Об особенностях украинизации Юга Украины — Максим Невенчанный
4 года назад 0
На Украине с 16 января 2021 года, согласно закону «Об обеспечении функционирования украинского языка как государственного», принятому при экс-президенте Петре Порошенко и не отмененному, несмотря на обещания, действующим президентом Владимиром Зеленским, все поставщики товаров и услуг должны обслуживать потребителей и предоставлять информацию исключительно на украинском языке.
О некоторых особенностях процесса украинизации на Юге Украины в прямом эфире «Украина.ру» рассказал депутат Николаевского городского совета Максим Невенчанный.
Невенчанный подтвердил, что несмотря на то, что «украинизация коснулась сферы обслуживания, сотрудников административных учреждений, депутатского корпуса, пока, до июля 2021 года, не предполагается ни каких штрафов».
Народный избранник акцентировал внимание слушателей на том факте, что и предыдущий омбудсмен, доктор филологических наук Татьяна Монахова, и нынешний Уполномоченный по защите государственного языка, тоже филолог, Тарас Кремень, родом из г. Николаева.
Вполне вероятно, как предполагает Максим Невенчанный, власть выбирает в омбудсмены представителей с Востока страны осознанно:
«…чтобы не вызывать явное возмущение. Если бы омбудсмен был из Западной Украины, то это вызывало бы еще больший резонанс».
Народный депутат отметил, что процесс украинизации общества начался довольно активно, и что по информации СМИ «языковой омбудсмен, Уполномоченный по защите государственного языка Тарас Креминь только в первые дни работы правила обслуживания украинцев на украинском языке уже получил около 186 жалоб». Среди нарушений в частности фиксируются: вывески не на украинском языке, ценники в торговых сетях не дублируются на украинском языке, отсутствие украиноязычной версии сайта в торговой сети.
«Пока возмущений и действий карательных органов нет, но есть возмущение со стороны жителей, которых слишком возмущает такое давление и принуждение, и, собственно мотивация – якобы идет такое развитие языка», – комментирует ситуацию народный депутат.
Невенчанный отмечает, что в сознании людей «развитие», в данном конкретном случае языка, «это когда человека стимулируют, каким-то образом поощряют», а не ставят условия в категоричной форме. По словам депутата, «это скорее напоминает ущемление личности в каких то определенных убеждениях».
В то же время он считает, что люди, во многом благодаря пропаганде на государственном уровне, «не разделяют пока еще в сознании понятия «родной язык» и «государственный язык».
«Государственный язык» – это язык Закона, делопроизводства, который должен быть понятен, однозначно, на всей территории Украины. Потому что диалектов очень много… Где-то венгерский, где-то польский, где-то условно австрийский, где-то румынский, где-то русский диалект присутствует. И для того чтобы все понимали, есть официальный документооборот. Люди используют в своем быту русский язык, потому что они думают на русском языке, они возмущаются на русском языке, видят сны на русском языке», – говорит Невенчанный, и, удивляясь позиции некоторых граждан Украины, продолжает дальше свою мысль:
«Они начинают комментировать и выступать явно в защиту – «Мы Украина, у нас должен быть украинский язык». Посмотришь их странички, за пару дней до 16 января, все посты на русском языке. Более того, их имя и фамилия тоже на русском языке. И как они так резко стали представителями защиты украинского языка, очень не понятно?! Тем более, что я вообще не понимаю, что там защищать».
Невенчанный подчеркивает, что основная «война языков» развернулась в социальных сетях, где часть граждан пытаются высказывать свое мнение прибегая к агрессивной риторике.
Примером тому может служить его собственная страничка в социальной сети Фейсбук, где Максим создал профиль – «Мой родной язык русский».
«Огромное количество репостов, всплесков, попыток делить, комментариев, в том числе негативных», – делится впечатлениями нардеп.
