Надзорная труба. Моряки с украинскими дипломами могут остаться без работы
5 лет назад 0
В "Морской палате Украины" увидели на горизонте лишение украинских моряков права на труд, но в Министерстве инфраструктуры заверяют, что это – мираж
Украинские морские дипломы могут перестать признавать на международном уровне. Это произойдет в случае исключения Украины из "белого" списка стран, которые соблюдают нормы Конвенции о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты 1978/95 гг. (ПДНВ).
Официальное решение по данному вопросу Международная морская организация (ИМО), спецучреждение ООН, может принять на 102 сессии Комитета по безопасности на море, которое будет проходить 13-22 мая.
Данное решение – крайняя, не в первый раз грозящая Украине, но ставшая сегодня реальной мера, считают представители отрасли.
Объединяющяя значительную часть отечественного морского бизнеса общественная организация "Морская палата Украины" (МПУ), которая одной из первых заявила о проблеме, видит ее причину в бездействии чиновников и несогласованности между ответственными министерствами в работе с ИМО.
Непосредственным поводом для беспокойства стало письмо посла Украины в Великобритании Кабмину и Министерству инфраструктуры (МИУ) от 20 января, в котором тот сообщил, что у ИМО, несмотря на год работы, все еще остаются претензии к украинскому отчету о соблюдениях норм ПДНВ. МИУ официально проблему не признало, отмечая налаженный диалог с ИМО. Аргументам МИУ в отрасли не доверяют и не уверены, что министерство сможет устранить недочеты до заседания Комитета.
В окружении ревизоров Международные организации держат под контролем соблюдение норм Конвенции ПДНВ с помощью проверок, осуществляемых на нескольких уровнях.
Помимо аудита ИМО, инспекцию также проводит Европейское агентство по морской безопасности (EMSA). Кроме того, согласно правилу Конвенции 1/8, Украина каждые пять лет обязана самостоятельно, делегируя полномочия независимой организации, проводить аудит лицензированных Учебно-тренажерных центров, вузов и медучреждений, то есть всех институтов, которые подготавливают и подтверждают профпригодность моряка. В предыдущий раз Украина проходила аудит в 2013 году.
В 2018-2019 годах, в преддверии 102 сессии, перед Украиной возникла необходимость пройти все три проверки, но закончила она их с неодинаковым результатом. Так, в июне 2018 специалисты ИМО вынесли положительное заключение в отчете по Украине, сделав меньшее число замечаний, чем они предъявляют в среднем, рассказывал бывший тогда министром инфраструктуры Владимир Омелян. Проверка, впрочем, на ПДНВ не концентрировалась.
За полгода до этого, в апреле, уже с целевой инспекцией по соблюдению ПДНВ прибыли эксперты EMSA: отчет о ее результатах также опубликован, однако, в отличие от аудита ИМО, по его итогам все еще не составлен согласованный сторонами план исправления ошибок.
Загвоздка, собственно, поставившая под вопрос признание квалификации отечественных моряков на международном уровне, возникла в связи с проведением самоаудита по выполнению конвенции и имплементации ее норм в отечественное законодательство за 2014-2018 гг.
Изначально Украина подала предварительный отчет в ИМО в январе прошлого года с задержкой. Проволочка не помешала ИМО принять его на рассмотрение, и в течение 2019 года ИМО и МИУ совместно работали над его правильным оформлением, устраняя допущенные недочеты.
Однако 20 января 2020 года в СМИ и блогах начало распространяться письмо посла Украины в Великобритании и по совместительству постоянного представителя Украины в ИМО, в котором тот уведомлял Кабмин и МИУ о получении из Секретариата ИМО дополнительных замечаний по результатам рассмотрения полученного в ноябре 2019 года отчета. От себя посольство также предупреждало: "Украина может быть занесена на ближайшем заседании КБМ (13-22 мая с.г.) в перечень стран, которые не продемонстрировали соблюдение всех требований Конвенции ПДНВ (т.н. "черный список" ИМО)".
Криклий откликнулся Реакция МИУ на письмо посольства лишь усилила недоверие. В качестве доказательства отсутствия проблемы Владислав Криклий 18 февраля встретился с одним из помощников генерального секретаря ИМО, Лоуренсом Барчуе. На встрече Криклий заявил, что все замечания по отчету уже устранены и переданы 10 февраля в Секретариат ИМО. Необходимости в дополнительных отчетах нет, привели слова помощника в Министерстве.
"По моей инсайдерской информации сообщение о встрече с одним из 18 помощников генерального секретаря ИМО было подготовлено в министерстве еще до самой встречи с целью успокоить общественность. В любом случае, мнение помощника и даже самого генерального секретаря ИМО в данном контексте не играет никакой роли: решение о включении в белый список принимается на сессии специалистами Комитета. Генеральный секретарь и помощники на них не влияют", – рассказал UBR.ua вице-президент МПУ Вячеслав Кисловский.
Уже 24 февраля, в ответ на обращение МПУ, МИД прислал очередное письмо, где опровергая заявление Криклия, констатировалось: "На сегодняшний день в МИД отсутствуют основания утверждать о предоставлении Министерством инфраструктуры должным образом оформленного отчета".
