Без Черного моря: где Путин будет показывать свою силу

4 года назад 1

Власти Украины упорно продолжают не замечат ь  проблемы Черного и Азовского морей.  Спустя шесть лет после аннексии Крыма Российской Федерацией остается нерешенной проблема судоходства в украинском территориальном море вокруг полуострова. Вместе с тем, отработанная Кремлем в Азовском море тактика экономической блокады судоходства в скором времени может быть перенесена в акваторию Черного. Чем это грозит Украине и можно ли против этого бороться, разбирался  "Апостроф" .  
  Без акватории   После аннексии Крыма Украина утратила контроль над почти 100 тыс. кв. км территориального моря в акваториях Черного и Азовского морей. Территориальным морем называют прибрежные воды шириной 12 морских миль (22,224 км) от сухопутной территории. Они являются частью территории суверенного государства и регулируются законом о государственной границе. Украина, как участник Международной конвенции по охране человеческой жизни на море (SOLAS), несет ответственность за жизнь экипажей, имущества и судов, заходящих в ее территориальное море. Таким образом Киев обязан отвечать за судьбу кораблей, входящих в воды вокруг Крыма, не имея над ними никакого контроля. 

  Закон о государственной границе позволяет закрывать или частично ограничивать судоходство в территориальном море, но этого до сих пор не было сделано. Под давлением общественности Кабинет министров в июле 2014 года закрыл порты Керчь, Севастополь, Феодосия, Ялта и Евпатория. Их администрации были ликвидированы. Информация об этом была передана в Международную морскую организацию (IMO), которая объединяет 170 стран-участников. Сегодня заход в порты Крыма грозит санкциями в отношении судовладельцев. Как правило, после посещения полуострова, суда ходят только в РФ, где им ответственность не грозит. Но, закрыв торговые порты, в правительстве "забыли" о рыбацких, которые работали еще два года. К слову, они были задействованы при строительстве так называемого Крымского моста через Керченский пролив. 

  В августе 2019 года Государственное учреждение "Госгидрография" Государственной службы морского и речного транспорта Украины инициировало создание морского режимного района вокруг оккупированного Крыма. Это должно было минимизировать риски для мореплавателей в части навигационно-гидрографического обеспечения. Задача — снять с Украины ответственность за любые аварийные события, которые могут произойти в результате действий РФ во внутренних морских водах и территориальном море Украины вокруг Крымского полуострова. На сегодняшний день инициатива реализована не была. Но тема обсуждается на уровне экспертов и политиков. В частности, на этот вопрос обратила внимание нардеп от "Голоса" Соломия Бобровская. "Министерство инфраструктуры, в компетенции которого этот вопрос находится, "умывает руки" и кивает на СНБО и Министерство обороны, которые в свою очередь, тоже не спешат проявлять активную позицию" , — отметила она. По словам Бобровской, аннексия Крыма давала Украине право запретить плавание вокруг полуострова еще в 2014 году и тем самым максимально ограничить иностранную торговую активность там. "Та самая Грузия давным-давно запретила плавание вокруг оккупированной Россией Абхазии", — отмечает нардеп. 

    Эксперт по морскому праву Борис Бабин говорит, что для закрытия территориального моря необходимо принять соответствующее решение и уведомить об этом IMO. По его словам, этот шаг, безусловно, усложнит деятельность РФ в Крыму.  "Это делается очень просто. Мы пишем письмо в IMO о том, что не можем контролировать ситуацию в территориальном море, обеспечивать безопасность судоходства, поэтому закрываем там хождение. Проконтролировать запрет мы не сможем, но судно, которое нарушит ограничение, рано или поздно зайдет в порт цивилизованного государства, где его ждет ответственность. Заходить в порты нельзя, но суда часто останавливаются в 12-мильной зоне и выключают автоматическую идентификационную систему (AIS). Складывается впечатление, что в Украине никто не хочет ссориться с Россией на море. Поэтому до сих пор это не сделано ", – говорит "Апострофу" Бабин. 

  Тем временем санкции за аннексию Крыма приносят свои результаты. Так в начале февраля стало известно, что созданное оккупационными властями предприятие "Крымские морские порты" находится под угрозой ликвидации. Причиной тому послужили ограничения, введенные Евросоюзом. Впрочем, сыграл свою роль и ввод в эксплуатацию транспортного перехода через Керченский пролив.  
  
  В июле 2017 года президент РФ Владимир Путин пытался спасти ситуацию и подписал закон о включении территориального моря вокруг Крыма в свободную экономическую зону РФ. Это было сделано вопреки принятым в 2014 и 2016 годах резолюциям Генеральной ассамблеи ООН о территориальной целостности Украины и непризнании аннексии Крыма. Тем самым Путин хотел обеспечить себе хоть какое-то "юридическое" прикрытие противоправных действий в акватории.  

    И хотя некоторые скептики отмечают, что решение Украины о закрытии 12-мильной зоны вокруг полуострова будет носить политический характер, оно необходимо в сумме с решениями Международных арбитражей. В то же время, главный консультант отдела военной и военно-экономической политики Национального института стратегических исследований Николай Белесков отмечает, что для закрытия 12-мильной зоны необходим собственный потенциал и готовность международного сообщества. Этого сейчас не наблюдается. 

