Опрос от Зеленского: капкан для оппонентов или репетиция прямой демократии
4 года назад 0
Мнение известных политологов о том, что кроется за желанием президента задать украинцам 5 вопросов.
"КП" в Украине" обратилась к социологам и политологам с вопросами: зачем на самом деле президенту Владимиру Зеленскому понадобилось проводить имитацию всеукраинского референдума и почему Офис президента сделал ставку именно на эти вопросы?
И не менее важно: итоги "Зе-опроса" – элемент политической игры или козырная карта в большой украинской политике и даже геополитических раскладах?
Ради повышения явки на выборах Владимир Кипень , руководитель института социальных исследований и политического анализа:
— Инициатива президента Зеленского провести параллельно с местными выборами какой-то "опрос" людей, которые будут приходить на избирательные участки, достаточно неожиданная. Она запущена за несколько дней до старта выборов и имеет в своей структуре политтехнологический компонент. Технология сможет в какой-то мере повлиять на мобилизацию электората, на количество людей, которые придут на выборы.
Что касается непосредственно содержания вопросов, то необратимость наказания за коррупцию в украинском массовом сознании всегда была, есть и еще долго останется больной темой. Поэтому сам вопрос найдет отклик у населения. Но насколько эта идея обоснована с правовой точки зрения? Ведь ничего же не говорится о механизмах ее внедрения. Есть красивая заявка, но если в ней не будут представлены действующие механизмы обеспечения, то можно эту заявку считать популизмом. Для того чтобы внедрить ее в жизнь, необходимо провести значительные реформы в судебной системе. А это небыстрая работа, и реальных подвижек за последний год в этой сфере мы зафиксировать не можем…
Вопрос о создании свободной экономической зоны на свободных территориях Донбасса, мягко говоря, сложен для обывателей. А то, что люди не понимают, они будут отбрасывать, отрицать его необходимость. Но с другой стороны, этот вопрос заинтересует восток Украины. Правящая партия может таким образом обеспечить свои проценты на выборах в проблемном, с ее точки зрения, регионе — в Донбассе. Ведь там она проигрывает ОПЗЖ по популярности, если верить последним социологическим опросам.
Но опять же — какой механизм этого, как и когда он отработан? Насколько я помню, тема СЭЗ в Украине поднималась раз 5-7, и конкретного продвижения в этом плане не было. Исходя из того что эти идеи провозглашаются под выборы, есть повод думать, что это политтехнологические ходы, которые ориентированы не столько на их внедрение, сколько на получение дивидендов на ближайших выборах.
Мудрая государственная политика должна базироваться на определенных конкретных действиях, на видении того, как должна развиваться страна и решаться острые проблемы, в том числе война, экономическое развитие, выживание страны в условиях ковида. Но если государственные политики будут ориентироваться только на общественное мнение, то это не политики, а флюгеры. Проблема гораздо шире и глубже: должна быть отработана абсолютная реалистическая стратегия решения ключевых проблем страны. Тогда можно говорить о сознательности людей, которые думают о будущем, а не о результате выборов в ближайшее время.
Манипуляция с неумными вопросами Кирилл Сазонов , политолог:
— Сама по себе идея параллельно с выборами провести какой-то опрос, с политтехнологической точки зрения, была вполне рабочей. Даже сильной. Это мобилизует избирателя и в первую очередь того, который хочет, чтобы президент его услышал. Учитывая печальную картину с рейтингом "Слуги народа", мобилизация своего избирателя и повышение явки очень важна для Офиса президента.
Вопросы, вынесенные на "народное обсуждение", даже не просто манипулятивные — они откровенно неумные. Какая разница — пожизненный срок угрожает коррупционеру или пять лет, если их все равно не сажают? При такой судебной системе, неэффективном НАБУ и дырявой законодательной базе перспектив никаких, и вопрос президента вызывает скорее смех. По свободной экономической зоне избиратель вообще в тупике. Что это вообще такое? Тема не зашла.
Три главные проблемы: война, экономика и коронавирус. Однако спрашивать об этом у народа – не вариант. Задавать простые и осмысленные вопросы об экономике очень трудно. Да еще так, чтобы они вызывали живые и положительные эмоции. Про коронавирус — вообще сюрреализм советоваться с людьми, далекими от медицины. Тема войны вызвала бы больший энтузиазм, но какие именно аспекты выносить на опрос – попробуй угадай. Пожалуй, беспроигрышными были бы политические и кадровые вопросы: сколько оставить депутатов, какая избирательная система нужна, какая люстрация, уволить или оставить таких-то ключевых чиновников? Тоже примитивная манипуляция, но она могла бы понравиться людям и выполнить хотя бы программу-минимум президента – мобилизовать доверчивого избирателя.
Это игра на перспективу Вадим Карасев , директор Института глобальных стратегий:
— Инициировав опрос, Владимир Зеленский фактически поменял предвыборную повестку, ход избирательной кампании. Мы уже третий день обсуждаем эти вопросы и еще как минимум два дня будем их обсуждать со всех сторон. На второй-третий план отошли сложная ситуация с эпидемией коронавируса, действия Кличко, интриги мэров, состояние дорог… Все внимание на этом опросе. В действии видим управление информационной повесткой выборов.
