Судостроение Украины: кто останется наплаву
7 лет назад 0
Что случилось?
Мы постепенно растеряли колоссальный промышленный потенциал Украины, который в начале 90-х нам казался почти билетом в близкую благополучную жизнь. Теперь судостроительная отрасль страны пытается выжить самостоятельно.
«Сегодня часто сравнивают производительность нынешних украинских судостроительных верфей с показателями советского периода. Например, Херсонский судостроительный завод в 60-х гг. выпускал 12 полнокомплектных судов в год. В этот же период 50% мирового рынка судостроения принадлежало Европе. Однако, уже к 2014 гг рынок европейского судостроения (включая Украину, Россию) занимал 1%. К сегодняшнему дню мы наблюдаем тенденцию увеличения, примерно до 10-15%, но лидерство все же остаётся за азиатской тройкой — Китаем, Кореей, Японией. Если в начале ХХ века Великобритания была ведущей морской державой мира, то сегодня Великобритания вообще не строит гражданские суда. Говоря о возвращении Украины в былые объёмы судостроения, нужно понимать , что мировой рынок изменился коренным образом . И чтобы ему соответствовать, наше судостроение должно находиться в условиях, аналогичных с нашими конкурентами », — считает Генеральный директор Smart Maritime Group, депутат Херсонского областного совета Василий Федин.
Выживает сильнейший? Только не в судостроении нашего времени
Мировая практика говорит, все судостроение, в каждом государстве имеет определенные государственные преференции. В 2012 году социологическое исследование компании RolandBerger, собрало результаты, подтверждающие, что все страны, развивающие судостроение, поддерживают эту отрасль комплексом мер, основные из которых — налоговые льготы и дешевые кредиты.. Каждое государство проводит политику защиты своей экономики, своих производителей, например, с помощью Экспортно-кредитных агентств (ЭКА). Украина, наравне с Молдавией и Албанией такой структуры не имеет. Сравним экономику этих трех и остальных государств, и сделаем выводы. Судостроение, как экспортное направление особо чувствует отсутствие протекции и недостаток ЭКА. Сегодня лидер на рынке судостроения в черноморском бассейне — Турция. Для того, чтобы победить турецких судостроителей или хотя бы подняться с ними на один уровень, нужно создать условия бизнеса такие же как у них.
Какие именно?
Первое — наличие государственной поддержки промышленного сектора. Государством в целом всегда поддерживаются отрасли машиностроения, поскольку подсчитано, что одно рабочее место в машиностроении создает 8 рабочих мест в смежных отраслях. Чтобы увеличить долю местного сырья и комплектующих, власти страны принимают участие в финансировании научно-исследовательских проектов в судостроении и связанных с ним производствах. Меры господдержки помогли турецкому судостроению выйти на лидирующие позиции в мире по объемам производства.
А что же в Украине?
Для развития экономики крайне важно, чтобы страна что-то продавала, т.е. в торговом балансе доля экспорта была выше. А мы сегодня покупаем гораздо больше, чем продаем, соответственно создается недостаток валюты, на нее растет спрос, растет курс доллара, национальная валют падает. Разницу можно покрыть кредитами, но это путь в никуда. Требуется наращивание экспорта, а судостроение как раз одна из мощных экспортных отраслей.
Но в экспорте Украины сегодня 66% составляет первичное сырье без переработки. Это шокирующие цифры. Министерство иностранных дел непонятно чем занимается. Торговые представительства не работают, знания иностранцев об Украине ограничиваются перечнем- война, коррупция, бардак. Партнерские связи с такой страной никто не хочет иметь. И хотя в Турции тоже идет война, отлаженная работа государственной машины нейтрализует эту информацию и у Турции много иностранных заказчиков. Вообще, есть такое мнение, что самолёты и корабли продают не компании, а президенты. Другими словами, основные сделки заключаются на уровне правительств. Такой пример. Когда россияне купили, но не загрузили, в 2008 году в Германии верфи Висмарк и Вюрдемюнде, Ангела Меркель лично выясняла этот вопрос с Путиным.
Есть еще один немаловажный глобальный момент, который особо остро сейчас ощущается украинскими судостроителями – отсутствие в Украине судоходства. По сути, если турки занимаются судостроением, то и основные их заказчики- турецкие судовладельцы. У нас нет украинского флота.
Посмотрите на цифры, отражающие нагрузку на речную инфраструктуру: в Украине в разы ниже, чем во Франции и Германии. При этом, из 5 крупных рек, Европы три — в Украине: Днепр, Дунай, Буг.
Но даже те немногие украинские заказы, что есть, размещаются в Турции. Почему?
Основными проблемами развития украинского судостроения является отсутствие льгот по импорту инвестиций и неоправданный размер налоговых ставок, что значительно снижает ценовую конкурентоспособность украинских заводов. Кредит в Украине получить невозможно, это печальный факт, апроцентную ставку проиллюстрируем через расчет. К примеру: баржа стоит 3 млн. Если заказ внутренний, мы возьмём кредит в банке и заплатим за год 510 тыс. процентов. Это грубый подсчёт, но турки возьмут кредит под 3-5% годовых, это 150 тыс. долларов, а если они строят на экспорт, то это будет 0,3% годовых. Компании при размещении заказа ведут торг в 20 тыс. долларов, а мы тут теряем 360 тыс. на ровном месте, 12 % стоимости заказа.
