Вторжение из Крыма: почему Путин не спешит и что ему мешает

4 года назад 0

  Командующий Объединенных сил Сергей Наев сообщил, что украинские военнослужащие и правоохранители усилили охрану объектов критической инфраструктуры в Херсонской и Николаевской областях на случай возможного вторжения российской армии для разблокирования подачи воды в Крым. "Апостроф" выяснял, может ли Кремль провести военную операцию со стороны аннексированного полуострова и готова ли украинская власть к такому развитию событий.  
   
  Подготовка к "большой войне" Москва, не дождавшись существенных уступок со стороны Киева, перешла к персональным нападкам в адрес президента Владимира Зеленского. Нежелание украинской власти идти на "прямые переговоры" с кремлевскими марионетками в ОРДЛО, отказ подавать воду в аннексированный Крым могут стать поводом для очередной эскалации со стороны Кремля. Украинское командование на фоне обострения с Москвой анонсировало проведение масштабных учений. В командовании ВСУ не отрицают, что подготовка ведется, в том числе, и с прицелом на возможную атаку со стороны Крыма. 

"Мы уже заранее провели мероприятия, спланировали усиление охраны критически важных объектов. В частности, это касается и водопровода нашей днепровской воды на временно оккупированные территории (в Крым — "Апостроф"). Мы все эти объекты усилили — и охрану, и оборону, а также предпринимаем определенные контрдиверсионные и контртеррористические меры", — заверил Сергей Наев. 

По словам командующего, к оборонным мероприятиям привлекли военных, сотрудников СБУ, Национальной гвардии, полиции, а также разведывательные структуры. Кроме этого Сергей Наев анонсировал проведение масштабных военных учений в конце лета. 
  Отложенная угроза   В последние недели отношения Офиса Зеленского с российской властью заметно ухудшились. Кремль, раздраженный отсутствием существенных уступок, спустил на украинского президента чуть ли не всех своих телевизионных пропагандистов. Провал создания "консультационного совета" с участием коллаборационистов из ОРДЛО, а также встречные действия Киева, который ввел в игру своих представителей Донбасса, разозлили кремлевскую верхушку. 

  Получилось, что теперь Киев, а не Москва, демонстративно размахивает перед оппонентами Минскими договоренностями, требуя их соблюдения. Ситуация, когда на переговорах участвуют законные представители Донбасса от Украины и "представители" ОРДЛО с российскими паспортами, разрушает кремлевский миф о якобы "внутреннем конфликте". 

  Соответственно, вырисовываются две версии дальнейших событий. Первая версия: проведение учений – это в первую очередь перестраховка для власти, проверка готовности сил. Военное командование любого государства имеет планы по отражению возможной атаки со стороны потенциального противника. Для Украины, которая шесть лет ведет войну с РФ, это более чем актуально. 

  Против версии о "перестраховке" играет тот факт, что РФ в последнее время на территории Крыма проводит именно наступательные учения. Россияне отрабатывают операции танкового наступления и высадки морского десанта. Читай, захвата Одессы и Николаева. Ранее они уже "прощупывали" возможности для блокирования Одессы, используя захваченные украинские газодобывающие вышки, как опорные пункты, чтобы останавливать для "проверок" проходящие мимо корабли.      Учения российской армии в оккупированном КрымуФото: Getty images    Кроме того, на днях пограничники ФСБ захватили около административной границы с Крымом украинского военного Евгения Добринского, в отношении которого открыли дело по факту "незаконного пересечения границы РФ" и поместили под стражу. По словам адвоката Добринского, – Исляма Велиляева, сотрудники ФСБ расспрашивали солдата о деталях, связанных с несением воинской службы и особенностях пропускного режима на линии разграничения с оккупированным Крымом. Такое "любопытство" вполне может объясняться необходимостью сбора дополнительной информации о настроениях в войсках и том, как украинская сторона охраняет админграницу с полуостровом. 
  "Американская база"   Пока, как предполагают наблюдатели, Москва в большей степени играет мускулами, нежели готовит вторжение. "Силовой вариант для россиян неприемлем. Наступать со стороны Крыма — это значит нужно брать Очаков, а там — около трех сотен американских спецназовцев. По американцам в таком случае нужно будет стрелять, что может иметь совершенно непредсказуемые последствия для Кремля", — говорит политолог Виктор Небоженко. 

