Снова забастовка? Снова город в заложниках у жадных частников?
7 лет назад 0
Херсон традиционно имеет несколько проблем, одна из них пассажирские перевозки. Последние два года вопрос перевозки пассажиров регулярно выходит на первый план и каждый раз с все большим обострением. Мы снова стоим перед дилеммой: повышать стоимость проезда на категорические требования частных фирм-перевозчиков, или ходить пешком?
Херсон уникальный город, у нас два коммунальных предприятия, которые занимаются пассажирскими перевозками: «Херсонэлектротранс» (троллейбусы) и «Херсонкоммунтранссервис» («ХКТС» — автобусы). И если троллейбусники имеют хоть несколько десятков единиц подвижного состава, то «ХКТС» «распоряжается» только 3 единицами автобусов.
30 января 2018, во время заседания депутатской комиссии по вопросам предпринимательства Херсонского городского совета (ХГС) вновь всплыл на поверхность вопрос повышения цены на проезд в маршрутках. Частники в ультимативной форме требуют поднять цену до 6 грн. Если их ультиматум не примут, то, как заявил директор фирмы-перевозчика «Корнет-Стиль» Зублевский: «… то мы станем». Поддержал его и депутат ХГС Александр Васильев, который связан с коммунальным предприятием «Херсонкомунтрассервис». В том, что представитель коммунального предприятия следует за частниками уже нет ничего удивительного. Так было и в прошлом году: частники бастовали — коммунальщики их поддерживали. Ли дичь? В нашем городе — нет!
Напомню, что в октябре 2017 года Исполком ХГС принял решение о повышении цены за проезд в маршрутках до 4 грн. «За» голосовали 14 членов исполкома.
И здесь следует сделать акцент на том, что решение стало возможным только после того, как представители «Оппозиционного блока» дважды проводили митинги на центральных площадях областного центра, и оба раза собирали рекордное количество граждан, которые поддерживали их инициативу.
Решение «по 4» было не простым и принималось очень сложно. До этого было другое решение исполкома о стоимости проезда «по 5», которое было обжаловано одним из народных депутатов судебном в порядке, а депутаты ХГС после нескольких неудачных попыток таки отменили решение исполкома, в том числе по инициативе и при непосредственном участии депутатов ХГС от ОПБ.
Скандальную историю помнят все, а потому не буду пересказывать ее в деталях. Отмечу лишь то, что перед тем как выйти на компромиссное решение, а его выдвинули представители нескольких политических сил, которые представлены в ХГС, среди которых были и представители «Оппозиционного блока», маршрутчики прибегали к различным способам давления на исполком, депутатов и херсонцев. Среди них была и забастовка. И это несмотря на то, что представители общественного транспорта бастовать не имеют права. На то, что они нарушили законодательство ни исполком, ни мэр, ни сами депутаты не обратили внимания. Ни был наказан и директор коммунального предприятия.
Именно тогда в одном из своих материалов я писал: «если не дать соответствующей оценки, не принять мер и не наказывать виновных, ситуация повторится, и очень скоро». Не прошло и полгода: нам снова угрожают забастовкой.
Ситуацию обсуждаем с человеком, который тогда взял инициативу в свои руки и был организатором протестного движения против повышения цен на проезд Василием Фединым, председателем областной партийной организации партии «Оппозиционный блок», депутатом областного совета от этой партии, человеком, который никогда не был равнодушным к тому, что происходит в родном городе.
С.А. Василий Викторович, по Вашему мнению чего ждать дальше? Новая забастовка? Новые запугивания? Новое выкручивания рук?
В.Ф. Да. Вы правы. Когда перевозчики в прошлом году требовали поднять цену за проезд до 5 гривен, была организована забастовка водителей, которые тогда на один день или полностью парализовал жизнь всего областного центра: люди массово опаздывали, или вообще не выходили на работу. Дети, которые живут в одном микрорайоне, а учатся в другом, несколько дней вынуждены были прогуливать школу, ведь родители просто не могли позволить детям ходить пешком через весь город. Было несколько случаев, когда на рабочих местах вовремя не появлялись не только преподаватели, но и врачи. Город лихорадило несколько дней, ведь едва ли не 80% автобусов — владельцы «маршрутных листов» не выпускали на маршруты.
К счастью тогда это не привело ни к одному трагическому выпада, но это было строгое порождение власти города — берегитесь, принимайте меры, работайте.
Представители нашей политической силы тогда настойчиво подчеркивали городском голове: «Принимайте кардинальные решения»; «Употребляйте кардинальные меры»; «Работайте на перспективу». История с забастовкой может повториться и может обернуться трагедией. Николаенко и его окружение, которое скорее всего имеет выгоду из такой «бездействия», демонстративно нас «не услышали». Наши предупреждения стали реальностью — опять идет речь о забастовке. С нами снова говорят на языке ультиматумов.
С.А. Почему такое имеет место? Что к этому приводит?
В.Ф. Безнаказанность. Безответственность. Беспомощность. Миколаенко и его подчиненные так и не приняли каких-либо мер. Они так и не поняли, что когда они пошли на поводу у кучки людей, которые ежедневно зарабатывают на херсонцах десятки, а то сотни тысяч гривен, то они не остановятся. Они уже понравились ощущения победы над властью. Сейчас они решили взять реванш за свой «проигрыш».
Мы говорили: надо искать компромиссы, находить взаимопонимание — обязательно, но нельзя оставлять безнаказанными тех, кто нарушил Закон.
Так, с частниками вести разговор трудно. А что мешает навести порядок в коммунальном предприятии? Был объявлен хотя бы один выговор? Наказание хотя бы одного мятежника? Нет. Все бросили на произвол судьбы. Результат? Опять имеем ту же ситуацию, но со значительно большими ужасными перспективами.
