Атаки на журналистов, блогеров и работников СМИ в Украине: 2017-2019

4 года назад 0

Украина входит в число стран, где по-прежнему широко распространены физические атаки на работников СМИ.

Об этом свидетельствуют данные экспертного опроса более 200 пострадавших работников СМИ, проведенного в рамках проекта Национального союза журналистов Украины «Индекс физической безопасности».

За период с 2017 по 2019 год в Украине было зафиксировано 239 случаев физических атак, один журналист – Вадим Комаров – скончался от травм, полученных при избиении.

В 22% случаев физические нападения на журналистов были совершены представителями власти, в 51% – обычными гражданами, а в остальных случаях – неизвестными.

Наиболее распространенный метод давления на работников СМИ, получающий освещение в традиционных и цифровых медиа Украины, — атаки и/или угрозы нефизического характера и/или в киберпространстве, прежде всего травля, запугивание, угрозы насилием и смертью.

Украинские работники СМИ регулярно сталкиваются с хищением и распространением их личных данных.

Украинские власти регулярно используют механизм запрета на въезд иностранных журналистов (преимущественно российских СМИ) и осуществляют их депортацию.

При этом далеко не вся информация об угрозах и атаках различного типа попадает в СМИ. Угрозы нефизического характера и несмертельные физические атаки происходят настолько часто, что воспринимаются большинством работающих в Украине журналистов как неизбежная часть их повседневной профессиональной деятельности, не предаются широкой огласке и не становятся поводом для обращения за защитой в правоохранительные органы.

СМИ В УКРАИНЕ
По данным Национального совета Украины по вопросам телевидения и радиовещания, в стране функционируют следующие СМИ:

  • Телекомпании – 27 общенациональных, 47 спутниковых и 183 региональных
  • Радиостанции – 15 общенациональных и 198 региональных
  • Информационные агентства – 19 частных и 1 государственное
  • Печатные СМИ – 3143 издания, в том числе 1371 газет, из которых всего две принадлежат государству.

Проникновение интернета в Украине на сентябрь 2019 года составило 71% (почти 23 миллиона пользователей, то есть тех, кто заявляет, что использует интернет раз в месяц или чаще).

Свой отпечаток на медиапространство Украины наложили аннексия полуострова Крым (март 2014 года) и начало военных действий на востоке страны (апрель 2014).

За период с 2014 по 2019 год Национальный совет по вопросам телевидения и радиовещания ограничил вещание 86 иностранных каналов, из них 74 – с прямым российским участием. Несколькими указами президента Украины были заблокированы более 400 российских интернет-ресурсов, в том числе крупнейшие социальные сети и почтовые сервисы.

На неподконтрольных территориях Донецкой и Луганской области, а также Крыма население существенно ограничено в доступе к украинским источникам информации. По данным Министерства культуры Украины, по состоянию на 2020 год 54% людей, проживающих на временно оккупированных территориях, не имеют доступа к украинским телеканалам, а 43% — к украинским интернет-ресурсам. По инициативе президента Украины Владимира Зеленского в марте 2020 года началось вещание государственного информационно-развлекательного телеканала, созданного для жителей временно оккупированных территорий, – “Дом”. Для этого полностью трансформирован украинский телеканал иновещания “UATV”.

Телевизионный рынок Украины имеет признаки коллективной монополии – больше 70% активов разделены между шестью группами. Крупнейшие общественно-политические телеканалы принадлежат влиятельным бизнесменам и политикам — Виктору Пинчуку, Игорю Коломойскому, Ринату Ахметову, Дмитрию Фирташу, Виктору Медведчуку и Петру Порошенко.

Олигарху Виктору Пинчуку — владельцу трубной компании Interpipe и зятю экс-президента Украины Леонида Кучмы — принадлежит крупнейший телевизионный холдинг StarLightMedia, который объединяет шесть телеканалов: ICTV, Новый, СТБ, М1, М2 и канал ОЦЕ. Лидирующий канал холдинга — ICTV.