Проблема с историей Впервые возможность негативной оценки от аудиторов замаячила перед Украиной еще в 1999 году, во время проверки внедрения норм Конвенции, существенно пересмотренной в 1995 году. В последний раз данная угроза появилась в 2013 году после проверки результатов имплементации Манильских поправок к Конвенции, введенных в 2010 году.
.Регулярность нависания дамоклова меча в виде исключения из белого списка объясняется тем, что за постоянными изменениями в нормах ПДНВ украинская бюрократия просто не успевает.
"Нет смычки между МИУ и Министерством образования – некоторые вопросы не могут согласовать по полтора года. Поправки Конвенции 2015-2016 годов до сих пор не переведены на украинский язык – это означает, что они попросту не внедрены в украинское законодательство", – замечает Кисловский. Стоит отметить, что официальный перевод является обязанностью МИДа.
Кроме формальных требований по имплементации Конвенции в законодательство, эксперты указывают и на реальное несоответствие украинской образовательной системы нормам ПДНВ: повсеместное вымогательство взяток на всех ступенях подтверждения квалификации и выдачи дипломов допускает попадание на флот от Украины людей без необходимых навыков.
В то же время Украина далеко не единственная страна, к которой есть претензии у международных ревизоров. Долгие годы под угрозой вылета из белого списка находятся Филиппины – первый в мире поставщик рядового состава на мировой флот. Существует и прецедент негативного вердикта – правда, не в связи с исключением из белого списка. В 2010 году EMSA был наложен запрет на работу под европейским флагом для грузинских моряков. Исправить положение Грузии удалось лишь в 2013 году.
Министерство в конфликте с отраслью Причина кризиса кроется не только в сложностях с внедрением ПДНВ, но и в отсутствии налаженного диалога между отраслью и руководством МИУ.
Не устроило представителей бизнеса в лице МПУ не только первоначальное сокрытие информации о письме посла, но и дальнейший отказ от публичного обсуждения проблемы во время круглого стола, организованного МПУ по случаю данной проблемы.
Для того, чтобы удовлетворить замечания ИМО в полной мере, у МИУ вряд ли хватит времени и профессиональных кадров, считают в МПУ. Однако в Морской палате занимают примирительную позицию и готовы помочь министерству подготовить нормативные документы, а также выработать общую позицию, с которой Украина сможет выхлопотать для себя отсрочку. Для этого, в частности, в МПУ собираются озвучить план действий на пресс-конференции 3 марта.
Стоит отметить, что, несмотря на одобрение части действий Криклия на посту министра, – начало обновление руководства Морской администрации, ликвидация морских экологических инспекций, а также лишение государства монополии по управлению морскими портами с помощью механизма концессии, – его последующие шаги вызвали нарекания отрасли еще до появление проблем с ИМО.
Точкой отсчета конфликта стали сложности с проведением конкурса на должность главы Морской администрации. В открытом голосовании больше всего баллов получил вице-президент МПУ Иван Ниякий, также являющийся директором крюингового подразделения компании Transship. Однако Владислав Криклий заявил, что кандидатуру Ниякого, несмотря на оказанную ему поддержку со стороны отрасли, не поддержит в любом случае из-за его возможной ангажированности как сотрудника Transship.
Вытеснение с рынка и развал системы образования Украинские моряки, составляющие 6% всего мирового плавсостава, даже в случае негативного вердикта Комитета по безопасности на море, не будут моментально лишены работы – просто потому, что отечественных капитанов и старших помощников некем заменить.
Согласно последнему отчету Manpower Report 2015, дефицит офицеров на глобальном рынке составил 16,5 тыс. или около 2%, в то время как Украина – 6-я страна в мире по их подготовке.
Однако решение ИМО даст толчок к началу процесса вытеснения отечественных офицеров с рынка и поставит под удар украинскую образовательную систему.
Международные судоходные компании откажутся продлевать соглашения с сотрудниками, чьи страны, согласно выводам ИМО, не соблюдают нормы Конвенции. Вынужденные подтверждать свою квалификацию в Учебно-тренировочных центрах "белых" государств, украинские моряки, приносящие в страну около $3 млрд ежегодно, в течение 3-5 лет будут заменены иностранными специалистами, объяснил UBR.ua Вячеслав Кисловский. Между тем, по разным оценкам, на море трудится от 80 до 200 тысяч украинцев.
"Судоходным компаниям важно поддерживать свой бренд, поэтому они нанимают людей только с документами, которые признаны ИМО. Сразу 50 тысяч украинских командиров не потеряют работу, но в течении 5 лет их станет в половину меньше", – говорит Кисловский.
"Те документы, которые были выданы морякам до решения ИМО, будут оставаться валидными. Но все судовладельческие компании будут планировать, как заменить офицеров имеющих риск утери докумен тов" , – объяснял ранее исполнительный директор крюинговой компании Marlow Navigation Сергей Хлопков.
В то же время главный удар в случае негативного вердикта ИМО будет нанесен не по морякам, у которых, так или иначе, останется возможность нострифицировать свои документы в других государствах, но по украинским университетам и учебным центрам – поступать в них не будет смысла.
Национальные образовательные учреждения уже планируют обезопасить себя и своих выпускников от такого итога: как заявил 26 февраля во время круглого стола ректор университета "Одесская морская академия" Михаил Миюсов, для этого они хотят подписать двухсторонние договоры с коллегами из Болгарии и Польши о взаимном признании дипломов.
Дмитрий Кругликов, UBR.ua