«Картина» будет иная – чего ждать Херсонщине от Омикрона, рассказал главный санврач области
3 года назад 0
Вскоре эпидемиологическая ситуация на Херсонщине существенно изменится – в область, в Украину идет новый штамм коpонавиpyса Омикрон.
В чем его отличие от предыдущих штаммов, какие цифры мы увидим в ежедневной статистике? Готова ли область к встрече с Омикроном? Станет ли он началом конца пандемии? А главное — нужно ли и не поздно ли еще вакцинироваться?
Об этом рассказал главный санитарный врач Херсонской области Юрий Ромаскевич.
— Юрий Алексеевич, уже два года мы живем в условиях пандемии. За это время имели три волны, наиболее тяжелой была третья, вызванная штаммом Дельта. Сейчас Омикрон несет четвертую волну, какой в Украине еще не было – так Вы сказали в интервью Радио Свобода. Чего ждать от Омикрона, «картина» будет иная?
— Действительно, третья волна для нас была самой тяжелой – во время нее в области заболело и умерло людей больше, чем за две предыдущих. Если говорить о пиках заболеваемости, во время первой волны это было 250-300 новых случаев за сутки, второй — до 400, третьей – 1200-1250.
Замечу, на сегодня официально Омикрон в области не зафиксирован. Каждую неделю отбираем по 50 проб, отправляем в столичную лабораторию, результаты получаем недели через три. То есть, даже если он у нас гипотетически есть, то мы об этом узнаем к концу января. Но, как говорят наши клиницисты, уже наблюдаются случаи, явно клинически выпадающие из классической картины Дельты и похожи на описание Омикрона.
— К слову, о клинике… Симптомы нового штамма имеют свое отличие?
— Да, для Омикрона менее характерно поражение легких с кислородной недостаточностью. Он проявляется кашлем, ляринготрахеитами (больше поражает бронхи), интенсивной головной болью, сосудистыми проявлениями, связанными с головным мозгом, и даже местами дезориентацией в пространстве. Большая опасность Омикрона в том, что через 3-4 недели после выздоровления, как показывает опыт других стран, они имеют резкий рост количества инфарктов и инсультов.
Что касается распространения Омикрона, то по способности инфицировать, заражать — он в 6 раз превышает Дельту. Там, где Омикрон циркулирует с долей 70%, мы видим: в США пики – до миллиона заболевших в сутки, в Британии, Франции – до 200-300 тысяч. Украине этого не избежать. По Херсонской области я прогнозирую пики – до 2 тысяч новых случаев в сутки.
Много будет инфицированных и среди детей — ведь вирус уходит из того слоя, где больше вакцинированных в тот, где таких меньше, а дети у нас практически не вакцинированы.
Количество инфицированных будет намного больше, а вот что касается уровня госпитализации, надо будет посмотреть – зарубежная практика показывает, что большая часть заболевших переносят в легкой форме, смертность тоже ниже.
Но, несмотря на легкое течение, все равно будет очень большое количество заболевших, а значит и много госпитализированных.
— Когда ожидается рост заболеваемости? Готова ли к нему область?
— По состоянию на 12 января, Херсонщина, по показателям, соответствовала даже зеленой зоне. Потому что начало процесса на общей картине сразу не видно. Но, когда процент позитивных ПЦР тестов начинает расти, значит процесс уже пошел, и это — с 5 января.
После 20 января область будет плотно оранжевая и будет двигаться к красной зоне.
Мы обязаны быть готовы к этому, готовимся. У нас сейчас в области 2, 2 тысячи коек, в ближайшие две недели планируем нарастить их количество на 400-500 штук, чтобы было хотя бы 2,6-2,7 тысячи койкомест. За последний месяц мы за счет средств госбюджета купили и поставили 5 новых кислородных станций – увеличили возможности.
— Ну, медицинскую систему мы готовим, а вот жители области, похоже, готовятся не очень – интерес к вакцинации после пика Дельты, когда все побежали на пункты, опять упал. Не хотелось бы повторения ажиотажа, тогда было много нареканий по этому поводу, в частности, в соцсетях …
— Побежали потому что, во-первых, ввели серьезные ограничения, во-вторых, на каком-то этапе людям стало страшно. А то, что происходило на пунктах вакцинации, с точки зрения эпидемиологической опасности — было страшно. Это же огромный шанс там заразиться – раз, и это дискредитация вакцинации — два. То есть, человек пошел, вакцинировался, там же подхватил вирус и заболел, а вывод сделал – я вакцинировался и от этого заболел. Очевидно же, что ничего общего с действительностью в этих выводах нет. Я постоянно просил медиков разводить потоки людей, но получалось не у всех и не очень.
— Юрий Алексеевич, остается ли вакцинирование актуальным для Омикрона?
— Скажу, что есть официальные данные исследовательских институтов, опираясь на которые можно говорить, что на сегодняшний день эффективность вакцин к новому штамму однозначно снизилась. Касаемо Дельты мы имели довольно высокую эффективность – 92%, проще говоря, если инфицировать 100 человек, то заболело бы из них 8. Сейчас же Омикрон снизил эффективность вакцин до 50%, то есть, у вакцинированных шансы заболеть — 50 на 50.
Но! По отношению к тяжести течения эффективность осталась хорошей, на сегодня можно говорить о 85% защиты от тяжелого течения.
