Глава одного из сел Херсонщины довел своих жителей до социального бунта
8 лет назад 0
Украинское село – это особое измерение. Люди в селах живут по своим законам и правилам. Любая проблема здесь является общей, а виноваты в этом в основном руководители сельских советов – единоличные правители, если не сказать «местные царьки». Их полномочия не ограничиваются законами Украины и должностными инструкциями, поэтому они позволяют себе многое. В итоге, пожинать плоды их необдуманной деятельности приходится простым людям. Яркий пример – село Шевченко в Херсонской области, в котором зреет настоящий социальный бунт. Но обо всем по порядку.
Предыстория
Село Шевченко – небольшой населенный пункт в Скадовском районе, центр одноименного сельского совета. Об этом селе жители нашей области знают не так много: выхода к морю здесь нет, а значит — известность Скадовска и Лазурного ему может только сниться. Но в последнее время здесь происходят разного рода события, которые могут придать ему небывалую славу. Правда, о такой славе мало кто мечтает.
На местных выборах в 2015 году к власти в селе Шевченко пришел Сергей Кручиненко – опытный бизнесмен, руководитель и политик. Людям он был известен как глава этого же сельского совета в начале 2000-ых, а после — заместитель главы Скадовской районной государственной администрации. Некоторые же его знают как отца соратника и советника губернатора Херсонщины Андрея Гордеева, предпринимателя Александра Кручиненко. Сама судьба благоволила успешной деятельности Кручиненко-старшего во главе села: многолетний опыт работы на руководящих должностях, работящие сельчане, много сельскохозяйственных земель, ещё не до конца разрушенная «попередниками», как во многих других селах Херсонщины, инфраструктура. Но оказанного ему доверия Сергей Николаевич не оправдал.
Люди быстро разочаровались в новом председателе сельского совета. Сергей Кручиненко, вместо выполнения своих непосредственных обязанностей, начал заниматься интригами и, как утверждают жители Шевченко, отмыванием денег. Для этого делалось многое: была уволена директор местной школы (её место занял сын местного землераспорядителя), жена Кручиненко стала физруком в детском саду (притом, что этой должности в данном дошкольном учреждении никогда не было) и т.д. Как итог – полный хаос в сфере образования. Но это не самое главное. Настоящим ударом для жителей Шевченко стало принятие депутатами местного сельсовета нового налога на землю. Делалось это самовольно, без каких-либо обсуждений с людьми: Кручиненко с депутатами договорились, проголосовали и на том решили.
Теперь сельчане должны платить больше тысячи гривен в год за один пай (земельный участок). Так как работы в селе нет, большинство сельчан занимаются фермерством, в первую очередь – выращиванием сельскохозяйственных культур. Но в условиях нынешней экономической ситуации дела с продажей условных помидоров и огурцов обстоят мягко говоря не очень, поэтому платить жителям Шевченко земельный налог нечем . Особенно тем, кто имеет по несколько паев. Приходится считать каждую копейку.
Стихийная мусорка при въезде в село Петровка Шевченковского сельсовета
Терпение жителей Шевченко вот-вот лопнет. Налоги, которые составляют основную долю местного бюджета высокие, а результатов работы сельских властей нет. Ни качественных дорог, ни освещения, ни функционирующего сельского клуба. В придачу – огромная свалка бытовых отходов при въезде в село Петровка Шевченковского сельсовета, которая растёт и растет. И, как кажется, скоро и вовсе захватит село. Кручиненко, который часто бывает в Петровке, на это не обращает внимания. Возмущенные жители села даже жаловались на Сергея Николаевича в Киев, перечисляя все его подвиги, но обратной реакции так и не дождались.
Многие проблемы должна была решить сходка села. За последний год собрания сельчан здесь не проводились, поэтому местная власть даже не ведает, какие претензии к её работе имеются у людей. Но, как показывают дальнейшие события, в этом селе никто ничего решать не хочет. И если что-то и делается, то лишь для вида.