С.А. Есть ли какие-то разумные аргументы для поднятия цены?
В.Ф. Главный аргумент который звучал во время заседания: в Николаеве — подняли, в Одессе — подняли. Давайте поднимать и мы.
С.А. Должен возразить. Мне практически один раз в 2 недели приходится бывать в Николаеве в делах и много передвигаться по городу в маршрутках. Там стоимость проезда составляет — 4 гривны, а нам говорят, что 6.
В.Ф. Не только Вы, многие из нас бывает в разных городах Украины. Говорить, что по всей Украине подняли цену, а мы здесь отстаем — безосновательно. Так, в отдельных областных центрах есть стоимость проезда, как составляет и 6, а также 8 гривен. Но, это только отдельные маршруты, которые имеют большую длину и которые курсируют чаще через весь город. Например, в Кривом Роге протяженность маршрута более 60 км в одну сторону (есть такой маршрут и в Николаеве).
Во время заседания перевозчики приводили в качестве примера стоимость на проезд в Белозерку — 17 грн. Но, во-первых, это пригородный маршрут и мы не принимаем по нему решение. Во-вторых, какое расстояние между Херсоном и Белозерка? А сколько километров проезжает автобус по самой Белозерке и Херсона (расстояние между населенными пунктами исчисляется от знака до знака)? И, в-третьих, многие областные центры имеют сегодня уже дифференцированные варианты стоимости, в зависимости от длины маршрута.
С.А. Кроме того, в части областей существуют «зоны». «Зонирование» — нормальный цивилизованный путь подхода к решению проблемы, которым с самого начала двигалась Европа. Чем дальше едешь — тем больше платишь.
Насколько я помню часть депутатов предлагала «зонировать» город, и брать за проезд в соответствии с тем сколько человек реально проехала.
В.Ф. Да, и мы вносили такое предложение. И что услышали в ответ? Категорически несогласие перевозчиков. Они не слышат голос разума.
С.А. Почему?
В.Ф. Это им не выгодно. Для того, чтобы вводить зоны, надо иметь четкие расчеты затрат на перевозку. Что мы услышали в ответ на предложение «зонирования»? «Стоимость должна быть от 7 — 9 до 25 и даже до 30 грн.».
С.А. Я помню как один из активных подстрекателей к забастовке, обладатель нескольких маршрутов, который не имеет собственного транспорта, а на которого работают частные предприниматели, которые платят ему «мзду» за «маршрутный лист», предлагал установить стоимость проезда в полтора евро.
В.Ф. Вы сейчас выводите наш разговор на два новых уровня. Первый — отсутствие коммунального транспорта и реального расчета стоимости проезда. Второй — взяточничество в исполкоме и его управлениях.
Кажется, что уже весь город устал спрашивать Владимира Миколаенко: «Вы и городское управление автотранспорта видели реальные экспертные расчеты стоимости проезда на любом маршруте?». Мы вносили предложение, которое депутатское большинство, которое поддерживает мэра, не захотела принимать: выделить деньги и рассчитать хотя бы один маршрут. Т.т. определить все затраты, посчитать каждую копейку, получить реальные расчеты, с которыми можно говорить с перевозчиками аргументировано, а не ссылаясь на учебник «Потолок». Что услышали в ответ: «У нас нет денег на детские игрушки». Господа, какие же это игрушки? Это жизнь города. Без реальных аргументов мы получим такие проблемы, и не приснились. Я думаю, что если сейчас спустить ситуацию «на тормозах», если частникам удастся нас «покорить», то тогда то, что было в городе в прошлом году будет на самом деле «детскими игрушками».
С.А. Какие перспективы? Какой выход из ситуации?
В.Ф. Только один — бороться и развивать коммунальный транспорт. Напомню, что в т.ч. и по нашей настойчивой предложения было принято решение обновить автопарк «ХКТС» — закупать новые автобусы в лизинг.
С.А. Что будет если «большевики» не примут это предложение?
В.Ф. Рано или поздно город окажется в заложниках. Не секрет, что уже сегодня ежедневно на маршруты не получается от 150 до 200 единиц транспорта. Далее еще страшнее. Как заявила начальник управления транспорта ХГС Марина Виркун: «Из 100 имеющихся маршрутов сейчас исполняется только 60». Т.т. 40% маршрутов не обслуживаются, а власти города только констатирует факт.
С.А . Видимо не следует забывать и о том, что в городе более чем сложная ситуация и с другим коммунальным предприятием «Херсонэлектротранс», троллейбусы которого в основном обслуживают пассажиров льготных категорий.
В.Ф. Но ситуация прошлого года доказала, что именно это коммунальное предприятие стало тем стабилизирующим фактором, который гарантировал перевозки пассажиров, и не только льготных категорий, а всех граждан.
По предложения в том числе и представителей «Оппозиционного блока» сейчас речь ведется о том, что едва ли не ближайшей сессии следует рассмотреть вопрос о внесении изменений и дополнений в программу развития электротранспорта на 2018 — 2020 годы.
Предложенные изменения касаются финансовой части Программы о выделении дополнительного финансирования. Если депутаты перестанут драться друг с другом, а наконец повернуться лицом к горожанам. Если перестанут лоббировать интересы частных перевозчиков и выделят дополнительные деньги, а речь идет о том, что в последующие два года КП «Херсонэлектротранс» может получить из городского бюджета более 83 миллионов гривен, то мы сможем сказать подстрекателям к забастовкам: «Господа — вы свободны! Мы освободили город с заложников».
С.А . Спасибо.
А пока депутаты ведут «войны» за наполнение кошельков отдельных лиц, которые продолжают угрожать городу, может нам — гражданам пора все это кардинально изменить? Может время послать их «НА …» и «В …», и взять дело в свои руки?