Коллективный психоз: как стресс каждого украинца наносит удар всей экономике
4 года назад 0
Шесть из 10 наших соотечественников боятся коронавируса, но, говорят психологи, теперь уже не загадочной болезни, а вполне понятных экономических последствий.
Перетертые стрессом Стресс заполнил собой всю нашу жизнь и начал подтачивать экономику.
Так, американцы оценивают потери для своей экономики, вызванные стрессом сотрудников, более чем в 120 млрд долларов в год. В эту цифру ученые из США, занимающиеся данной проблемой, заложили такие последствия стрессов, как снижение производительности труда, сокращение фонда рабочего времени, расходы медицины на лечение заболеваний, возникающих вследствие нервного перенапряжения — проблем с желудочно-кишечным трактом, сердечно-сосудистой системой и т.д. Кроме того, американцы подсчитали, что продолжительность жизни высококвалифицированных работников с каждым годом уменьшается на 5% из-за высокого уровня стресса и проблем на рынке труда.
А по данным Deloitte, плохое психическое состояние британских сотрудников в прошлом году обошлось их работодателям в 45 млрд фунтов стерлингов. Как видим, коллективный стресс влетает мировой экономике в копеечку.
— Сейчас уже можно говорить не о коллективном стрессе, а о каком-то коллективном психозе, — говорит аналитик Алексей Кущ. – Хотя на самом деле все это не ново и в целом описывается поведенческой экономикой, которая включает в себя не только потребительский выбор, но и потребительские ожидания. Классики поведенческой экономики говорят, что не все здесь описывается формулами, есть еще и психо-ментальные факторы. Например, если в мировой экономике царит пессимизм, все инвестиционные решения откладываются. Правда, надо сказать, что Украина представляет собой аномальную территорию, и у нас в кризис бизнес-процессы часто активизируются. Например, в то время как во всем мире люди в кризис приостанавливают сделки и решают повременить с крупными покупками, украинцы начинают массово скупать подешевевшие активы – специально ждут кризис, чтобы купить телевизор или квартиру по низким ценам. Но эта активность мало что меняет: развивать экономику в условиях кризиса никто не будет, в том числе и в Украине. Сегодня бизнес настроен мегапессимистично.
Все болезни от нервов Медики не первый год говорят о том, что из-за проблем в экономике и безработицы ситуация на рынке труда сложилась не слишком благоприятная, а популярный "алкогольный" способ ухода от реальности и нервного перенапряжения только усугубляет проблему. В этом году к проблемам сотрудников во всем мире добавился коронавирус, и людей, живущих в постоянном стрессе, стало еще больше.
Многие украинцы, выйдя после затяжного карантина на работу, никак не могут прийти в себя и жалуются на постоянные конфликты. Одни нервничают из-за задержек зарплаты, другие боятся увольнения, третьи привыкли работать из дома, четверых раздражает усиление контроля – и все это выливается в виде недовольства на ближайших коллег. Нервы у многих – как натянутые струны.
— Как известно, все болезни от нервов, а стресса в нашей жизни действительно становится все больше и больше, — отметил в комментарии "КП" в Украине" партнер рекрутингового агентства IT Staff Виталий Михайлов. – Причем у каждого он свой: и у безработного, и у наемного сотрудника, и у собственника бизнеса. И, вопреки распространенному мнению, у собственника он даже больше, ведь он отвечает не только за себя, но еще и за созданные им рабочие места. А в Украине, по крайней мере в столице, стресс начинается еще до начала рабочего дня: в нашем городе сейчас добраться до работы – тот еще квест.
Учитывая вышесказанное, немало экспертов считают, что в штат предприятий нужно вводить психологов, как это делается, например, в силовых структурах. Эти специалисты могли бы помочь предотвратить профессиональное выгорание и нейтрализовывать конфликты.
— Идея неплохая, но у нас труднореализуемая , — считает Михайлов. – Во-первых, ее нужно как-то продать работодателю, у которого и так денег нет, а тут еще новую штатную единицу вводить. Во-вторых, у нас нет культуры общения как друг с другом, так и с психологом. Это на Западе обращение к психологу — в порядке вещей. А у нас это считается проявлением слабости – мол, каждый должен быть в состоянии разобраться со своими проблемами самостоятельно. Некоторые и вовсе думают, что к психологу обращаются только психи. В такой ситуации наиболее правильный выход, на мой взгляд, заключается в том, чтобы формировать привычку общаться с психологом с детства – в детском саду, школе, университете. В детских учреждениях психолог должен быть не формальной единицей, а в идеале учить ребенка справляться со стрессом, радоваться успехам других, выходить из конфликтных ситуаций. Тогда и во взрослой жизни отношение к себе и к окружающим будет другим.
Адаптировались, но все равно боимся Любая смена привычного уклада – это стресс. Огромным стрессом для нас был вход в карантин, ничуть не меньшим стал выход из него. Казалось бы, теперь в этой сфере уже ничего неожиданного для нас нет – плавали, знаем! Но это не совсем так. Как показало недавнее социологическое исследование, проведенное компанией Research & Branding Group, шесть из 10 украинцев боятся коронавируса.
Авторы исследования выяснили, что страх второй волны пандемии коронавируса растет. В частности, опасаются ее две трети украинцев (67%), тогда как не боится лишь каждый четвертый. 59% украинцев в той или иной степени опасаются заражения, причем каждый четвертый боится очень сильно. При этом 5% наших сограждан вообще не боятся заражения, а каждый десятый считает его маловероятным.
В общем, как-то так получилось, что хотя опыт жизни с коронавирусом и карантином у нас немалый, адаптироваться к ситуации в полной мере все же не вышло.
— Если в первую волну люди боялись совершенно нового заболевания, всего, что с ним связано, и в целом неизвестности, то сейчас они боятся еще и потому, что уже хорошо себе представляют, что значит карантин, особенно в экономическом смысле , — говорит психолог Виктория Егорова. – И если весной паника была связана с непониманием, чего ожидать, то теперь, наоборот, она связана с тем, что многие прекрасно осознают, как на их жизни скажутся еще несколько месяцев "жизни на паузе".
Ожидание второй волны карантина многих вводит в панику: что делать с деньгами и как распределять статьи расходов? С одной стороны, лишних денег особо нет, учитывая, что многие месяцами сидели без работы. С другой стороны, все уже поняли, что болеть – это не просто дорого, а очень дорого, поэтому было бы неплохо откладывать деньги на эту статью расходов.
— В бедной стране об этом должно думать государство, — говорит Алексей Кущ. – Для начала — определить социально незащищенные слои населения (пенсионеры, многодетные семьи, студенты, безработные и т.д.) и выплачивать им в критичный период дополнительные деньги, чтобы люди могли как минимум лучше питаться. Кроме того, нужно формировать антикоронавирусные пакеты помощи (одноразовые маски, антисептики, препараты для укрепления иммунитета) и выдавать социально незащищенным бесплатно.
Люди, которые работают и зарабатывают, должны делать все то же самое, только без помощи государства, продолжает эксперт. То есть, во-первых, отложить покупку товаров не первой необходимости на потом и потратить деньги на более качественное питание, поддержку иммунитета. Во-вторых, покупать индивидуальные средства защиты и не пытаться превратить одноразовые маски в многоразовые.
В-третьих, по возможности откладывать деньги на форс-мажор, в который входит не только риск заболевания, но и возможная потеря работы. И, наконец, иметь резерв на долгосрочную перспективу, поскольку карантин неизбежно приведет к экономическому кризису.