Что происходит в степях Херсонщины? Разбираются аналитики Policy & Politics Platform.
7 лет назад 0
ДРГ Могилевича в степях Херсонщины или Братья Сегали возвращаются в Украину, чтобы построить Каховскую народную республику?
Коридор в русский мир
Херсонская область, как территория, прилегающая к Крыму и имеющая выходы к побережьям Черного и Азовского морей, давно является объектом пристального внимания российских спецслужб и военной разведки. Эта область должна была стать частью Новороссии – пророссийского анклава на Юго-Востоке Украины, название и территориальный состав которого публично озвучил Путин в 2014 году. Несмотря на провал этого проекта, Херсонщина продолжает оставаться стратегическим плацдармом для создания пресловутого коридора «Крым-Приднестровье» — идеи, периодически всплывающей в обсуждениях российских политиков. Контроль над Херсонской областью для России имеет не только идеологическое, но и сугубо утилитарное значение – как возможность беспрепятственного обеспечения Крыма водой и электричеством. О том, что в руководстве СНБО, Минобороны и страны в целом понимают значение данного региона, свидетельствует факт регулярного проведения в области военных учений (в том числе ракетных).
В условиях международного давления, оказываемого сегодня на Россию, прямая агрессия самоубийственна для Кремля – поскольку означает ужесточение санкций, усиление изоляции и дальнейшее уничтожение экономики РФ. А вот подрыв ситуации изнутри Украины, позиционирование АТО как «гражданской войны» и провоцирование новых конфликтов – как следствия «раскола украинского общества» — тактика для Кремля вполне безопасная и отнюдь не менее эффективная. Как показали события в Днепре и других украинских городах 9 мая, создание внутренней армии из титушек из бойцовских клубов и охранных фирм – это пройденный этап. Теперь, похоже, в Кремле решили опробовать новую технологию гибридной войны – создание военных сепаратистских баз на прилегающих к зоне АТО и Крыму территориях. Создание таких баз возможно под прикрытием деятельности уже существующих производственно-складских комплексов.
В частности, в распоряжении редакции оказалась информация о планах захвата находящегося в Херсонской области предприятия по переработке соевых бобов «Каховка Протеин Агро» братьями Сегалями – доверенными лицами близкого к Владимиру Путину криминального авторитета Семена Могилевича и людьми, непосредственно связанными с руководством ДНР.
В настоящее время Илья Сегаль находится в Херсоне, где активно занят поиском контактов с главой Херсонской ОГА и руководством областного управления полиции с целью обеспечить силовой вход на «Каховку протеин агро». Помогает Сегалю в налаживании контактов бывший губернатор Херсонской области Борис Силенков. Уволенный с этого поста еще в 2010 году, но остающийся непременным фигурантом корпоративных конфликтов и политических скандалов в области.
Смотрящие бухгалтера Могилевича
С 2008 года братья Сегали находятся во всеукраинском розыске. Также братья находились в красном списке Интерпола, и были исключены из него из-за того, что украинская прокуратура не смогла предоставить доказательств их виновности. В 2014 году СБУ внесла Сегалей в список лиц, которым запрещен въезд в Украину. Несмотря на это, один из братьев – Илья, посетил Украину в этом месяце. «Человека, похожего на Вадима Сегаля», видели у здания Апелляционного суда Киева. В конце июня этот суд принял решение по хозяйственному спору вокруг прав владения предприятием «Каховка Протеин Агро», юридическая точка в котором была поставлена около 9 лет назад. Как сообщают наши источники, в настоящее время Сегаль находится в Херсоне, где активно занят поиском каналов коммуникации с главой Херсонской ОГА и местного управления полиции для поддержки «захода» на «Каховка Протеин Агро».
Братья Сегаль являются, как минимум, долларовыми мультимиллионерами, однако их фамилия не фигурирует в списках «Форбс» и других рейтингах. В открытых источниках нет официальной информации об их деятельности и активах. В Интернете присутствует лишь одна фотография – второго брата, Ильи Сегаля.
