мордобоя.
Цикл лекций, проведение которых отважно взвалил на себя Херсонский художественный музей, в принципе, провоцирует изменения в самой художественной среде. И все те новации, которые озвучиваются на лекциях, рано или поздно прорастут в ивентах нашего музея. Не могут не прорасти.
Безусловно, провокативное, но результативное общение с Александром Ройтбурдомдало повод сделать несколько выводов и домыслов, которые уже прочно пустили корни в околохудожественной херсонской землице. И теперь все адепты современного искусства ждут первых ростков свеженького, проанонсированного и пролоббированного властью, музея современного искусства, а также наведения порядка (документального и реального) вокруг дома Полины Райко.
На злобноватый вопрос искренне недоумевающего по этому поводу журналиста — вы зачем к нам, советником по культуре — известный художник и опальный директор ответил так: «Во-первых, меня не уволили. Во-вторых, хотя мы и общались с Юрием Гусевым, речь шла о консультациях по поводу создания в Херсоне музея современного искусства. Пока это общественная инициатива. Если понадобится мой совет, я всегда готов поддержать. Тем более, что в городе есть прекрасные художники, мои старые друзья. А домик Полины Райко – отличное место для создания целой инфраструктуры – культурного центра, ресторана локальной кухни, гостиницы, резиденций и фестивалей».
Ответив на ряд вопросов публики и журналистов, Александр Ройтбурд удалился покурить, и сбежал в Музей современного искусства (МСИХ)
Общение Александра Ройтбурда с херсонской художественной тусовкой и губернатором продолжилось в МСИХ. Об этом пишет арт-критик Юлия Манукян.
«Александр посмотрел выставку «Оригиналы», оценил идею, но высказался прямо: «Волязловского надо вернуть в Херсон. Через создание музея его имени, если понадобится». Губернатор Юрий Гусев, мне показалось, был впечатлен – по меньшей мере, позвал мсиховцев обсуждать проблемы наследия и как с этим дальше быть.
Ройтбурд, откровенно на лекции сказавший, что он лучше бы картину нарисовал, чем в Херсон ехать и вялую тему трактовать, по итогу признался: не зря нас посетил – все-таки, исследовательский азарт «антрополога» в нем силен. Коллекция Херсонского художественного музея вызвала желание «отжать» пару полотен, Полина Райко просто порвала, контекст «херсонского художника Волязловского» тоже стоил потерянного дня работы».
Александр Ройтбурд уехал, а темы, поднятые им, продолжают будоражить херсонцев. Впрочем, нам еще будет, о чем поговорить.
В Херсоне продолжается инициированный Одесским художественным музеем проект, который реализуется в трех городах — Одессе, Херсоне и Бердянске. Осенний лекционный курс «Искусство в авангарде общественных изменений» от известных в Украине экспертов и идеатон организовал Одесский художественный музей в партнерстве с Херсонским художественным музеем при поддержке Агентства США по международному развитию (USAID). Доступ к лекциям — бесплатный.
Читайте также: Сегодня херсонцы придут на паблик-ток с Александром Ройтбурдом