Херсонец арестован по обвинению в мошенничестве в Нью-Йорке
6 лет назад 0
С 4 декабря прошлого года в бруклинской федеральной тюрьме MDC под номером 91257-054 мается 39-летний гражданин Украины Валентин Владимирович Белан, которого обвиняют в мошенничестве, поневоле достойном восхищения.
Дело по обвинению Белана и двух его сообщниц-сожительниц, тоже граждан Украины, возбудила манхэттенская прокуратура и будет слушать манхэттенский суд, а в тюрьме MDC на 29-й стрит в районе Парк-Слоуп его держат, наверное, потому, что по масштабам аферы его можно сравнить с молодым ньюйоркцем Джорджем Паркером, который примерно сто лет назад несколько раз продал туристам недавно открытый Бруклинский мост.
Потерпевшим значится бизнесмен из Гонконга
Белана, который проживает в городе Херсоне на юге Украины и владеет недвижимостью во Флориде, арестовали 3 декабря в Нью-Йорке, где он, как предполагают, находился в неуточненном дорогом манхэттенском отеле. Федеральный судья-магистрат Она Ванг отказала ему в освобождении под залог и предоставила бесплатного адвоката Мартина Коэна. Его сообщницы Олена Чумаченко и Ника Христич, она же Вероника Мельниченко, пока на свободе и их местонахождение не установлено. Как разъяснил судье Ванг на 17 страницах предварительного обвинения (Complaint) следователь федеральной прокуратуры Южного округа штата Нью-Йорк Джастин Эллард, эти трое, "а также известные и не известные другие, минимум с октября 2008-го по декабрь 2018 года намеренно и сознательно объединялись, сговаривались и соглашались совершать мошенничество с помощью электронных переводов". О себе Джастин Эллард написал, что работает в манхэттенской федеральной прокуратуре два года, а до этого примерно четыре года был следователем отдела дипломатической безопасности Госдепартамента и знает толк в подобных делах.
Потерпевшим в деле №1:18-mj-10242-UA-1 значится не обозначенный по имени бизнесмен из Гонконга (Victim-1), из которого предполагаемые мошенники за 10 лет вытянули "миллионы долларов", убеждая его инвестировать в недвижимость, добычу полезных ископаемых и нефти в Украине и России. Из других источников известно, что это 56-летний автогонщик и бизнесмен Джеки Ю (Jacky Yeung). Белан при этом выступал как посредник, а его "известные и не известные" сообщники представлялись украинскими и российскими чиновниками, от которых зависел успех инвестиции. Китайца, с которым Белан познакомился больше 10 лет назад, вводили в заблуждение с помощью фиктивных документов и ложной информации.
Джеки Ю появился на Украине в марте 2008 года, прибыв изучить рынок недвижимости. Белана, который в то время значился и работал переводчиком, он нанял сопровождающим и через него познакомился с несколькими женщинами-переводчицами, которых Валентин представил своими знакомыми по университету. В октябре того же года Белан прилетел к Ю в Гонконг и предложил ему открыть в Херсоне трэвел-агентство, которое вскоре было зарегистрировано как совместное предприятие. Через год Джеки Ю снова появился в Херсоне, и на этот раз Белан предложил ему купить семь жилых домов и одно футбольное поле примерно за 15 млн долларов, но в итоге согласился на 9 млн, причем по условиям договора обе недвижимости должны были сдаваться внаем, а Белан назначался менеджером и обязался переводить Ю по 50 тыс. долларов в месяц. В ноябре 2010 года Ю перевел нужную сумму в украинский банк и до конца 2013 года получал обусловленный договором рент, но затем платежи прекратились и в феврале 2014-го Белан сообщил, что из-за конфликта Украины с Россией все жильцы их домов съехали. В 2015 году он поставил Ю в известность, что нужно платить выросший налог на недвижимость, и это длилось до ноября 2018 года.
"Теневой министр" кабинета премьера Николая Азарова
Как рассказал Джеки Ю следователю манхэттенской федеральной прокуратуры Джастину Элларду, в марте 2010 года он сообщил Белану, что хотел бы вложить деньги в экспорт природных ресурсов в Китай, и Валентин Владимирович сделал ему предложение, от которого нельзя было отказаться. Это была не действовавшая шахта неуточненного редкоземельного металла в районе Донецка, для покупки которой Белан обещал свести Ю с министром украинского правительства, ведавшим шахтами. Тогда же Белан отвез Джеки Ю в сопровождении машин охраны в дом, который назвал резиденцией этого министра, а в действительности отель, где у них состоялась часовая беседа, где Белан, как и во всех встречах Джеки Ю с украинцами, участвовал переводчиком. До и после этой встречи Ю пытался подтвердить данные этого "министра" в кабинете премьера Николая Азарова, но в Интернете ничего не нашел, и Белан уточнил, что это не официальный, а "теневой" министр.
"Министр", которым представилась не уточненная в обвинении женщина, предложила гонконгскому бизнесмену-автогонщику приобрести 85% акций шахты, а оставшиеся 15% оформить на ее дочь, чтобы не вызывать подозрений. Джеки Ю заинтересовался этим предложением, но попросил показать ему эту шахту, и Белан свозил его на объект примерно в часе езды от Донецка и даже дал противогаз — по его словам, для защиты от возможной радиации. В августе 2010 года Белан сообщил Ю в Гонконг, что "министр" хочет встретиться с ним в Дубае, и на этой встрече, опять же при переводчике Белане, "министр" вручила Джеки Ю соглашение о покупке им шахты на уже упомянутых условиях с 15% акций в пользу ее дочери.
