Херсонщина историческая: два «холостяка» — часть V
4 года назад 0
Два «холостяка»
Серия художественных исторических очерков об основателе города Каховка Дмитрии Матвеевиче Куликовском.
Публикуются при поддержке Всеукраинского благотворительного таврийского фонда Николая Баграева с целью сбора средств для установки памятника Д. М. Куликовскому в Каховке.
Фрагмент пятый.
Они помолчали немного каждый о своем, прислушиваясь к переливу сверчков за окном. Вошел лакей, переменил посуду, обновил свечи и подал сладкое и чай.
— А что я твою хохотушку Лизоньку не вижу? В Бехтерах с сыном сейчас?
Куликовский опустил глаза.
— Умерла Лиза, в 1802 году.
— Как умерла?! — спохватился герцог.
— Видимо, за грех наш с нею, Господь прибрал ее… — Без пафоса и внешнего трагизма, но с чувством выстраданного осознания, негромко проговорил Куликовский. — Тяжко мы с ней согрешили, Ваша светлость. Сказано в Евангелии: «Кто женится на разведенной, тот прелюбодействует». А я и обвенчаться с ней не поспел. Жили во грехе… Не стерпел Господь…
Эммануил Осипович тоже опустил глаза и, помолчав с полминуты, задумчиво размешивая сахар в ярко-зеленой фарфоровой чашке, проговорил:
— Не кори себя, полковник. Не самый это тяжкий грех. Главное, что ты в богоборцы не подался, как вся моя бедная Франция. Вон, веру сохранил, — он кивнул головой в сторону церкви. — Как говорит мой верный аббат Николя: «Miserator et misericors Dominus: longanimis, et multum. Ne irascatur Dominus ad finem, infra aetatem in causa inimicitiae inducat: non est creatus nashym facit peccatum nashym minus nos et solvit nos». (Ришелье цитирует на латыни часть 102-го псалма царя Давида: «Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив. Не до конца прогневается, ниже во век враждует: не по беззаконием нашим сотворил есть нам, ниже по грехом нашим воздал есть нам…».) Господь всегда ищет возможность, как помиловать человека, а не как покарать его. Видимо, так лучше для нее. — Эммануил Осипович сделал паузу, а потом тихо добавил: — И еще, скажу тебе, полковник, что можно научиться жить с этим… Время нужно и работы побольше.
Ришелье не просто так сказал Куликовскому что «можно научиться жить с этим».
Про уникальную личную жизненную драму Дюка де Ришелье многие в России знали. Хотя, конечно, больше по красивой легенде, нежели по истинной истории. Легенда гласила, что 15-летнего Армана Пятого Герцога де Ришельё женили на двенадцатилетней герцогине Розалии де Рошенуар. Согласно легенде, сразу после венчания Ришелье пришлось срочно уехать из Франции, и вернулся он на родину только спустя много лет. И вот, когда он, томясь от разлуки с возлюбленной, взбежал по лестнице родового замка, ему на встречу вывели маленькую-лилипутку, с двумя горбами спереди и сзади, с безобразным лицом и непропорциональными частями уродливого тела. Герцогу объяснили, что с его женой случилась неизвестная страшная болезнь, которая обезобразила ее до неузнаваемости. Герцог потерял сознание на ступенях родного замка, а после, придя в себя, срочно покинул Францию. При этом он не отказался от жены, не подал на развод и до смерти сохранил ей супружескую верность, оставаясь, по сути, одиноким.
На самом деле, Ришелье пошел под венец с девочкой-инвалидом осознанно. В то время династические браки были нормой, и имея такого знаменитого маршала-деда де Ришелье, любимца короля Франции, повесу и интригана, будущий градоначальник Одессы не мог избежать участи давления на свою судьбу тяжелых династических обязанностей. На то, что Эммануил Осипович регулярно виделся с супругой, указывают многие исторические факты его биографии, а то, насколько дурна была собой бедняжка жена его, говорит реплика российского императора Александра I, искренно любившего своего друга юности. Когда герцог Ришелье представил свою жену императору Александру I, царь был в ужасе: «Что за урод! Господи, что за урод!» — сочувственно говорил он приближенным…
Однако факт сохранения верности супруге легендой уже не был. Ришелье так больше и не женился, а в веселой Одессе не сохранилось даже намека на гламурные похождения любимого всеми одесситами градоначальника, как в традиционном, так и в модном нынче благодаря нашим заокеанским наставникам из лагеря демократов – в нетрадиционном сексуальном поле. Не в деда пошел герцог. Впрочем, дед-маршал об этом догадывался.
Сохранилась историческая байка, что дед как-то подарил подростку Арману 40 луидоров (40 луидоров на наши сегодняшние деньги — это приблизительно 800 000 гривен) . «Какой ты, к черту, Ришелье, — в последствии гремел дедушка-маршал, — если за две недели не смог истратить пустячную сумму!», и сорок луидоров, подарок любимому внуку, к удовольствию прохожих, звякнув, полетели в окно. Но чуть позже он добавит: «У Армана все мои достоинства и ни одного из моих пороков».
Чем больше читаю о герцоге Армане де Ришелье, тем больше восхищаюсь этим человеком. Повторю еще раз, он не отказался от жены, не подал на развод и до смерти сохранил ей супружескую верность, оставаясь при этом одиноким. Видимо, малым утешением для него служило то, что герцогиня была умна, начитана и талантлива. И эти ум и талант Ришелье уважал и ценил в своей супруге. Об этом говорят письма, которые они писали друг другу.
Но, как говорится, это уже другая история. Вернемся к нашим двум вынужденным холостякам в большой дом в Каховке.
Продолжение следует.
Игорь Бжезицкий.
Публикуется по материалам сайта «Игры».
Меценаты желающие увековечить свое имя на горельефе будущего монумента просьба ознакомиться с информацией по данной ссылке .