Херсонские журналисты побывали в Умани
7 лет назад 0
Не так давно херсонские журналисты в рамках семинара по этнической журналистике «Язык единства и взаимоуважения» побывали в Умане. Если раньше, город ассоциировался с великолепием парка «София», то в последнее время все чаще всплывает тематика взаимодействия с представителями религиозных общин, в данном случае – хасидизмом.
Встреча с местной властью (коротко)
В начале, для журналистов была организована встреча с заместителем мэра Жанной Лозинской, которая с большим удовольствием рассказала гостям о городе.
«В прошлом году отмечалось 400 лет со дня первого письменного упоминания об Умане. В нашем городе проживают представители разных национальностей. Кроме украинцев есть еще и поляки, россияне, евреи, белорусы и др. В городе насчитывается 36 религиозных общин» — комментирует Жанна.
На вопрос о взаимодействии между местными жителями и хасидами, Лозинская ответила так: «В плане религиозных ситуаций – проблем нет. Могут возникать проблемы в плане быта, но они не так существенны. Возникают проблемы в плане организации празднеств хасидов во время их приезда. В день Рош Ха-Шана в город приезжает около 40 тысяч паломников – половина населения Умани»
Туркмены на Черкасщине
Весной 2014 года из Луганска (в связи с АТО), в Умане высадился туркменский студенческий «десант» количеством около трехсот человек. Молодые люди пожелали продолжить изучение иностранного языка и точных наук в Украине, а точнее — в местном педагогическом университете.
Таким образом, в самом здании универа возник Украино-туркменский центр (рук. Александр Лаврик), в котором можно ознакомится с историей, географией, языком и культурой Туркменистана. Основной чертой центра является тот факт, что иностранные студенты, находясь там, чувствуют себя как дома.
Хасиды в Умане
В последние время, в большинстве украинских СМИ, частенько проскальзывают истории о хасидах в Умане.
По мнению исполнительного директора Международного БФ им. Рабби Нахмана Андрея Залевского, проблема такого внимания, вызвана в первую очередь непониманием журналистов нюансов веры хасидов.
Сам Андрей оказался неплохим экскурсоводом. Он провел журналистов в сердце Могильного комплекса им Рабби Нахмана (Цион). Рассказал о нюансах в религиозных обрядах хасидов. Показал самую большую синагогу в мире (на 6000 прихожан) и познакомил с главным человеком на могильном комплексе Яковом, который очень доступно и просто рассказывал о тонкостях веры брацлавских хасидов.
«Иудаизм существует не для того, чтобы кого то задавить или унизить. Нет, он для того, чтобы помочь остальным приблизится к Богу. Не важно какой ты веры, главное – это найти Бога» — объясняет Яков.
Вовремя пребывании в районе Могильного комплекса, автору строк казалось, что он находиться заграницей Украины. Настолько все отличительное. Вывески на иврите, прохожие в кипах и с пейсами. Все это напоминало картинки из путешествия по Израилю.
На прощание, Андрей накормил журналистов настоящей кошерной пищей, которая, скорее всего, будет полезна для любителей здорового образа жизни.
Справка: Хасидизм (от ивр. хасиду́т, или, в ашкеназийском произношении, хаси́дус, «праведность», буквально — «учение благочестия») — религиозное течение в иудаизме, которое в первой половине XVIII века за очень короткое время охватило еврейское население Речи Посполитой и прилегающих территорий. Особенное значение хасидизм придает эмоциональному постижению Бога.
Брацлавские хасиды — течение в хасидизме, основанное р. Нахманом из Брацлава, правнуком Бааль Шем Това в конце XVIII века. После смерти р. Нахмана у брацлавских хасидов уже не было другого ребе. Учение продолжило своё существование благодаря записям, систематизированным и изданным его ближайшим учеником р. Натаном. В конце XX — начале XXI века из незначительной группы брацлавские хасиды превратились в движение, насчитывающее десятки тысяч последователей.
В Умани находится также могила основателя брацлавского хасидизма рабби Нахмана из Брацлава, которая привлекает более 30 000 паломников каждый год на Рош Ха-Шана.
Рош Ха-Шана (букв. «голова года») — еврейский Новый год, который празднуют два дня подряд в новолуние осеннего месяца тишрей (тишри) по еврейскому календарю (приходится на сентябрь или октябрь). С этого дня начинается отсчёт дней нового еврейского года.
Все евреи, которые представляют течение брацлавского хасидизма, считают своей обязанностью побывать хотя бы раз в своей жизни на могиле цадика Нахмана. Они также считают, что если они встретят Новый год Рош Ха-Шана возле его могилы, то следующий год будет очень счастливым для них. Они приезжают в Умань целыми общинами, вместе с детьми. Некоторые хасиды, обычно, приезжают несколько раз за жизнь, некоторые ежегодно.