Будьте начеку: проверяйте чек!

3 года назад 0

Возвращается моя благоверная недавно после аптечного шопинга, выкладывает свои приобретения, мельком бросает взгляд на чек – и тут я слышу в адрес аптекарши весьма нелестные нелитературные выражения, которые в адаптированном виде можно приблизить к ставшей классической фразе из «Джентльменов удачи»: «Этот Василий Алибабаевич, этот нехороший человек…»
Как выяснилось, «этот нехороший человек» в аптеке жену мою «нагрел» на 80 копеек, включив в чек пакетик. Понятно, речь не идёт о какой-то мелочности, сумма эта на сегодня – не деньги, но если бы речь шла и о вдвое меньшей сумме, можно было бы уверенно сказать – это неприкрытый наглый грабёж.
Мы с вами уже давно, сограждане, как о банальной обыденности говорим о том, как нас «жухают» в супермаркетах. Бывает, товар в таре взвешивают, бывает, ценник – типа со скидкой – наклеен на предыдущий ценник – с меньшей стоимостью за килограмм продукта, бывает, указана меньшая цена за продукт в зале, чем «забита» в кассовый аппарат.
Но уж, по крайней мере, вопрос от кассира «Пакет нужен?» звучит всегда. А здесь в аптеке он не прозвучал: просто нагло молча «спионерили» деньги. Сейчас 80 копеек и нищей бабульке стыдно подать – не деньги это, но вот так воровать – это жлобство. Но на порядок большее жлобство в том, что пакетики, которые людям в аптеке всучивают, – рекламоноситель.
И мало того, что на нём контактные телефоны аптечной сети – для заказа лекарств, так там ещё и реклама какого-то болеутоляющего. Кто-то тратится на рекламу своего товара, цветные бумаженции-флаеры (рекламные листки) в типографии заказывает, людям платит за то, что по улице ходят, прохожим их раздают, а кто-то – оборзевший от вседозволенности – хворающим и далеко не самым богатым людям ПРОДАЁТ СВОЙ РЕКЛАМОНОСИТЕЛЬ, не поинтересовавшись их желанием его купить.
Кстати, в нашей стране чудес реклама лекарств – отдельная тема. Печальная, как рыба-солнце, о которой мультяшному медвежонку Умке мама рассказывает. Все мы с вами, уважаемые читатели, по совместительству ещё телезрителями являемся. Не знаю у кого как, а у меня от злости аж дули на ногах закручиваются, когда в течение 20-минутной рекламной паузы меня «лечат» – бесстыже навязчиво – рекламой лекарств. Всю страну от стара до мала преступно подталкивают к самолечению, синоним которого – усиление болячек.
Во всём цивилизованном мире, и в частности – в Евросоюзе, куда мы «хиляем» какой-то странной походкой, – это просто недопустимо. У нас, правда, тоже «шевелят море палкой» в этом направлении: 19 августа этого года Президент Зеленский подписал Указ о запрете рекламы лекарственных средств в Украине. Если точнее, то г-н Зеленский своим Указом ввёл в действие решение СНБО, а Кабмин обязан до конца текущего года подать в Раду законопроект о запрете рекламы лекарств в СМИ.
Правительству предложено до 1 января 2024 года установить мораторий на рекламу лекарственных средств в СМИ. Появляется вполне естественный вопрос: а почему столь длительный срок? Ответ лежит на поверхности, озвучил его министр культуры Украины Александр Ткаченко (его цитирует hromadske.ua): «Как экс-сотрудник медиа я прекрасно понимаю, что эта реклама – 30% доходов телевизионщиков…».
Forbes.ua приводит и другие, более впечатляющие цифры. Во-первых, по данным USAID – агентства США по международному развитию – 70% граждан Украины занимаются самолечением, не обращаясь за помощью к врачам. При этом автор этих строк имеет собственный опыт в Штатах, где в составе группы из 10 херсонских журналистов довелось прожить 3 недели в 2005 году. Печёночка тогда поприжала реально – и болезнь Боткина в студенческие годы, и немалое количество «нарзана» (бутылка 0,75 – «фаустпатрон» – добротного «сухарика» тогда стоила 1,02 рубля).
Короче, в городе Хантсвилл (Алабама) направился я с переводчицей в аптеку за чем-нибудь желчегонным. Меня очень вежливо обозвали сэром и сказали, что самолечение у них не «канает» – рецепт давайте. Как результат (в том числе и по этой причине) – средняя продолжительность жизни мужчин в США – 74,5 года, у нас – 63 года. Соответственно, женщин – 80 лет и 73 года у нас. Это – результат самолечения. Разве не так?! Видит мужик в телевизоре пилюли и слышит, что «достаточно одной таблЭтки», как говорил Лёлик в «Бриллиантовой руке», – и он из седобородого полового попрошайки тут же превратится в гиганта сексуальной индустрии.
Окрылённый, он мчится в аптеку и там, разумеется, слышит от аптекарши, что об этих пилюлях великолепные отзывы в соцсетях, и «столбняк» после них – космос. И покупает мужик эти «таблэтки», и радуется, а на подходе у него уже полностью «полшестого», потому что ему уже давным-давно нужно было показаться урологу…
А ещё Forbes информирует, что в 2021 году только TV-реклама лекарств должна принести украинским телеканалам 4,7 млрд грн. с налогами, подтверждая, что это в среднем 33% всех доходов этих медиа. Цитируется очень показательное мнение Валерия Вареницы, коммерческого директора «1+1 media». Он полагает, что его медиа-группа может потерять 25% доходов. Но это, мол, не худший вариант: потери некоторых медиа-групп превысят 50% их доходов!
Это касается телеканалов с высоким процентом зрителей возраста 46+. Именно они стали ЦЕЛЬЮ фармакологии в рекламе, именно в этих людей ЦЕЛЯТСЯ. Мы будем необъективны, если не скажем и о другой стороне этой рекламной медали. Forbes сообщает, что в 2020 году украинские телеканалы внесли в бюджет государства 700 млн грн. налогов от рекламы лекарств. В текущем году, по прогнозам, эта сумма вырастет до 782 млн грн.
Кстати, есть и ещё один интересный нюанс: по приведённым Forbes оценкам Ocean Media Plus, бизнес в виде рекламы лекарств фармацевтами НАПРЯМУЮ ВРАЧАМ через так называемых торговых представителей сопоставим с доходами от телерекламы – 4,7 млрд грн. в год.
Короче говоря, речь идёт об огромных суммах и потому о весьма активном сопротивлении попытке ввести рекламу лекарств в цивилизованное русло.
Валерий БОЯНЖУ , «Гривна»