Экологическую катастрофу под Херсоном можно было предотвратить — версия
5 лет назад 0
Херсонский рыбоохранный патруль уточнил количество рыбы, погибшей в результате отравления сероводородом у Рыбальчанского песчаного карьера (Голопристанский район области). Речь, как выяснилось, идет о гигантском количестве плотвы, густеры, молоди карпа, карася – 1 миллион 932 тысячи штук. И это лишь предварительные подсчеты – какая-то часть погибшей рыбы либо лежит на дне, либо запуталась в водорослях, либо ее снесло течением. Но в любом случае, ущерб поражает – по предварительным сведениям, он уже превышает полмиллиарда гривень!
Правда, он мог быть еще больше: ведь глубоководный карьер является так называемой зимовальной ямой, где рыба пережидает морозы. Если бы начало ноября выдалось холодным, в зимовальную яму сбилась бы значительная часть косяков со всей дельты Днепра, где они и погибли бы. Но как говорится, еще не вечер: ведь подобные явления могут повториться и в после 15 ноября, когда начнется эта самая зимовка.
Начальник Херсонского рыбоохранного патруля Богдан Артющик говорит, что к замору могли привести работы по углублению дна в акватории. Версия известна: земснаряд «расшевелил» ил, оттуда вырвался накопившийся сероводород, и он отравил воду вместе с ее обитателями. Но самое страшное, что подобные экологические катастрофы в дельте главной украинской реки повторяются гораздо чаще – раньше только в теплое время года, а теперь и ближе к зиме. Все потому, что низовья Днепра не промываются из-за мизерных сбросов с плотины Каховской ГЭС. Замедлилось течение, в глубинах накапливается ил, который теперь не выносит в море. А в иле гниет органика, выделяя тот самый токсичный сероводород.
— Сероводород в районе карьера начал накапливаться не сегодня, и не вчера – процесс начался минимум две-три недели назад. И менее масштабные случаи гибели рыбы здесь, по моим данным, здесь также наблюдались и раньше. Причем массовый замор можно было бы предотвратить – запустили в карьер теплоход, и он бы перемешал винтом слои воды, «разбив» пузырь сероводорода. Но это никому не надо было, и ежедневного мониторинга ситуации никто не проводил, — считает директор госучреждения «Новокаховский рыбоводный завод» Игорь Дикуха.
Сергей ЯНОВСКИЙ