Бесчеловечность чиновников. Почему дорогой мобильник погубил педагога?
4 года назад 0
Не имеем права пройти мимо…
Три года Максим и Екатерина Мамренко безуспешно пытались в украинских судах найти и наказать виновных в смерти своей матери Натальи Мамренко, преподававшей математику в Херсонской городской гимназии №1. Затягивание с рассмотрением дела, в котором все было ясно с самого начала, заставило сейчас Максима и Екатерину обратиться за помощью в Европейский суд по правам человека.
«Дети оставались без присмотра»
Странное равнодушие проявили к данной истории и депутаты Херсонского горсовета. Когда Максим перед утверждением повестки дня одной из сессий горсовета просил, чтобы трагический случай, произошедший с его матерью, был обсужден «слугами города», то за включение этого вопроса в повестку не набралось нужного количества голосов.
Призывая своих коллег к человечности, секретарь горсовета Елена Урсуленко предложила провести переголосование. Но и оно не дало нужного результата. А ведь Максим хотел рассказать «слугам» о том, как элементарные нарушения руководителями гимназии должностных инструкций и правил внутреннего трудового распорядка для работников учебно-воспитательных заведений системы Министерства образования Украины привели к гибели его матери.
Трагический конфликт начался после того, как 15 марта 2017 года дети облили водой смартфон Родиона Н., плохо ладившего со сверстниками. На следующий день в гимназию пришла мама Родиона вместе с его тетей. «16 марта у мамы был очень загруженный день, — вспоминает Максим Мамренко. – У нее должно было быть 6 уроков подряд. Мама провела лишь первый урок, как в школе появились родственники ученика 6-В класса Родиона. Наталью Васильевну вызвали в учительскую как классного руководителя для выяснения ситуации. Разбирательство, кто виноват в том, что телефон ученика испорчен, проходило в агрессивной манере, на повышенных тонах и длилось около часа. В данной «беседе» участвовали три завуча, психолог и социальный педагог».
– Все это происходило во время уроков, – продолжает Максим. – В это время маму ожидали ученики. Она, естественно, волновалась, потому что дети всё это время были без присмотра. Но почему-то администрацию гимназии это не беспокоило.
Во время «беседы» маме стало плохо, она сидела взявшись руками за голову, но никто из присутствовавших членов администрации не обратил на это внимание и не вызвал сразу медсестру или скорую помощь.
Скандал прекратился в 10.20, когда родственники Родиона ушли из гимназии. В тот момент мама уже не смогла подняться с места, чтобы пойти на урок Медсестры в школе не было, скорую помощь вызвали только в 10.40. Судмедэксперт мне потом говорил, что если бы врачей позвали на час раньше, они бы просто сбили давление и ничего страшного не произошло бы.
«Обострениебронхита невызывает инсульт»
Врачи скорой помощи констатировали у Натальи Мамренко инсульт. В Херсонскую городскую клиническую больницу имени Е.Е. Карабелеша ее привезли в коме. Спустя двое суток 53-летняя женщина, не приходя в сознание, скончалась в реанимации.
Максим Мамренко считает, что в смерти матери виновны агрессивные родственницы Родиона и руководители гимназии, которые не смогли принять необходимые меры для разрешения конфликта и способствовали срыву уроков математики. «Пригласив маму к разговору с посетителями в рабочее время, – подчеркивает Максим, – и.о. директора гимназии, заместитель директора по учебно-воспитательной работе Людмила Войтович нарушила Закон Украины «Об общем среднем образовании». В пункте 3 статьи 26 там четко прописано, что не допускается отвлечение педагогических работников от выполнения профессиональных обязанностей без их согласия.
Кстати, Наталья Васильевна предлагала перенести разговор об испорченном мобильнике на внеурочное время. Однако ее доводы не были приняты во внимание. И еще, странно, что мама Родиона «забыла», что по правилам гимназии, ученикам запрещено с собой приносить на занятия дорогостоящие вещи. А ведь с этими правилами все родители были ознакомлены на классных собраниях.
После обращения Максима в главное управление области, чиновниками была образована специальная комиссия, которой предстояло выяснить: связана ли смерть Натальи Мамренко с условиями работы и психоэмоциональными факторами.
Члены комиссии назвали причиной смерти Натальи Мамренко неудовлетворительное состояние здоровья и хроническое заболевание. Максима такой поверхностный вывод не устраивает. «В медицинской карточке мамы есть записи о лечении ОРЗ, хронического бронхита и остеохондроза. Нет никаких жалоб на болезни сердце или сосудов головного мозга.
Более того, в карточке приведены результаты периодических медосмотров, между ними и показатели давления крови. Они в норме. То есть, никаких документальных доказательств ухудшения состояния здоровья, которое могло бы вызвать инсульт, нет. Единственная хроническая болезнь, которая записана в карточке – бронхит. Но не могла же мама получить инсульт из-за обострения бронхита? Она великолепно себя чувствовала. Любила играть в волейбол».
«Мы за справедливое расследование беды»
В марте нынешнего года Максиму удалось добиться принятия Верховным судом Украины в свою пользу решения, требующего пересмотра расследования несчастного случая со смертельным исходом с Натальей Мамренко главным управлением Гоструда в Херсонской области.
К сожалению, и это решение не заставило херсонских чиновников активно включиться в работу. Лишь после обращения Максима в облпрокуратуру, Генеральную прокуратуру и столичный офис Гоструда началось повторное расследование.
Одновременно херсонская полиция продолжает досудебное криминальное расследование трагической школьной истории, показывая, что правы были Максим и Екатерина, когда пожаловались в Европейский суд по правам человека на нарушение права на жизнь, на справедливый суд и разумные сроки судового рассмотрения спорных дел.
А в гимназии вспоминают Наталью Мамренко как отличного профессионала и доброго, отзывчивого на чужую беду человека. «Наташа работала не эффектно, но эффективно, я знал, что там, где Наталья Васильевна – всегда порядок», – говорит первый директор гимназии № 1 Вячеслав Шиянюк.
«Наталья Васильевна 26 лет проработала в гимназии № 1, воспитала несколько поколений учеников. Всегда была готова что-то подсказать, помочь добрым советом. Она была как мамочка для нас для всех», – отмечает педагог Татьяна Амелина.
Ей вторит педагог Любовь Дьякова: «Она была светлым человеком. Всегда в настроении и очень переживала за детей, которых ей вверяли». «Мы знаем, что никто не вернет нам нашу «маму», – заявляют ее ученики. – Но ее смерть потрясла нас и мы за то, чтобы было справедливое расследование этой беды».