Кроме процентов, украинские судостроители платят огромные налоги, больше чем в любой другой стране. В прошлом году СМГ заплатило 64 млн. грн. налогов, при 317 млн грн товарной продукции. Сейчас местная власть рассматривает вопрос об увеличении ставок налога на землю. Если его увеличат, это прибавит еще 50 млн. налогов. Возможно ли при 300 млн выручки заплатить 130 млн. налогов? Какой бизнес может себе позволить платить такие налоги? Общая налоговая нагрузка в 3-5 % считаетсянормальной, а при 20% — ситуация уже критична. Украина в оценке налогов занимает 107 место, у нас очень непрозрачная и нестимулирующая система налогов. Если у нас останется такая экономическая политика как есть, производство просто умрет. Если мы хотим, чтобы заводы работали, мы должны создать такие же условия как, например, в Турции.
Наше судостроение Европе не нужно
Европа видит нас аграрной неразвитой страной. Представители Евросоюза говорят открыто –«не суйте нам свой металлолом». А ведь мы строим суда, которые занимают место в топ-50 ведущих судов мира (2013г). Под это подводят идею свободной конкуренции, но на самом деле это уничтожение украинской экономики, и существуют компании, которые осуществляют эту деятельность.,
Что делать?
Украина конечно может изобретать велосипед, наступая на грабли не один раз, а можно посмотреть опыт развивающихся стран, и понять с помощью каких методов страны третьего мира ворвались в первый.
Примечательно, что именно развивающемся страны, использовали в том числе судостроение как рычаг для развития всей экономики.
Конечно, первыми на ум приходят такие страны как Сингапур и Южная Корея.
В пути, который прошли эти страны, очень много похожих методов.
Главный — развивающиеся страны предоставляли максимальные льготы ключевым отраслям промышленности, в том числе судостроению.
Сингапур. В 50-х годах прошлого столетия, питьевая вода в Сингапуре считалась полезным ископаемым. Сингапур был беднейшей страной Юго-Восточной Азии.
Как Сингапур сумел выйти из такой ситуации? Повышал ли он налоги или понижал?
В своей книге «Сингапурская история. Из третьего мира в первый» бывший премьер-министр Сингапура г-н Ли Куан Ю писал:
«Ключевую роль в привлечении инвестиций играло правительство. Мы создавали инфраструктуру и хорошо спланированные промзоны, предоставляли финансы для развития промышленности, налоговые и экспортные льготы. …
…к концу 1970 года мы выдали 390 сертификатов, предоставлявших инвесторам право на освобождение от налогов сроком на 5 лет
…Джуронг гудел от деловой активности, как улей.
Мы приветствовали каждого инвестора, но, когда мы находили большого инвестора с потенциалом для серьезного роста, мы просто из шкуры лезли, чтобы помочь ему начать производство.
Если бы мы были просто так же хороши, как и наши соседи, у предпринимателей не было бы никаких оснований строить свой бизнес в Сингапуре. Мы должны были создать для инвесторов возможности работать в Сингапуре успешно и прибыльно, несмотря на отсутствие внутреннего рынка и природных ресурсов
Финансовая стабильность, сбалансированный бюджет, низкие налоги поощряли значительные инвестиции и высокую производительность.
помощь должна была быть направлена на создание рабочих мест в Сингапуре путем строительства предприятий, и не должна была сделать людей зависимыми от постоянных подачек. Я предупредил наших рабочих: «Мир не обязан нас кормить. Мы не можем кормиться нищенством».
Корея . После разделения Кореи юг был преимущественно агарным, но сейчас промышленность создает 39% ВВП страны. А на сельское хозяйство приходится всего 2% доходов.
Секрет такого превращения — опять же государственная поддержка. Производители готовой продукции получали от государства субсидии и заказы, а налоги для бизнеса снижались. Преференции доставались только самым успешным предприятиям — так в Корее стимулировали конкуренцию. Были отменены пошлины на импорт промышленного оборудования и комплектующих
Для обеспечения отрасли финансовыми ресурсами был создан Национальный инвестиционный фонд
Государство компенсировало разницу между рыночной и льготной процентной ставкой
Государство страховало риски
Государство способствовало реструктиризации долгов судостроительных кампаний.
Интересен опыт США в развитии национального судостроения. В Америке до сих пор действует ряд протекционистских законодательных актов в области мореплавания. Основными из них являются закон Джоунса 1920 г., согласно которому каботажное и внутреннее судоходство в США может осуществляться лишь на судах, построенных на американских верфях и плавающих под флагом США. В 80-х годах в США администрация Рейгана отменила многие преференции американскому судостроению. За очень короткий срок судостроение в США практически перестало существовать. Однако, после прихода к власти Билла Клинтона в ноябре 1993 г. Конгресс принял «Национальную судостроительную инициативу» вернув все льготы американским судостроителям.
ВЫВОД. Украина скатилась по показателю ВВП на душу населения на 107 место, среди Свазиленда и Гватемалы.
Для того, чтобы подняться с колен и ворваться в список развитых стран, Украине необходима новая экономическая политика, которая заключается в максимальной поддержке национального производителя.