Как на Херсонщине казаки ругались
4 года назад 0
Военнослужащим во всем мире и во все времена приписывали склонность к нецензурщине. Однако у казаков на Херсонщине, как выяснилось, на этот случай имелся собственный лексический запас, отнюдь не схожий с «классическим» российским матом.
Такое маленькое открытие в результате архивных изысканий сделал херсонский краевед и геральдист Алексей Паталах – автор книги «От Сечи до Черномории».
Среди старинных документов в Государственном архиве Херсонской области он отыскал переписку по поводу конфликта полковника Черноморского казачьего войска Остапа Иваненко с греком Антоном Феарресом (он же Герард), который захватил его зимовник в Херсонском уезде. После возвращения с русско-турецкой войны казак вытурил грека из своих владений. А тот пожаловался вице-губернатору Василию Каховскому, что полковник «ругал его безвинно запорожскими словами».
Алексей Паталах заинтересовался, что же это за такие загадочные «запорожские слова», которые грек однозначно воспринял, как ругань? И отыскал данные историка Якова Новицкого, относящиеся еще к концу позапрошлого столетия.
«Покойный запорожец Берлим рассказывал, что у них не было той плохой привычки ругаться так, как теперь… это все зашло к нам от кацапов. У запорожцев «еретичный сын», «еретичная душа», «скурвий сын», «копанка, або сто копанок чертей» — это была самая большая ругань». Сергей ЯНОВСКИЙ