  "Это хорошее решение, но сложно понять, что от него сейчас прибавится к тому, что уже действует. Есть санкции, которые приносят свой результат. У юристов своя логика и аргументы, а у сектора безопасности и обороны своя – как мы можем гарантировать его выполнение",  – говорит изданию Белесков. 
   Морские уроки    А тем временем опрошенные "Апострофом" эксперты полагают, что опробованный россиянами в Керченском проливе опыт блокирования судоходства в скором времени может быть перенесен на просторы Черного моря. По словам руководителя мониторинговой группы "Института Черноморских стратегических исследований" Андрея Клименко, РФ будет блокировать для судоходства захваченные ею во время оккупации Крыма морские месторождения газа, самые большие из которых находятся у побережья Одесской области, и мимо которых проходит основной морской маршрут из портов Украины к проливу Босфор и обратно. 

  Показательно, что прохождение Керченского пролива искусственно увеличено с 5-7 до 30-40 часов. "Вместо максимальных 5-7 часов технологического ожидания разрешения на проход Керченским проливом, которые были до июля 2018 года, с января 2019 наблюдается ожидание в среднем около 30-40 часов — как на пути в Азовское море, так и на обратном пути. Это ожидание искусственное — оно связано с тем, что судам не дается разрешение на проход Керченским проливом до тех пор, пока на каждое судно не прибудет на катере досмотровая группа Береговой охраны ФСБ РФ и не проведет проверку документов и осмотр судна. Время такого осмотра составляет не более 1-2 часов. Однако суда все равно ждут в среднем 30-40 часов. Ситуации бывают разные, например, досмотровая группа по каким-то причинам долго не прибывает на судно, потом оказывается, что нет свободного лоцмана (который осуществляет проводку судна через пролив, — "Апостроф") и т.д. Иногда досмотровая группа проводит досмотр очень быстро, а потом просто сидит на судне и пьет чай, выдерживая время", – рассказывает Клименко. 

  Он отмечает, что время препятствования прохождения проливом зависит от политической ситуации. Например, перед Нормандским саммитом глав государств в Париже и перед первыми слушаниями по искам Украины к России в международных судах, корабли пропускали значительно быстрее. Но в последнее время сроки ожидания снова увеличились. 

  Выход на патрулирование в Азовском море новых артиллерийских катеров ВМС Украины типа "Гюрза-М" заставил корабли Береговой охраны ФСБ РФ отказаться от практики остановки судов непосредственно по курсу следования. По оценкам Клименко, в среднем в месяц в Мариуполь и Бердянск прибывают 60-80 судов, столько же, соответственно, идет обратно. То есть ВМС Украины прикрывают около 150 рейсов в месяц. 
   "Главная задача любых ВМС, кроме отпора агрессии, состоит в защите своего судоходства. В Азовском море к этому добавляются, несомненно, и другие специфические задачи — защита побережья и портов от угрозы с моря, блокирование возможных действий с моря со стороны формирований ОРДЛО. Прогнозировать действия РФ в Керченском проливе невозможно. Это большой и постоянный элемент неопределенности. Можно только предполагать. Мы предполагаем, что в ответ на визит президента Украины в Бердянск в связи с созданием там базы ВМС Украины, Береговая охрана ФСБ РФ может получить приказ ужесточить режим прохода Керченского пролива, а в отдельных случаях может его вообще закрывать под любым предлогом. Тем более, что вся эта история базируется на русском мифе о том, что на мариупольских и бердянских судах может находиться украинская диверсионная группа, которая хочет взорвать любимую игрушку Путина — Керченский мост", – отмечает "Апострофу" Клименко. И неважно, что более 90% судов, проходящих Керченский пролив, не принадлежат украинским компаниям. В основном это компании стран ЕС и Ближнего Востока. 
   Чем встречать    Руководитель Украинского милитарного портала Тарас Чмут утверждает, что, если власти не обратят внимание на свою морскую политику, рано или поздно ситуация в акватории Черного моря обострится. По его оценкам, сегодня Украина не способна противостоять агрессии на морях. 

 "Сегодня флот это не только война, а и экономика. Если мы потеряем контроль над ситуацией в Черном море, мы потеряем как минимум 30-40% ВВП. Экспорт украинского зерна и металла производится морским путем, РФ уже готова блокировать передвижение по ним, закрывая районы на учения. Дальше может быть больше", – сказал "Апострофу" Чмут. 

  На сегодняшний день ВМС Украины базируется на двух основных базах — Западной военно-морской базе в Одессе и Южной военно-морской Николаеве. Также продолжается строительство Азовской военной в Бердянске. Корабельный состав составляет 16 боевых кораблей и катеров. Как уже рассказывал "Апостроф", в 2020 году ожидается создание основы будущего "москитного флота". К семи уже имеющимся малым бронированным артиллерийским катерам — "Аккерман", "Никополь", "Бердянск", "Лубны", "Кременчуг", "Вышгород" и "Костополь" должны прибавиться еще пять кораблей отечественного производства. Также ожидается поставка американских патрульных катеров типа Island и Mark VI. 

  По словам Белескова, Крым и Черное море являются форпостом для РФ с южного стратегического направления. Здесь Путин будет показывать свою силу. 

 "Корабельный состав, авиация, противокорабельные ракеты РФ в Крыму способствуют агрессивному поведению. Думаю, эта агрессия будет проявляться против всех, особенно НАТО. Исключение, могут составить США. Но они, как и силы Альянса сократили свое присутствие в Черном море", – говорит "Апострофу" эксперт. 

  Тем не менее, западные партнеры Украины выражают обеспокоенность милитаризацией моря и обещают оказывать поддержку. В начале апреля на полигоне "Алибей" прошли успешные испытания ракетного комплекса "Нептун". Ракета поразила плавучие мишени во время испытаний в акватории Черного моря. Но изменит ли баланс сил в пользу Украины формирование костяка "москитного флота", а также появление противокорабельных ракет? Пока что ответ на этот вопрос — отрицательный… 
  Максим Мухин