Причины такой скромности братьев сформулировал в 1997 года первый замначальника Управления по борьбе с коррупцией и оргпреступностью СБУ Владимир Шеремета. «Сегали были направлены лично Могилевичем с целью реализации его финансовой программы в Украине, суть которой сейчас нами изучается», — писал генерал-полковник СБУ в письме представителю ФБР в Украине.
Братья Сегаль родились в Семипалатинске (Казахстан) в 1960 году. Детство, юность и отчасти молодость провели в Херсоне и Киеве. В 1989 году эмигрировали в США. Как отмечается в ряде публикаций, именно там началось их сотрудничество с Вячеславом Иваньковым (Япончиком) и Семеном (Севой) Могилевичем. Впрочем, по данным источников в украинских правоохранительных органах, Сегали были знакомы с Могилевичем с конца 80-х еще по «киевскому периоду» Севы, являющемуся уроженцем Киева и начинавшего свою карьеру в столице Украины. В 1992 году братья прибыли в Россию, где стали управляющими и формальными владельцами финансовых проектов Могилевича. В частности, Илья Сегаль вел дела российского банка «Дельта» (позже переименован в «Нефтяной»), Вадим Сегаль возглавлял московский «Петрофф-банк». Оба учреждения активно занимались легализацией капиталов Могилевича. В Украине братья появились в 1997 году, став главными владельцами банка «Надра». Деньги на покупку украинского банка, по всей видимости, имели то же происхождение, что и для покупки российских активов. Среди украинских банкиров того была популярна шутка о том, что бенефициарами «Надр» являются Сегали, а бенефициарами Сегалей является Могилевич.
Сегали осуществляли контроль над «Надрами» через Игоря Гиленко – гражданина России, приехавшего с ними из Москвы и назначенного президентом и главой правления «Надр». Гиленко был партнером Сегалей по российскому банку «Нефтяной». Источники СМИ называют Гиленко одним из самых успешных финансовых менеджеров схем Могилевича и ФСБ, утверждая, что факт его назначения топ-менеджером «Надр» прямо свидетельствует о том, что покупка банка была согласована с Кремлем. Вместе с Гиленко интересы Сегалей представлял еще один акционер банка – Вадим Пятов. Вдвоем с Гиленко они владели более чем 50% акций банка, что обеспечивало возможность принятия решений. Миноритариями были представители группы «Континиум» ныне покойного Игоря Еремеева.
Российское разграбление украинских «Надр»
Банк вел агрессивную маркетинговую политику, в добровольно-принудительном порядке на обслуживание в нем привлекались бюджетники (например, Минздрав и Минобразования) и госпредпряития. Активно привлекалось финансирование с внешних рынков, от размещения еврооблигаций и привлечения международных кредитов банк получил около 390 млн долларов. К 2007 году стоимость акций «Надра» поднялась до 19 долларов при номинале в 10 грн. Сегали планировали раздуть показатели банка и выгодно продать его. Возможно, так бы и произошло, если бы не кризис 2008 года. Главной причиной обрушения «Надр» стало то, что львиная доля кредитов банка была выданы связанным с акционерами предприятиям.
Только на развитие своего аграрного бизнеса Сегали руками Гиленко выдали себе кредитов более чем на 350 млн грн при курсе 8 грн за доллар. Так, ЗАО «Каховка Пром Агро» получила кредит в 200 миллионов гривен, ЧАО «Фридом Фарм Интернешнл» — 150 миллионов гривен. Практиковались и откровенно мошеннические схемы. Так по данным «Экономической правды», банк купил сертификаты расписки у двух харьковских компаний по управлению активами — КУА "Финком" и КУА "Круар". Однако, как утверждает издание, реально в обмен на сертификаты был выдан лишь 1 млрд грн. Таким образом, две КУА получили от банка 1 млрд грн, но в балансе банка за ними значится "дыра" в размере 2 млрд грн.
