Нове життя старих дверей. Лонгрід
5 лет назад 0
Херсон – колоритне місто. Чи не кожна деталь історичного центру нагадує про його насичене та багате минуле. Серед елементів, що привертають увагу перехожих, – двері. Історія деяких сягає сотню років. Про справжні витвори мистецтва у будинках херсонців, розповідає краєзнавець Олексій Білецький та архітектор Андрій Луцик.
Алексей Билецкий рассказывает, что дверь рассказывает про стиль и про эпоху .
Двери… они разные. Они бывают удобные, бывают неудобные, красивые, некрасивые … но они напрямую связаны с историей. Каждое утро мы выходим на работу, беремся за красивую бронзовую ручку, ощущаем дух старины, легкую пошарпаность минувших лет. Благодаря удобству и гармонии день будет складываться по-другому.
Я – Билецкий Алексей, член национального союза краеведов Украины, предприниматель в сфере туризма, гид. Организатор фестивалей и дизайнер. Нам очень повезло, что наша кофейня и наш центр туризма находится на улице Суворова, либо Суворовская, в самом центре города, где всегда кипела жизнь и куда приходили показать себя, посмотреть других и потусить. По факту, ничего не меняется уже 200 лет. Херсонцы тусить любят… об этом говорять блогеры и путешественники 19 века о том, что на Суворовской было огромное количество аптек и фотоательє.
Со своей командой мы стараемся улучшать и развивать город маленькая пауза и у нас нет дизайн кодов, которые могли бы всем местным объяснить, что делать можно, что нельзя… что такое красиво, а что некрасиво. Мы каждый уникальны, мы все Д’артоньяны, поэтому сочетаем все, как считаем правильным. А я думаю, что важно договориться, куда мы идем. И тогда город будет выглядеть гармонично. Будет эстетика и следом этика.
Далее с Алексеем вышли на Суворовскую. И он сам задумался, куда пойти, потому что старые «двери» раскиданы.
Они и в людных местах, и в более уединенных. Оплот красивых дверей на ул. Шолом-Алейхема, в еврейском квартале. Там каждая дверь шикарна. Оттуда мы одну дверь как раз и выкупили. Я очень люблю двери в конце Суворовской, в районе костела. Там мало того, что двери сохранились, там остались кованные козыречки. А еще в них прослеживаются разные символы и знаки. Раньше люди просто так, чтобы поржать, не делали. Они использовали знаки и символы с каким-то смыслом. Либо там кто-то жил, либо там какой-то цветок, змея закрученная. Это что означало.
Ну Суворова, 35 находится дверь с многолетней историей. Алексей о ее трансформациях рассказывает и нам .
Мы однажды были на экскурсии. К нам вышел врач кардиодиспансера и попросил рассказывать и об этой двери. Примечательно, что над ее восстановлением трудятся с 1983 года. Раньше они были залиты краской. Потом их почистили, покрыли лаком. Постепенно восстанавливают. Снизу их оббили металлом, чтобы их не оббивали ногами. За коваными элементами также ухаживают. В советском союзе так часто красили двери, что все кованые элементы выглядели заплывшими.
Старых дверей много, что восстанавливать уйма, а как это делать, это уже другой вопрос. В каждой конкретной двери нужно ее рассматривать. От того, что дверь старая и ей сто лет, и она собрана на гвозди сотку и деревянная, она не будет искусством. А если люди постарались, она вписывается гармонично в весь фасад, перекликается с остальными элементами, конечно, это важно сохранять, потому что это ценно.
О том, стоит ли восстанавливать старые двери и заботиться об исторических объектах, спросили херсонцев. Практически все, ответили – положительно. По мнению людей, важно сохранить и айдентику, т.е. уникальность, нашего города. Поддерживает эту мысль и архитектор Андрей Луцик .
Двери, окна, фонарные столбы, еще можно найти интересные столбы ограничители для въезда карет. Это части пространства города 19 века, которые имеют культурную ценность, культурное наследие. Если мы говорим о дверях, то следует говорить комплексно. Т.е. в любом случае, любой туризм, любое сознательное отношение к урбанистике, начинается с реставрации, с исследования этого центра. Если мы хотим развивать туризм, прежде всего мы должны развивать культуру. Вкладывать деньги в то, чтобы дать образ нашему городу. Сейчас мы образ потеряли – мы не имеем дизайнерского кода в историческом центре. Турист не попадает в уникальную среду, он не переживает ощущений исторического города.
Далее мы продолжили прогулку с Алексеем. На Суворова, 37 он показал не менее интересные двери. Они деревянные и с уникальной резьбой.
Тут двери знакомые многим херсонцам, а уже и многим туристам, потому что многие наши экскурсии проходят мимо. Тут как дом красивый, так и двери. Они сделаны из крепкого дуба.
Ручки бронзовые и деревянные. Многие спрашивают, оригинальные ли ручки. Ответить сложно, т.к. они уже прикреплены на шурупы, типично советские, но вписываются они гармонично.
Видно, что все лакокрасочные изделия были убраны. Дерево просто пропитано маслом или же морилкой. Хорошо сохраняется – резьба почищена. Двери колоритные. Они живут своей жизнью. Думаю, что они знают истории и судьбы тысячи людей. Они гармонично дополняют квартал и город вцелом.
В свою очередь Андрей Луцик добавил, что по городской среде можно сделать вывод о его жителях. По зданию можно судить о предпринимателе, который является собственником здания, городских властях, которые делают нормативные документы такими, которые позволяют хаос.
Если мы хотим говорить о развитии туризма, необходимо создать нормативные акты в городской администрации, которые сделали бы условия равными для всех, сделали бы реставрацию обязательной. Этот паспорт фасада должен быть утвержден в архитектуре, изучить и восстановить двери по архивным фото. Если фотографии нет, реставрировать по стилю эпохи. Так работают в Европе.
Урбанистика – это процесс взаимосвязи людей и пространства, которое их окружает. У нас это пространство в не очень хорошем состоянии. Необходимо стремиться к лучшему, чтобы взаимодействие между городом и его жителями наладилось.
Алексей считает, что в преобразовании города очень важно понимание от местных. Необходимо сделать так, чтобы люди задумались, что у них есть –какие двери, какие окна, какие фасады, какие-то мраморные лестницы. Они начнут это ценить, уважать, возможно, развивать, своими силами.
«Город состоит не из крупностей, а из мелкостей и колоритностей. Те, кто были в старых городах – Львов, Краков – они знают, что взгляд притягивают старые фонарики, старые урны, заборчики. Некоторым элементам, действительно, по 150-200 лет. Вот из этого и получается колорит города. От этого получается ценность, уважение, любовь местных, приезжих туристов и желание сохранять.