Пост-индустриальное наследие как искусство: в Херсоне об этом спорят

4 года назад 0

В субботу и воскресенье, в Херсоне, в Urban CAD проходила необычная, как и все, что делает «ТОТЕМ», выставка. К ней готовились больше месяца, отобрав на ворк-шопах лучшие идеи, а потом работали, вкладывая новые смыслы в неожиданные формы.

Сразу определюсь с дефинициями — я не фанат современного искусства, но наблюдаю с интересом как концептуальной лопатой глубоко зарывают идеи, и зритель-сотворец должен эту идею отрыть. Не всегда, и не у всех получается. Но тут получилось.

Искрометный, не побоюсь этого слова, юмор творцов экспонатов выставки победил унылое пространство, заполнив его мэмами и тем, что должно превратиться в мэм. Ну, например, придуманное ими 0 мая, точно когда-нибудь станет расхожим мэмом.

Вот, что пишет в фейсбуке один из авторов этого проекта Михаил Клекта.

«0 мая — это о вечном мае. Ноль — парадоксальное понятие. С одной стороны, оно безразмерно, потому что это бесконечно тонкая граница между положительными и отрицательными числами, или между прошлым и будущим. С другой стороны, именно в этом ноле, в бесконечно малом мгновении, и происходит всё наше существование.

Вся бесконечность реальности, вся вселенная существует именно сейчас, именно в этот момент. Более того — то чего нет сейчас — не существует по сути. Вся наша жизнь заключена в ноле, который длится вечно. И всё остальное — прошлое или будущее — всего лишь воображаемые или вспоминаемые нами образы, которых нет нигде кроме наших мыслей. Кроме «сейчас» нет ничего. Пусть будет всегда май», — вот так объясняет свой концепт Михаил.

Но вернемся в сумрачный цех завода и прогуляемся по FUTURE-IN-THE-PASTMUSEUM. Экскурсия заняла два часа, при этом, скучно не было ни минуты. Осмысление индустриального, и не только индустриального, прошлого предлагало исходную единицу отсчета — человека. А человек — это всегда интересно, вне зависимости от интерьера, в котором он находится. Язык, праздники, места — все это стало предметом исследования пытливых мытцив.

И если кто-то добился смазывания индивидуальности в проекте «Доска почета» (Стас Остроус), то автор другого проекта — Артур Сумароков (текст в журнале «Рагнарек») мощно поработал с языком, используя идея лингвиста-марксиста Николая Марра, смешав архаику и новояз до состояния мантры, не потерял при этом смысловую составляющую и создал вполне объемных персонажей.

Была и музыка, исполненная на отключенной бас-гитаре и подручных цеховых инструментах. Рефреном ей должен был вторить хор летучих мышей. Но не сложилось – день не их время.

Трудно писать о выставке, в которой сплавилось визуальное, музыкальное, текстовое. Фотографии, инсталляции, предметы и объекты, видео-арт и site-specific терялись в громадном пространстве цеха, но куратор Елена Афанасьева уверенно вела свою авторскую экскурсию, включая в процесс авторов проектов и зрителей.

И куратор, и мытци (непереводимое и прекрасное слово) постоянно использовали сочетание «новые смыслы». Они хотели, чтобы зрители включились в процесс – самостоятельно находили эти смыслы в зашифрованных посланиях авторов проектов. И находили. Разные и интересные.

Вот что пишет о выставке куратор Елена Афанасьева.

«Финальная выставка проекта «Пост-индустриальное наследие как искусство». И это действительно перезагрузка. Несколько месяцев раздумий, поисков, художественных экспериментов и решений. И наконец имеем целый цех, наполненный арт-проектами. Именно сейчас время поблагодарить всех.Сочетались литература с музыкой, музыка с промышленным саундом, саунд с перформансом, живопись с нарративом, комикс с инсталляцией. Спасибо, друзья! Это одна из самых крутых выставок, которую мы когда-либо делали!», — написала Елена Афанасьева в фейсбуке и перечислила всех, кто поучаствовал в проекте. Но список большой, и формат новости не предполагает его публикации, а в нем были очень известные в Херсоне, и не только в Херсоне, имена.

У тех, кто попал на четыре авторские экскурсии, увидел, услышал, осмыслил все то, что хотели сказать творцы арт-объектов, перезагрузка состоялась. Urban CAD закроют, объекты законсервируют, картины и фотографии разберут, и как всегда, после таких мероприятий останется послевкусие — долгий шлейф эмоций и открытий, которые дополнят наше представление о мире, в котором мы живем. Для меня эта выставка обозначила точку перехлеста прошлого, настоящего и будущего — осмысливая прошлое, мы выстраиваем свое настоящее, затачивая его на будущее, а иначе обречены постоянно возвращаться в бесконечное нулевое мая.