Количество подобных операций стало возрастать в 2008 году. Вместо спасения банка его акционеры занялись выдачей имеющихся средств своим структурам, выведением из залогов ценных активов с заменой их на неликвидные. Как писала «Экономическая правда», «в этих операциях братьям активно содействовал Гиленко, тогда еще глава правления банка. На момент входа временного администратора по ряду объектов залогов уже не было. Ценная земля, например, заменялась на ничего не стоящую землю или вовсе на расписки. Были и ситуации с четкими признаками, прописанными в одной из статей Уголовного кодекса. Например, кредит на 180 млн грн был выдан компании, которая никогда не владела предметом залога, но получала под него займ».
Одним из наиболее ярких задокументированных правоохранителями эпизодов деятельности Сегалей в банке «Надра» стала выдача кредита в $25 млн самим себе. Это, пожалуй, единственный случай, когда Сегали фигурировали в схеме напрямую, а не опосредованно, как четвертые или пятые владельцы некоего оффшора. По распоряжению Гиленко, деньги сначала были перечислены в один из латвийских банков, которому «Надра» дали доверенность на выдачу кредита Сегалям. Сразу же после поступления на счета Сегалей в латвийском банке, эти средства были выведены на Кипр и рассеяны по цепочке контролируемых братьями оффшоров.
Именно в связи с этим эпизодом братья были включены в красный список Интерпола. Однако венцом деятельности Сегалей и Гиленко в «Надрах» стало выведение в оффшоры 6,4 млрд грн из 7,1 млрд грн рефинансирования, выделенного НБУ на оздоровление банка в конце 2008 года. Общий ущерб, нанесенный банку «Надра» Гиленко и Сегалями, превысил 10 млрд гривен при стоимости доллара 8 грн. Сегали бежали в Россию в 2008 году, Гиленко – в начале 2009, после введения в банк временной администрации.
Следующим владельцем банка стал Дмитрий Фирташ, который купил «Надра» у Сегалей, не дождавшись окончания процедуры due diligence. Однако при новом собственнике банк так и не смог восстановиться, и был ликвидирован в июне 2015 года. В НБУ и ФГФЛ обвинили Сегалей в мошенничестве и преднамеренном доведении финучреждения до банкротства. «Мы сейчас выплатим больше 3,5 млрд. грн. вкладчикам банка. Эта сумма должна быть обеспечена активами, которые предоставляли в свое время в качестве залогов Игорь Гиленко и братья Сегаль. Поэтому мы сейчас плотно этим занимаемся и поднимаем все документы, которые есть на балансе для того, чтобы как-то добраться до этих активов, что бы из этих активов получить хоть какие-то деньги и компенсировать те деньги, которые мы выплатим вкладчикам. Здесь еще не паханое поле деятельности как для нас (ФГВФЛ), так и прокуратуры. Без их помощи мы не доберемся до этих господ, которые погрели руки очень хорошо. моя точка зрения, что банк Надра, начиная с 2009 года, находился на подушке искусственного дыхания, так сказать был не живой, и спасать его в принципе не надо было» — заявил после ликвидации банка глава ФГФЛ Константин Ворушилин.
База для сепаратистов и Могилевича?
Связь сепаратистов и Кремля с преступным миров России имеет много доказательств. По данным ФБР и Скотланд-Ярда, Могилевич возглавляет преступную группировку, которая занимается торговлей наркотиками, проституцией, отмыванием денег, контрабандой, продажей оружия и радиоактивных металлов. ФБР включило Могилевича в список 10 самых опасных преступников мира. В докладе судьи Высокого суда Лондона сэра Роберта Оуэна об убийстве Александра Литвиненко содержатся утверждения о сотрудничестве Путина с Семеном Могилевичем, который в реальности был не только бандитом, но и агентом ФСБ, а также об участии Путина в бизнесе Могилевича, за который тот попал в список самых разыскиваемых преступников ФБР, — торговле оружием с Аль-Каидой. О том, что Путин и Могилевич взаимодействуют «еще с Ленинграда» вспоминал в разговоре с Леонидом Кучмой на «пленках Мельниченко» и тогдашний глава СБУ Леонид Деркач.