  Как известно, в 2017 году инженерные подразделения ВМС США приступили к строительству в Очакове Центра оперативного управления для Военно-морских сил Украины. "Оперативный центр – один из трех проектов, строительство которых запланировано в Очакове американскими строительными батальонами. Центр будет служить основным планировочным и оперативным пунктом во время предстоящих военных учений, проводимых Украиной" , – говорилось в сообщении командования ВМС США. Строительство этой базы не прекращается, невзирая на различные угрозы со стороны россиян. 

  Как отметил в комментарии "Апострофу" главный консультант отдела военной и военно-экономической политики Национального института стратегических исследований Николай Белесков, Кремль, несмотря на отдельные агрессивные жесты, вынужден считаться с западными политическими нормами. 

 "Если говорить о ситуации в Азовском море, то Кремль там создает проблемы, но не идет на полную блокаду наших портов. Если они осуществят полную блокаду Бердянска и Мариуполя, это будет вызовом не только для Украины, но и для всего международного порядка. Свобода судоходства — одна из основ, на которой держится мировой порядок. Поэтому на такие действия однозначно будет реакция" , — настаивает эксперт. 
    Кремлевская непредсказуемость   Вторая версия происходящих событий – украинское политическое руководство уже располагает информацией о подготовке военного вторжения. У россиян получился громкий "облом" с подачей воды в засыхающий Крым. Соответственно, у Офиса президента могут возникнуть резонные опасения насчет того, что Москва в любой момент может обвинить Киев в "агрессивных провокациях", чтобы потом провести точечную военную операцию с целью деблокировать Северо-Крымский канал и диктовать дальнейшие условия по Донбассу. 

  Если в Кремле решат, что внутриполитические выгоды перевешивают "дипломатические расходы", то Владимир Путин может пойти на такой шаг. В конечном итоге, Крым оккупировали и создавали там огромную военную базу именно с прицелом на захват остальных регионов Украины.    Учения российской армии в оккупированном КрымуФото: Getty images   "Кремль начал войну против Украины, совершенно не оглядываясь на позицию европейцев или американцев. Владимир Путин был готов к конфликту, но его остановил не столько Запад, сколько готовность Украины обороняться. Война продолжается, угроза никуда не делась. Не стоит рассчитывать, что Москва, опасаясь испортить отношения с Парижем и Берлином, не перейдет к более масштабной агрессии. Для россиян решить "проблему" с Украиной именно силовым путем – один из самых доступных и приемлемых способов", — пояснил "Апострофу" военный эксперт и журналист Юрий Бутусов. 
  Кремлевский силовой блеф   Если суммировать все вышесказанное, то можно предположить, что в нынешних условиях россияне в большей степени "играют мускулами", оказывая психологическое воздействие на украинскую власть. 

  Продолжающиеся военные учения в оккупированном Крыму, провокации ФСБ на административной границе с полуостровом, поимки очередных "украинских диверсантов", истерики на кремлевском ТВ по поводу политики Владимира Зеленского в отношении Донбасса – это, прежде всего, политические рычаги, чтобы удержать отношения с Киевом в "точке кипения". Тактическая цель – напугать Офис Зеленского и склонить украинское руководство к выгодным компромиссам. Россияне агрессивно блефуют, пытаясь договориться с Киевом на невыгодных для Украины условиях. 

  Как показала история с оккупацией полуострова, кремлевские стратеги тогда "выехали" за счет эффекта неожиданности (мало кто в Украине и на Западе мог предсказать аннексию). Теперь картина несколько иная. В военном отношении Украина образца 2020 года существенно отличается от Украины образца февраля 2014 года, когда под "шумок" бегства экс-президента Виктора Януковича из страны Москва начала "гибридную войну" против Украины. 

  Все вышесказанное не означает, что Владимиру Зеленскому можно игнорировать кремлевские телевизионные эскапады, рассчитывая на содействие европейцев и американцев. Если Банковая всерьез нацелена на мир, то главе государства нужно предложить реальный пошаговый план решения проблемы Крыма. Пока этого плана не было. 

  Более того, контролируя Северо-Крымский канал, по которому на полуостров до аннексии поступала днепровская вода, украинское руководство почти не использует этот козырь в переговорном процессе по крымскому вопросу. Тактика простого "удушения" Крыма, действительно может привести к тому, что Россия предпримет попытку решить проблему военным путем, например, под видом ликвидации гуманитарной катастрофы. Наша власть должна осознавать эти риски и готовиться к ним.