В холдинг “1 + 1 Media” олигарха Игоря Коломойского входят шесть каналов, но ключевым и одним из самых популярных в Украине является “1 + 1”.

В топовые телевизионные холдинги входит “Медиа Группа Украина”, принадлежащая самому богатому украинцу Ринату Ахметову. Его флагманский телеканал “Украина” имеет самые высокие рейтинги.

В медиахолдинге Inter Media Group олигарха Дмитрия Фирташа, который ожидает в Австрии решения об экстрадиции в США по подозрению в коррупции, ключевым телеканалом является “Интер”. Миноритарным партнером Дмитрия Фирташа по “Интеру” является оппозиционный парламентарий Сергей Левочкин.

Под влиянием оппозиционного политика и бизнесмена Виктора Медведчука находятся три информационных телеканала: 112, NewsOne и ZIK. Их официальный собственник — соратник Медведчука по политической деятельности парламентарий Тарас Козак.

Пятый президент Украины Петр Порошенко официально владеет информационным “5 каналом”. Кроме того, политическую поддержку Порошенко обеспечивает созданный накануне последних президентских выборов телеканал “Прямой”.

В ежегодном индексе свободы прессы «Репортеров без границ» за 2020 год Украина занимает 96-е место, поднявшись на шесть строчек с 2019 года.

ОБЩИЙ АНАЛИЗ АТАК

График 1 представляет собой количественный анализ трех основных типов атак против журналистов, блогеров и работников СМИ на территории Украины в период с 2017 по 2019 год.

Число физических атак с 2017 по 2019 год уменьшилось почти на треть. Почти вдвое сократилось и количество атак с использованием юридических и/или экономических механизмов. Среди прочих факторов на это повлияла борьба Национального союза журналистов Украины, а также общественных активистов за повышение уровня безопасности журналистской деятельности и против безнаказанности.

Однако количество атак и/или угроз нефизического характера и/или в киберпространстве, после незначительного снижения в 2018 году, в 2019-м опять стало расти.

ФИЗИЧЕСКИЕ АТАКИ И УГРОЗЫ ЖИЗНИ, СВОБОДЕ И ЗДОРОВЬЮ

Как показано на Графике 2, представители властей выступали инициаторами атак лишь в четверти случаев, тогда как большую часть нападений совершали обычные граждане либо неизвестные.

Большое количество несмертельных атак, избиений и ранений журналистов в Украине объясняется не только военными действиями на востоке страны, но и полной безнаказанностью этих преступлений, в каком бы регионе страны они ни происходили. Несмотря на достойное законодательное обеспечение безопасности деятельности прессы, украинские журналисты сталкиваются с абсолютным бездействием и безразличием со стороны правоохранительных органов и судебной власти.

Это подтверждают официальные данные, полученные Национальным союзом журналистов Украины от органов судебной власти. В 2018 году в судах Украины находилось 39 производств против нападавших на журналистов. За весь год было рассмотрено всего 11 дел, а доведено до решения – 5. При этом, одно решение суда – оправдательное, а четыре дела были закрыты в связи с истечением срока давности. В 2019 году показатели не улучшились: из 48 дел было рассмотрено всего 10.