В аналитическом отчете контрразведки Швейцарии о связях Могилевича с ФСБ и кремлевским руководством говорится следующее: «Уже давно предполагается, что многочисленные представители ОПГ покрываются государственными органами, среди которых ФСБ. Так живет, например, Семен Могилевич, одна из самых могущественных фигур российской оргпреступности, который с 2003 года разыскивается ФБР за мошенничество и отмывание денег и которого никто не тревожит в России. Утверждается, что он даже присутствовал лично при российско-украинских газовых переговорах. Вплоть до настоящего времени ни один из лидеров ОПГ в России не был привлечен к ответственности, что едва ли можно объяснить недостаточными успехами в расследованиях. Речь, напротив, идет о том, что главари преступных организаций пользуются защитой на высоком уровне».
Несмотря на арест Могилевича в 2008 году российскими правоохранителями, в 2009 он был выпущен под подписку о невыезде, а в 2011 дело против него было закрыто «за отсутствием состава преступления». Сегодня российская власть в полной мере использует возможности сообществ, на которые имеет влияние Могилевич, во внешней политике. Так, по информации российского издания The Insider, президент Венгрии Виктор Орбан, который в начале своей политической карьеры был активным противником России, был «перевербован» в ярого сторонника Москвы и фактически проводника российской политики в ЕС благодаря компромату на него, предоставленному Кремлю Могилевичем. Одним из свидетельств нового этапа в отношениях России и Венгрии стало восстановление в Будапеште памятников советским воинам, в том числе «погибшим при подавлении Венгерского восстания 1956 года». Спонсором этого мероприятия выступил авторитетный бизнесмен из Солнцевской ОПГ Могилевича Андрей Скоч.
Роль Могилевича в украино-российском конфликте до сих пор оставалось в тени. Между тем, доверенное лицо финансовых менеджеров Могилевича – братьев Сегалей, Александр Кофман, долгое время занимал посты «вице-спикера парламента» и «главы МИД», конкурировал с Захарченко за пост главы ДНР, а главное, по информации сайта «Миротворец», «держал кассу» сепаратистов и считался «специалистом по отмыванию денег в оффшорах». Наличие таких навыков у Кофмана объяснялось тем, что с 2006 года он работал директором по развитию донецкого филиала банка «Надра». Уже с 2014 года бывший банковский клерк стал желанным гостем на центральных российских телеканалах. В частности, на свои ток-шоу Кофмана неоднократно приглашал скандально известный российский ведущий Владимир Соловьев.
С учетом вышеизложенного, вызывают удивление, что, несмотря на то, что банк «Надра» вернул более десятка своих залогов, отсудив их у структур Сегалей, последних интересует только один актив. И этот актив находится в не Киеве или Полтаве, а в де-факто приграничном с Россией регионе.
Спустя девять лет, Сегали начинают борьбу за этот актив. Зная, что даже в случае физического захвата актива, не смогут вести бизнес, потому что деятельность предприятия будет юридически и финансово заблокирована. Зная, что нынешние собственники будут сопротивляться захвату. Наконец, зная публичную позицию Арсена Авакова о жестком реагировании Нацполиции на попытки рейдерских захватов, которую министр внутренних дел озвучил в начале июня.
Очевидно, что Сегали готовы на очень многое, и согласовали свои действия с кем-то высокопоставленным не только в России, но и в Украине. Также очевидно, что мероприятие готовится с расчетом на то, что картинку «маленькой гражданской войны в Херсонской области» с радостью подхватит российское Киселев и Соловьев-ТВ.
Свободное перемещение по Украине лица, въезд которому запрещен СБУ. Планирование этим лицом захвата предприятий в приграничной полосе, причем явно не для ведения там хозяйственной деятельности. Угроза создания диверсионно-тактической базы вблизи границы, которая может стать опорным пунктом вооруженных сил страны-агрессора в случае вторжения.
Как все это следует расценивать? Быть может мы наблюдаем блестящую спецоперацию СБУ, и в ключевой момент все участники планируемого преступления будут задержаны с поличным? Если так, то нам останется лишь поаплодировать выдержке и профессионализму главной украинской спецслужбы, и извиниться за все беспочвенные подозрения.
Сергей Рассказов, GOLOS.UA
инф. стороннего источника