По словам Невенчанного, со стороны власти идет:
«Такая себе проверка. Проверить «средний градус по палате». Как же отреагирует общество на введение этой языковой нормы? Это очень актуально для власти на фоне постоянных протестов. А протесты у нас сейчас проходят по всей стране из-за повышения тарифов.
У нас совершенно небывалые тарифы. Такого не было даже при Порошенко. Несмотря на то, что год назад Зеленский выступал там на беговой дорожке и обещал снизить тарифы».
Именно поэтому, по мнению депутата Николаевского горсовета, языковая тема для власти сегодня как никогда, очень актуальна:
«Она острая, взрывная. Здравомыслящие люди понимают, что нас, людей, интересует снижение в платежке, повышение услуги, чтобы власть реагировала на наши жалобы. Нас интересует вопрос, в целом, общения. Поскольку это не более чем способ выражения своих потребностей. Если я хочу удовлетворить потребность и обращаюсь к государству, которое должно выполнять социальную функцию. А они мне говорят, что не будут выполнять социальную функцию, потому что ты не правильно попросил. У людей появляется вопрос – «Вы таким образом уходите от ответственности?»
Языковой вопрос, по словам нардепа, огромный минус власти. Он уверен, люди прекрасно понимают, что данная проблема создана искусственно, и она разделяет сегодня жителей Украины. И что как язык общения, язык коммуникаций, украинский язык никого не устраивает:
«Потому что родной язык, это совершенно не тот язык, которым нужно вести делопроизводство. Это, впитанный с молоком матери, способ выражения себя. И под каждого, мнящего себя «царем», менять свое естество, человек не хочет менять. Человек считает, что государство это средство, которое должно распределять блага, эти блага реализовывать в обществе, удовлетворять те или иные потребности, физические, культурные, духовные, и прочие, а не зацикливаться на форме».
По мнению Невенчанного, власть видит негативное отношение граждан к происходящему в языковой сфере. Особенно жителей Востока Украины, которым приходится напрягаться чтобы выражать себя на украинском языке. Поэтому, она пока еще будет сдерживать какие-то фискальные функции, будет проводить данную политику исключительно для отвлечения внимания от острой ситуации с растущими тарифами, безработицей, бесполезного локдауна, и прочими негараздами власти на фоне великой распродажи страны.
Далее диалог ведущего эфира «Украина.ру» и депутата Николаевского горсовета Максима Невенчанного затрагивает непосредственно вопрос «вживления» языка непосредственно в Николаевской области.
– Максим, вы говорили о недовольстве людей. Николаев, как сугубо русскоязычный регион. Как в регионе, где четко выражен доминирующий язык, люди реагируют на такую насильственную украинизацию, эту инициативу, этот закон?
– В социальных сетях люди продолжают говорить на русском языке. Приходишь в кафе, или на заправку, выпить кофе. Когда к тебе обращаются на украинском языке, а ты предлагаешь говорить на русском – люди говорят «Спасибо». Поскольку согласно этого закона обслуживающий персонал может перейти на русский язык, если клиент попросит говорить с ним на русском языке. И сегодня каждый человек задействованный в обслуживающей сфере благодарит того, кто просит перейти на русский язык, потому что это естественный язык для жителей Юго-Востока.
«Язык – средство выражения потребностей человека. Это инструмент донесения задач, средство коммуникации, понимания. Если люди прекрасно понимают друг друга, а это (язык – ред.) форма выражения того, что человек хочет. Главное, это каким образом реализовать эти потребности. А мы сегодня не реализуем то, что есть у человека, его запросы по отношению к государству, и переключаемся исключительно на форму», – еще раз акцентирует свою мысль народный депутат Николаева.
– Как на Николаевщине реализована защита прав русскоязычного населения? Вообще кто-то занимается защитой прав?
– Наш омбудсмен, который должен защищать, по сути занимается фискальными функциями, принудительными. Он составляет протоколы, на него приходят жалобы, он подает эти жалобы. Их можно использовать в суде, поскольку сам Закон, в принципе, противоречит Конституции.
