В Херсоне исчез уникальный перекресток
7 лет назад 0
Две пересекающиеся между собой улицы Херсона были связаны с событиями января.
Улица 9-го Января получила свое название в 1927 — в честь "Кровавого воскресения" (1905), позже ее переименовали в ул. Филиппа Орлика (19.02.2016) — в честь украинского политического, государственного и военного деятеля.
Бывший переулок Торговый стал улицей 21-го Января (сразу после смерти вождя мирового пролетариата). Позже ей вернули историческое название — ул. Торговая (19.02.2016). О том, что происходило на этом перекрестке в разные годы вспоминает херсонский краевед.
Владислав Скрипниченко
Единственное место в мире где пересекаются улицы имени дней месяца Января — 9-го и 21-го (фото Сергея Макарова) — так было ещё недавно — и на углу был гастроном (вход с угла) который почему-то называли дежурным. Под этим магазином находилось бомбоубежище, которое простиралось вдоль Торгового переулка аж до улицы Горького, а именно до кафе "Дружба" (в котором херсонский бомонд остограммливался перед посещением Филармонии или к/т Коминтерн). В 60—е начало 70-х годов тут находился архив (по крайней мере значительная часть его) библиотеки им.Горького, которая в те времена распологалась на 200 метров ниже по 21 Января — в своём исконно родном помещении выстроенном на пожертвования имущих херсонцев в Покровском сквере (который тогда называли Библиотечным). Старожилы делали замечание выгуливающим собак — здесь (по центру сквера) находился алтарь — как бы беда не приключилась…Теперь в этом дореволюционном здании городской ЗАГС (что конечно же неправильно — оно построено на благотворительные средства горожан и не может использоваться для других целей) а тогда была городская публичная и позже областная библиотека. Естественно со временем помещения библиотеки не смогли вмещать всё увеличивающуюся массу библиотечного материала и поэтому, под выносной архив приспособили бомбоубежище дома Скарлатто, который имел вполне пригодные для этого помещения (был даже туалет). Несколько работниц учреждения выходили на работу прямо туда и курьер бегал между домом Скарлатто и Горького доставляя заказанную литературу. На ночь архив запирался — но не имел сигнализации. Вот поэтому любители — библиофилы и по совместительству аматоры в области открывания замков, со временем изготовили себе ключи от этого помещения и потихоньку глубокой ночью брали из архива редкие книги. Дело в том, что некоторые книги нельзя было взять не имея очень специального допуска от ещё более специальных органов. А посему запрещённые книги Зигмунда Фрейда, Фридриха Ницше, Карла Юнга и других Освальдов Шпенглеров стали вымываться минуя заградительные барьеры в свободное городское плавание. Любопытно что незаинтересовавшая литература заносилась обратно в архив.