  • Самым резонансным преступлением в этой категории стало убийство регионального журналиста-расследователя Вадима Комарова в городе Черкассы. Он был избит неизвестными в мае 2019 года и находился в коме вплоть до своей смерти 20 июня. Показательно, что ранее на Комарова уже совершали нападения, которые так и не были раскрыты. Это преступление все еще расследуется, и виновные не найдены.
  • 7 мая 2019 года в городе Харькове во время съемок конфликта возле одного из торговых центров пострадал телеоператор Вадим Макарюк. Зачинщики конфликта с местным предпринимателями — группа вооруженных и агрессивно настроенных молодых людей — напали и на журналиста. Его жестоко избили, разбили камеру и отняли карту памяти с материалами. Вадим оказался в реанимации, врачи долго боролись за его жизнь. Журналисту предстоят долгие месяцы реабилитации. Полиция установила подозреваемых и в декабре 2019 года передала дело в суд.
  • Примером неэффективной работы судебной системы может служить дело об избиении редактора издания «Надднестрянская правда» Романа Варшанидзе. 25 августа 2017 года в Одесской области проезд к его дому перегородили ветками, а когда Варшанидзе вышел, чтобы убрать их, на него напали трое и начали наносить удары битами. Сотрудники полиции быстро установили личности подозреваемых и задержали их. Однако по сей день дело находится в суде. Виновные так и не понесли наказания.

По данным мониторинга «Индекс физической безопасности журналистов Украины» (проект НСЖУ и общественных организаций-партнеров), в 2018 году по сравнению с 2017 годом на 50% выросло количество нападений на женщин-журналисток. В 2019 году фиксируется общее снижение нападений, однако количество пострадавших женщин удерживается на уровне 92% от предыдущего года (количество пострадавших мужчин-журналистов снизилось существеннее – до 83%).

Резонансные атаки на женщин — сотрудниц СМИ:

  • В сентябре 2018 года протестовавшие перед зданием Генеральной прокуратуры радикалы в прямом эфире избили журналистку телеканала NEWSONE Дарину Билеру. Ее забросали яйцами, пытались отобрать микрофон. Одна из участниц митинга ударила журналистку по лицу.
  • В июне 2019 года в Волынской области нападению подверглась журналистка регионального телеканала «Аверс» Мария Петручик. У нее вырвали удостоверение и повредили ей палец, отбирая телефон.Съемочная группа пыталась взять интервью у работников таможенных служб на тему контрабанды янтаря.
  • В сентябре 2019 года во время съемок сюжета о нарушителях правил дорожного движения в Киеве один из водителей ударил журналистку телеканала «2+2» Катерину Колган, выбил из рук телефон и переехал его автомобилем.

Большинство зафиксированных покушений на убийство журналистов связано с их работой в зоне боевых действий на востоке Украины.

  • В январе 2017 года съемочная группа «5 канала» попала под обстрел боевиков по время съемок сюжета про украинскую армию.
  • В феврале 2017 года британский фотограф Кристофер Нунн пострадал в результате обстрела боевиками Авдеевки: они вели огонь по пунктам выдачи гуманитарной помощи.
  • В апреле 2018 года автомобиль, в котором ехали журналист и оператор «24 канала», подвергся направленной атаке боевиков: медиаработники чудом избежали гибели от взрыва противотанковой ракеты.

АТАКИ И УГРОЗЫ НЕФИЗИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА И/ИЛИ В КИБЕРПРОСТРАНСТВЕ

На Графике 4 отражены подкатегории атак и/или угроз нефизического характера и/или в киберпространстве.

В топ-3 методов давления на работников СМИ входят: травля, запугивание, угрозы насилием; повреждение/отъем имущества, транспорта, оборудования, документов и похищение/распространение личных данных, фишинг, доксинг.

В Украине одним из наиболее распространенных способов запугивания или мести журналистам является поджог личного автомобиля либо редакционного помещения.

  • В июле 2018 года от огня пострадали оргтехника, мебель и часть редакционного помещения газеты «Событие» в городе Каменском Днепропетровской области. Полиция установила, что поджог был совершен при помощи паров горюче-смазочных материалов.
  • В феврале 2019 года в селе Ходосовка под Киевом неизвестные сожгли автомобиль ведущего программы “Школа коррупции” Василия Крутчака.
    В марте 2019 года в Полтаве неизвестные сожгли автомобиль Геннадия Сикалова, основателя издания «Последний бастион» и политика. Сам он связывает это с публикациями нескольких материалов об одном из кандидатов в президенты Украины.
  • В апреле 2019 года в Днепре неизвестные сожгли автомобиль главного редактора газеты «Заря» Владимира Песоцкого.
  • В ноябре 2019 года автомобиль основателя еженедельника “Базар Медиа в Украине” Олександра Товстого облили зажигательной смесью и подожгли под окнами его дома.
  • В декабре 2019 года в результате умышленного поджога сгорело редакционное помещение и была уничтожена техника районной газеты «Голос Самбирщины» во Львовской области.