Как отметил в обвинении следователь Джастин Эллард, гонконгца несколько насторожило то, что дочь «министра» не говорила по-английски, хотя, по словам Белана, училась в Йельском университете, но Белан пояснил, что знать английский ей было незачем, так как она изучала там русскую литературу. Для Херсона такое идиотское объяснение было бы убедительным, но китайца Ю оно тоже устроило. Следующая встреча Джеки Ю, Валентина Белана, "теневого министра" и ее "дочери" состоялась в Ницце, после чего китаец перевел в украинский банк примерно 1 млн долларов в счет покупки шахты. С июня по июль 2013 года он перевел туда же и для того же еще примерно 3,5 млн долларов. Как опять же отметил Эллард, в Дубае и Ницце все четверо "останавливались в дорогих отелях и ели вместе в дорогих ресторанах", причем Джеки Ю за это не платил, хотя прилетал и улетал за свой счет.
Купите вторую шахту
В феврале 2014 года Белан предложил Джеки Ю купить в Украине за 10,5 млн долларов еще одну шахту, которая, в отличие от первой, работала и владелец которой умер. Ю ответил, что на это у него нет денег, и находчивый Валентин Владимирович предложил ему продать здание компании Ю в Гонконге. Белан нашел и привез туда покупателей, которых представил как российского бизнесмена-нефтяника и его дочь, которая значится в обвинении как "нефтяная наследница". При посредничестве переводчика Белана они сошлись на покупке здания за 13 млн долларов и вскоре перевели на счет Ю в гонконгском банке 200 тыс. долларов и на его счет в украинском банке примерно 2,1 млн долларов. Как уточнил следователь Джастин Эллард, Белан "имел доступ" к этому счету. В мае 2015 года Белан сообщил Джеки Ю, что оставшиеся 10,5 млн долларов российские покупатели заплатили ему наличными в Украине, а для убедительности послал Ю фотографию себя рядом с толстыми пачками долларов, которые, как установлено позже, были подделками. Тогда же он прислал документ, что эти деньги депонированы на счет Ю в украинском банке, а позже пояснил, что они пошли на покупку второй шахты и сопутствующие расходы.
В конце 2016 года Белан свел Джеки Ю с влиятельным помощником "теневого министра", которая, по его словам, была управляющей второй шахты, а в действительности была его сообщницей и любовницей Никой Христич, она же Вероника Мельниченко. Как сообщил следователь Джастин Эллард, Христич-Мельниченко "в настоящее время проживает в доме Белана на территории Южного округа штата Нью-Йорк", хотя в том же обвинении сказано, что ее "местонахождение не установлено". В декабре 2016 года Белан сообщил Ю, что "теневой министр" тяжело больна, и представил его очередной сообщнице, которую назвал "замминистра", пояснив, что его партнером по второй шахте станет она. В сентябре 2017 года Джеки Ю узнал от Белана, что "теневой министр" умерла, в связи с чем работа второй шахты остановилась, а для продолжения работы нужно платить шахтерам примерно 400 тыс. долларов в месяц.
"Арсенал афер" для обмана доверчивых иностранцев
Для спасения уже вложенных денег Джеки Ю в январе 2018 года продал свою квартиру в Гонконге и два дорогих автомобиля — Bentley и McLaren, которые переправил морем в Англию, где в Ливерпуле их получила и продала Олена Чумаченко — сообщница, сожительница и мать двух детей Валентина Белана. Кстати, в Интернете есть данные, что Валентин Владимирович Белан проживает в британском городке Биркенхед рядом с Ливерпулем. Квартиру Ю в Гонконге купила за 2,3 млн долларов сестра Олены Чумаченко, и в итоге деньги и недвижимость Джеки Ю оказались в руках украинских мошенников. В сентябре 2018 года Белан известил Джеки Ю, что "замминистра" хочет встретиться с ним в Нью-Йорке, где, как утверждается в обвинении, все трое остановились в "дорогом манхэттенском отеле". На встрече "замминистра" через переводчика Белана сказала Ю, что для выкупа его доли в обеих шахтах нужно еще 2,5 млн долларов, и он ответил, что у него нет денег. В октябре Ю попросил Белана свести его с "менеджером" второй шахты Никой Христич и услышал, что та облучилась и до 2019 года находится в карантине на территории военной базы.
К тому времени Олена Чумаченко подала на Валентина Белана в манхэттенский федеральный суд за то, что он без ее разрешения привез в США двух их детей. По своим соображениям она рассказала Джеки Ю, что деньги, которые он перечислил на покупку украинских шахт, были переведены на ее банковские счета, а его квартира в Гонконге была продана ее сестре. Олена Чумаченко добровольно вернула Джеки Ю деньги со своих счетов, но обвиняется в хищении миллионов долларов, которые достались Белану при ее участии. А Валентин Владимирович был арестован 3 декабря 2018 года и с тех пор сидит в бруклинской федеральной тюрьме. На родине в Херсоне его называют "родоначальником брачных агентств", который, как сообщил в начале 2017 года новостной сайт kherson.life, "заработал все свое состояние благодаря огромному арсеналу мошеннических схем, на которые попались доверчивые иностранцы".