Дом культуры села Шевченко. Рядом — не менее культурный общественный туалет
Отчет о непроделанной работе: как местные власти рассказывали сказки о хорошей жизни в селе Шевченко
Четверг. 10 часов утра. В типичное «советское» здание Шевченковского сельского совета начинают идти люди. Здесь планируется то ли сходка села, то ли выездной прием первого заместителя главы Скадовской РГА Сергея Павленко. Никто не знает точно, потому как объявление о непонятном собрании появилось только накануне, и исчерпывающей информации о грядущем событии не было. В любом случае, какое-то навешивание лапши о непроделанной работе от власть имущих, как считают люди.
В 10:30 утра сессионный зал сельского совета, выполненный в стиле «безвкусный совок», уже набит под завязку. Перед жителями села Шевченко выступают сельский глава Сергей Кручиненко, глава Скадовской райгосадминистрации Виктор Турик, его первый заместитель Сергей Павленко, чиновники райгосадминистрации, председатели других сельских советов. Говорят обо всем и ни о чем: о работе сельских властей в 2016 году и планах на 2017 год, о налогах и грантах, о децентрализации и добровольном объединении громад. Люди слушают, не особо понимая смысла сказанного, а власть имущие упорно продолжают рассказывать сказки о долгой и красивой жизни в Шевченко. Так длится минут сорок, пока Сергей Кручиненко не стал рассказывать о том, что порядка 5% налогоплательщиков так и не уплатили болезненный и неподъемный для жителей села налог на землю. И если бюджет села получит все деньги, власти возьмутся за решение проблем: ремонт дорог, обустройство освещения, уборку стихийной мусорной свалки возле села Петровка.
Глава Шевченковского сельсовета Сергей Кручиненко
Председатель Скадовской районной государственной администрации Виктор Турик
В адрес Кручиненко и депутатов сельсовета начинают звучать обвинения в самовольном поднятии налога и намерении «обобрать» сельчан. С жителями Шевченко и Петровки, которая входит в этот же сельский совет, власти не обсуждали новый налог на землю, и механизм его расчета не известен.
— Мы жили без фонарей двадцать или тридцать лет, мы бы ещё год или два пожили. Мы согласны посидеть в темноте. Но обсчитайте правильно (налог – прим. «ХФ»), чтоб люди заплатили, и у них осталось на что жить, — кричит житель села Шевченко Анатолий Панчук. Его поддерживают и несколько других сельчан. Кручиненко стоит на своём: только земельный налог помогает сельскому совету сводить концы с концами. Ситуация выходит из-под контроля, и глава Скадовской райгосадминистрации Виктор Турик принимает решение погасить накал страстей и завершить обсуждение. В 12 часов дня люди начинают расходиться, так и не получив ответы на свои вопросы. «Зачем мы вообще приходили», — перешептываются при выходе из сельсовета люди.
«За то время, пока он председатель, ничего не сделано», — жители села о Сергее Кручиненко
— Я сегодня (сходка прошла в четверг, 26 января — прим."ХФ") присутствовала на непонятно каком собрании в Шевченковском сельсовете, — рассказывает жительница села Шевченко Людмила Пашинская. — Сначала говорили, что это прием граждан первым заместителем главы райгосадминистрации Павленко. Потом, когда люди начали возмущаться, почему нет объявления, они за день до сборов повесили объявление, что это просто сходка граждан.
Было много вопросов. И глава райгосадминистрации Виктор Ананьевич Турик сказал, что будет разговаривать с нами до вечера и слушать наши вопросы. Но они были закончены, потому что он сам их закрыл где-то через полтора часа, — отметила жительница села Шевченко.
По её словам, жители Петровки не были оповещены о сходке граждан, поэтому и не явились на «непонятное собрание». Кроме того, сходка/приём граждан проходила в небольшом помещении, в котором едва ли хватало места всем желающим. А значит – многие люди так и не смогли донести до властей свои проблемы и задать руководителям села и района интересующие их вопросы.