10 статья Конституции говорит о том, что государство защищает свободное использование русского и других языков национальных общин, выделяя русский в отдельную категорию, потому что очень большое количество населения использует русский язык – язык международного общения – в обиходе, в общении.
Конституция говорит и о том, что не может быть никакого унижения или дискриминации по религиозному, расовому, территориальному, в том числе и по языковому принципу. Этот закон об обязательном использовании украинского языка, по своей сути, противоречит, как минимум, двум статьям Конституции. Что запросто может быть оспорено в суде.
Более того, если уж вдаваться в букву закона, то есть такой определенный парадокс. Закон говорит об обязательном использовании украинского языка, и украинские слова, они, в принципе, есть в словаре украинском. Даже люди, которые думают что они используют украинский язык, они используют огромное количество русизмов, а это уже не является украинским языком. И подавать на них жалобу можно. В том числе за то, что они не используют украинский язык.
Поэтому нужно уходить от этой бестолковой, абсолютно социально невостребованной нормы принуждения использования языка, особенно для публичных выступлений депутатского корпуса.
Очень узкая прослойка населения упоротых людей, верят в то, что принуждая другого человека, они вызовут в нем желание использовать язык. Они делают все, чтобы сформировать раскол внутри общества, и делают это сознательно. Используют людей не осознающих последствия вот такого законодательства, которое нам сегодня пишется из-за рубежа. Бить свою жену, пока она не захочет тебя любить. Примерно это то же самое. Сегодня мы это делаем в отношении граждан Украины, заставляя их любить украинский язык, штрафуя за нелюбовь. Предлагается от 3 400 грн до 12 тыс. грн. Сразу захочешь любить язык.
Надругательство над украинским языком – это любая речь не чистого украинского языка, которое сегодня 99,9% населения использует.
Примером того, по мнению Невенчанного, может служить язык жителей Закарпатья, Львова, Николаева, Одессы.
Так же он считает, что «сам дух закона задумывался не для защиты языка украинского, а он задумывался для того, чтобы не позволять говорить на русском языке», но власть не может себе позволить напрямую запретить использовать русский язык, «поскольку это уже совсем будет идиотизм», поэтому готовы «штрафовать, чтобы развивать украинский язык».
Казус в том и состоит, утверждает народный избранник, что к ответственности можно привлечь и человека, который «поплюжить, принижує» украинский язык. Сегодня, считает нардеп, омбудсмен погряз в разбирательстве по поводу того, является слово украинским, или нет. И еще, законом не определено каков процент украинских слов должен быть в речи… Поэтому власть может увязнуть в разбирательствах речи своих же «патриотов», которые начали использовать украинский язык буквально 16 числа, когда Фейсбук заполонила надпись – «Мой родной язык русский!»
– А были ли к вам, или другим депутатам обращения от граждан с просьбой защитить их права, и какова будет методика в случае таких обращений?
– Защита исключительно юридическая, поскольку мы понимаем, что действовать можно только в исключительно правовом поле. Но у нас есть люди, которые считают себя выше закона. Это так называемые общественники, или «патриоты», которые приходят и постоянно протестуют. На ломаном украинском языке, который просто режет ухо и русскому, и украиноязычному гражданину. Они пытаются заставлять, или принуждать. Вот эти провокаторы, которые будут оказывать моральное давление… От морального давления люди уже утомились, оно уже не вызывает ни какой реакции, тем более вот эти все артисты гастролирующие, возмущающиеся и негодующие по поводу дискриминации Украины, они в большей степени демонстрируют не русскоязычным, или противникам сегодняшнего правящего режима свою силу, а они демонстрируют власть имущим. Посмотрите, у нас еще есть порох в пороховнице. Если вы нам сегодня не дадите какой-то подрядик, финансирование на содержание нашей общественной организации, то мы будем здесь качать ситуацию не только им, но и вам. Власть это понимает, поэтому она им подыгрывает. Но с каждым днем их собрания все меньше и меньше».
Более подробно интервью смотрите в видео-ролике.