Имеют ли значение вопросы, которые вынесут на этот опрос? Безусловно! К примеру, цель вопроса с легализацией каннабиса – привлечь как можно больше молодежи на избирательные участки. А молодежь — значительная часть электората "Слуги народа". Тема коррупции — всех привлекает.
Что касается вопроса о свободной экономической зоне в Донбассе – это не просто вопрос, а проекция, каким Офис президента видит замораживание конфликта на востоке Украины. Зондируется приднестровский сценарий. Экономика будет работать, часть страны экономически попытаются реинтегрировать, а вот вопросы выборов и амнистии откладывают.
Относительно вопроса о Будапештском меморандуме — это попытка выстроить второй трек решения конфликта в Донбассе. Зеленский всячески пытается вытеснить на периферию "нормандский формат" и "минский процесс".
Итоги опроса не будут имплементировать, да и юридически это невозможно сделать. Их будут использовать как козырную карту в переговорном процессе. Данный опрос не хайповый и носит не только предвыборный характер — это игра на перспективу.
Оппоненты вынуждены реагировать, а не задавать тон Владимир Фесенко , глава Центра прикладных политических исследований "Пента":
— Опрос 25 октября — эксперимент с реализацией идеи президента Зеленского про прямую демократию. Он говорил об этом еще во время своей президентской предвыборной кампании. В сентябре в Верховной Раде даже был зарегистрирован законопроект, предоставляющий право ЦИК проводить в день выборов всеукраинский опрос. Была попытка идею реализовать в классической правовой форме, но по ряду объективных и субъективных причин не сложилось. Поэтому решили провести в другой форме – неформального общественного опроса.
С другой стороны, этот опрос выглядит как политтехнология. Вопросы подняты такие, чтобы заручиться поддержкой разных электоральных групп и идентифицировать популярные тезисы президента Зеленского. Под эту идентификацию получить дополнительные голоса для партии президента.
Сложно прогнозировать, сколько голосов даст "Слуге народа" затея с опросом. Нет методик, которые дадут такой расчет. К тому же, опрос проводится в день местных выборов, что усложняет составление общей электоральной картины. По разным регионам этот опрос будет иметь разные электоральные последствия.
Главный эффект – благодаря такому опросу Зеленскому удалось перепрограммировать финальный этап предвыборной кампании. Он задал повестку дня на последние дни избирательной кампании. Оппоненты попытаются переиграть, перебить эту повестку. Но будет очень сложно, да и дорого. На финальный этап уже была заготовлена реклама, потрачены деньги. Если запускать контркампанию – нужны новые борды и ТВ-реклама против этих вопросов, то есть — потратить дополнительные средства, большие средства. И вопрос — успеют ли? Нужно ли это? Ведь получается, что оппоненты вынуждены реагировать, а не сами задавать тон.
Вип-агитатор для родной партии Тарас Загородний , управляющий партнер Национальной антикризисной группы:
— Рейтинг партии "Слуга народа" держится на персональном рейтинге президента Зеленского. И соответственно, чем больше будет вовлечен в кампанию президент, тем выше рейтинг Зе-партии. И такой опрос является отличной технологией по вовлечению президента в агитацию за свою партию.
В социологии есть такое понятие, как "формирующий опрос". Когда задается вопрос не для того, чтобы узнать мнение народа, а чтобы навязать ему определенные установки. Опрос от Зеленского как раз является формирующим опросом.
С его помощью команда Зеленского попытается поднять явку на местных выборах. Люди старшего возраста из-за ситуации с пандемией коронавируса могут не прийти на выборы. Нужно привлекать молодежь, чем-то заинтересовать ее. Вопрос о марихуане – их тема. Но сработает ли? Посмотрим. Однозначно сказать сложно. Нет гарантии, что человек придет ответить на вопросы анкеты и проголосует как надо. Он ведь может прийти заполнить анкету, но не дойти к избирательному участку, чтобы взять 4 бюллетеня и сделать свой выбор.
Не исключаю, что будет попытка манипулировать итогами опроса.
ИСТОРИЯ ВОПРОСА
Президент Украины Владимир Зеленский предложил гражданам перед выборами в местные советы ответить на несколько важных вопросов о жизни в стране. Изначально политтехнологи Банковой советовали главе государства растянуть интригу с перечнем вопросов, то есть озвучивать по одному в день, начиная с 14 октября. И два дня Зеленский придерживался такого сценария. На Покров президент спросил: "Нужно ли ввести пожизненное заключение за коррупцию в особо крупных масштабах?", а на следующий день озвучил другой вопрос: "Поддерживаешь ли ты создание в Донбассе свободной экономической зоны?"
А потом произошел сбой. В политических телеграм-каналах появилась "анкета" со всеми 5 вопросами. 16 октября Владимир Зеленский записал очередное видеообращение, в котором были сразу три вопроса: "Поддерживаете ли вы сокращение количества народных депутатов до 300?" , "Нужно ли легализовать каннабис в лечебных целях?" и "Поддерживаете ли вы право Украины на использование гарантий безопасности, определенных Будапештским меморандумом, для восстановления ее государственного суверенитета и территориальной целостности?".
Елена ГАЛАДЖИЙ, Дина ВИШНЕВСКИ