— Вопросов накопилось действительно очень много, — продолжает Людмила Пашинская. — Потому что по благоустройству села за период руководства Сергея Николаевича Кручиненко почти ничего не сделано. Можно даже начать с памятника погибшим воинам, который находится возле самого сельсовета, и мусорной свалки. Оно находится за несколько сотен метров от первого дома в селе Петровка. И сельский глава, когда ему задали вопрос, почему за время его руководства ни разу не приводилась в порядок мусорка, сказал, что не было средств. Я думаю, на это средства можно было найти. Потому что он сам сказал, что 95% граждан, налоги уплатили, — отметила она.
Отдельные претензии у неё к качеству образования в местной школе, которое сильно ухудшилось после прихода к власти нынешнего сельского главы Сергея Кручиненко .
— Я обращалась к главе областного совета с тем, чтобы навести порядок в школе. Так как буквально с 1 декабря по 14 января мой ребенок был дома в связи с карантином и зимними каникулами. Но классный руководитель не удосужился позвонить и сказать, что карантин начался, закончился и т.д. в прошлом году от классных руководителей требовалось, чтоб они оповещали родителей. В этом году ничего не сделано. Ни единого раза. Хотя есть приказ отдела образования, что с выпускниками школы нужно проводить консультации, дополнительные занятия, использовать при этом электронные ресурсы. У нас есть всё: и Скайп, и Интернет, и мобильный и стационарный телефон. Но ни единого раза никто со школы, а это входит в обязанности классного руководителя, не позвонил и не сообщил. Отдел образования в лице начальника Ольги Николаевны Дудченко это всё покрывает. Она это прекрасно знает. Они делали проверку в декабре. Как же они контролируют процесс в школе, если за месяц ещё хуже стали условия в школе. Я обращалась к главе областного совета Владислав Николаевича Мангера по поводу того, что одного ученика засчитали в 10 класс без документов об окончании 9 класса. Это свидетельствует о коррупции в системе образования.
Сегодня в 10:30 началась сходка. В 10 часов уже больше половины учителей были на сходке, весь техперсонал и сторожи. У меня вопрос: есть ли приказ о приостановлении учебно-воспитательного процесса, чем в это время занимались дети, кто осуществлял контроль? Если вы приглашали учителей, нельзя ли было провести эту сходку после учебно-воспитательного процесса. Больше 20 человек, а в школе насчитывается около 30 человек, были на сходке. С кем были дети. Это пример того, как в Шевченковской школе осуществляется контроль , — заявила Людмила Пашинская.
Разделяет мнение о бесполезности прошедшего собрания и другой житель села Шевченко — Николай Судаковский. Он считает, что глава сельского совета Сергей Кручиненко не выполняет свои обязанности. Кроме того, Николай Евгеньевич уверен: нынешний налог на землю губителен для жителей села.
— Что было, то и постановили. Ничего нового, всё старое. Как было, так и осталось. Работы никакой там нет, абсолютно. За то время, пока он председатель, он ничего не сделал. Абсолютно ничего. Поставили неподъемные для людей налоги. Базара для людей нет, реализации продукции, которую выращивают, нет. Те самые помидоры, перец некуда девать. За один пай я плачу 1110 гривен. Это неподъемная сумма. Если надо вспахать гектар, надо купить канистру соляры. Это 400 гривен. Потом надо нанять трактор, заплатить 500-600 гривен, — рассказал Николай Судаковский.
Чем закончатся страсти в селе Шевченко – известно, наверное, лишь Богу. Сельские власти четко дали понять: налоги пересматривать они не собираются, а решение насущных проблем явно не входит в их планы. По всей видимости, «разрулить» ситуацию могут лишь руководство области: без вмешательства высших руководящих чинов жителей села ждет обнищание, а работников сельского совета — социальный бунт от простых людей.