Кстати, для тех, кто переболел в третью волну и считает, что у него естественный иммунитет и вакцинироваться не надо — Омикрон практически игнорирует иммунитет, выработанный организмом после штамма Дельта, в отличие от уханьского и британского штаммов. А вот иммунитет от вакцины работает!
— То есть, прививаться нужно – и тем, кто совсем не вакцинирован, и тем, кто сделал одну дозу, и за бустерной дозой тоже надо идти. Сделать это еще не поздно?
— Прививаться — обязательно! Вакцин в области достаточно. Я сам клиницист, поверьте, видеть глаза умирающего человека, которому не хватает кислорода, это очень тяжело. А вакцина, как я уже сказал, против такого исхода работает. Прививаться нужно всем трем категориям, которые Вы назвали. Потому что после первой прививки антитела начинают появляться на 7-8 день, а реальный защитный титр — через три недели. Время до февральского пика еще есть. Вторая доза – понятно необходима для полного курса. Что касается «бустера» то сегодня он разрешен всем, потому что после полугода от второй дозы вакцины титр антител снижается, уже нет того защитного барьера. А после введения бустерной дозы, иммунный ответ появляется уже на второй день, так как организм уже знаком с этим веществом.
По поводу «бустера», я лично неоднократно настаивал, общаясь с руководством Минздрава, чтобы это сделать и как можно быстрее. Потому что масса моих коллег клиницистов, начиная с октября месяца, бьют тревогу – как все медики они регулярно делают титр антител, который показывает, что у привитых первыми еще в марте-июне медиков защитного титра уже практически нет.
К слову, В США сейчас медикам, инфицированным и переносящим вирус в легкой форме, разрешили работать потому что некому. Это как страшный сон – когда пациенты есть, а врачей нет. На сегодня в Украине от последствий коронавируса умерли 1164 медика.
Хочу обратить внимание и на важность дополнительной вакцинации для людей, имеющих определенные хронические заболевания, которые снижают иммунитет, у них титр антител низкий — нужна дополнительная доза.
— А что по срокам введения?
— «Бустер» вводится через 3-6 месяцев после второй дозы вакцины, те же сроки для введения любой дозы, кому какая нужна, и для переболевших «короной» — через 3-6 месяцев после болезни.
— Оглядываясь назад, на третью волну, перед и во время которой уже была возможность вакцинироваться… Еще раз, так сказать для ясности, можете назвать факты, свидетельствующие об эффективности прививок?
— Когда при Дельте фиксировали высокую заболеваемость, госпитализацию и смертность, мы видели – лишь 8% госпитализированных составляли вакцинированные пациенты, ни в реанимациях, ни среди умерших вакцинированных не было.
Правда, буквально перед новым годом в области зафиксировали 2 случая смерти пациентов, которые были вакцинированы. Вернее, имели сертификат о вакцинации, но вводили ли им вакцину на самом деле или документ был липовый – большой вопрос. Не исключаю, что с немалой вероятностью имел место второй вариант.
— А есть случаи выявления липовых сертификатов?
— Да, на сегодня мы официально установили 18 таких сертификатов у пациентов. По выдающим такие «бумажки» медикам – 2 случая и в обоих эти люди уже не работают в медицине. А что касается криминальной ответственности – это вопрос не ко мне. К правоохранителям.
Когда люди покупают сертификаты, они же с одной стороны – сами «выращивают» коррупционное звено, платят негодяям, которые выписывают «липу», с другой и это намного страшнее – это преступление люди совершают по отношению к себе, ставя под угрозу свою жизнь…
Говоря о летальных исходах, есть вторая большая проблема – поздняя обращаемость. Поступает в больницу человек, сразу – на кислород, потом ему снимают кислородную маску, чтобы он поел, а у него сатурация тут же падает до 60. Помочь такому пациенту уже очень трудно.
— Каков процент вакцинированных в области на сегодня?
— Будем говорить о 40% — двумя дозами, порядка 45 тысяч человек должны прийти на вторую дозу.
— Невеселая, я бы сказала безответственная картина… Однако в завершение спрошу о позитивных прогнозах. Есть мнение ученных, экспертов, что Омикрон — это начало конца пандемии. Что скажете?
— С большой вероятностью к средине лета мы выдохнем по поводу ее окончания. Такое предположение я высказал в соцсети еще пару месяцев назад. На чем оно основано? Я провел параллели с известной «испанкой» — которая в свое время унесла миллионы жизней, и которая как появилась ниоткуда, так за 2,5 года и исчезла в никуда. Я «вытащил» индикаторы того эпидемиологического процесса и сопоставил их с нынешней пандемией. Получил 94% совпадений. Потому точно также за 2,5 года, то есть, к июлю этого года уйдет и коронавирус. За счет чего? На сегодня мы официально имеем миллионы людей, переболевших «короной». Это люди, которые делали тест и получили позитивный результат, но мы же понимаем, что еще несколько миллионов его не делали, но тоже переболели. Если смотреть на то, что сейчас делает Омикрон, а также по прогнозам ВООЗ – им переболеет половина Европы. Понятно, что и половина населения Украины перенесет Омикрон в том или ином виде. Коллективный иммунитет. Плюс к этому — процесс мутации коронавируса нас всех беспокоит, потому что это вызывает волны, но вместе с тем это процесс эволюции данного вируса. Быстро мутируя, он быстро придет к той форме, при которой мы его не будем замечать, к лету мы получим ту форму вируса, которая заходит и не распространяется.
Вот так это закончится.
Елена Резниченко для KHERSON.net.ua
kherson.net.ua