Хищение и распространение личных данных, фишинг и доксинг — излюбленные методы атак. Ниже перечислены наиболее масштабные случаи.

  • С мая 2016 года по настоящее время в открытом доступе на сайте «Миротворец» находятся личные данные более чем пяти тысяч украинских и иностранных журналистов, получивших аккредитацию так называемой «Донецкой народной республики». Также сайт «Миротворец» регулярно вносит в свою базу данных «Чистилище» персональные данные журналистов, которые, по мнению анонимных волонтеров, модерирующих сайт, совершили преступления против национальной безопасности Украины.
  • В феврале 2017 года на сайте общественного движения «Украинский выбор» была опубликована информация о работе и перемещении 16 журналистов иностранных СМИ в зоне АТО.
  • В июле 2017 года на специально созданной странице в Facebook были опубликованы данные, среди которых были данные шестнадцати украинских журналистов.
  • В сентябре 2017 года боевики ЛНР обнародовали список одиннадцати украинских и иностранных журналистов, которые работали в АТО.
  • В августе 2018 года сайт так называемого «МГБ ЛНР», а также ресурсы «Исток» и «Русская весна» опубликовали персональные данные девяти журналистов.
  • В феврале 2019 года семь журналистов заявили о поступлении фишинговых сообщений в социальной сети Facebook.

АТАКИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЮРИДИЧЕСКИХ И/ИЛИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ МЕХАНИЗМОВ

На Графике 5 отображены различные подкатегории атак с использованием юридических и/или экономических механизмов.

В топ-5 методов давления на журналистов, блогеров и работников СМИ входят: запрет на въезд в страну; обвинение в клевете, оскорблении и ущербе репутации; задержания; закрытие СМИ/блокировка ресурса в интернете и обыски по постановлению суда.  

За три года было зафиксировано 36 случаев запрета на въезд на территорию Украины. В некоторых случаях журналистам было отказано из-за того, что они не могли подтвердить цель своего визита, в других — из-за нарушения процедуры посещения оккупированных территорий Донецка, Луганска и Крыма. Как правило, в отношении этих журналистов вводился трехлетний запрет на въезд.

  • В мае 2017 года двое журналистов газеты «Комсомольская правда» были задержаны на границе. В итоге им был запрещен въезд в Украину на три года. 
  • В июне 2017 года российскому блогеру Илье Варламову был запрещен въезд в Украину из-за того, что ранее он незаконно посещал оккупированные территории и публиковал репортажи из Донецка и Крыма. 
  • В августе 2017 года двое испанских журналистов была задержаны по прибытии в киевский аэропорт Борисполь. Пограничники сообщили им, что их имена были включены в черный список.
  • В мае 2018 года Служба безопасности Украины (СБУ) запретила въезд на три года итальянскому и чешскому журналистам. 
  • В ноябре 2019 года фотокорреспонденту LB.ua Максу Левину отказали в аккредитации в зону ООС (Операции объединенных сил в Донбассе),  несмотря на то что журналист работал там в течение пяти лет.

В Украине общее количество атак на журналистов снижается, однако риск физических нападений остается высоким. В этой стране эффективно организован мониторинг угроз и нефизических атак, что способствует усилению бдительности журналистов. За счет этого, возможно, удается предотвратить некоторое количество более тяжких преступлений. При этом работа судов по расследованию преступлений против журналистов, поиску и наказанию виновных не выглядит эффективной.

Источник: Фонд «Справедливость для журналистов», Index on Censorship