Налоговый спецназ пойдет по соседям и проверит дорогие покупки: можно подставить родню
3 года назад 0
С началом зимы к имуществу "богатых украинцев" будет особый интерес со стороны Государственной налоговой службы (ГНС).
"До 1 декабря 2021 года мы сформируем специальное подразделение ГНС, которое будет анализировать налоговое поведение индивидуальных налогоплательщиков с высокими уровнями состояния, чтобы минимизировать комплаенс-риски (недопоступление средств в госбюджет из-за неуплаты налогов – ред.), присущие этой группе налогоплательщиков" , – пообещал Минфин в меморандуме с Международным валютным фондом.
Успевает ли ГНС и Минфин к указанной дате создать "налоговый спецназ", кто туда войдет и на какие зарплаты – в ведомствах ответа пока не дали. В то же время очевидным остается тот факт, что за теневые доходы украинцев возьмутся с новым рвением.
Слишком мало информации о "спецналоговиках" Опрошенные эксперты выразили противоречивые мнения по поводу данной инициативы.
Как заявил UBR.ua председатель комитета Верховной Рады по вопросам финансов, налогов и таможенной политики Данил Гетманцев, администрирование налогов для физических лиц и так существует и соответствующее подразделение уже есть в ГНС.
Он отметил, что ГНС, исходя из поданных деклараций о доходах, должна проводить камеральные проверки (без выезда на предприятие, на основе предоставленной налогоплательщиком отчетности) и "делать выводы".
Налоговый консультант Киевского центра поддержки развития бизнеса (КЦПРБ) Александра Томашевская назвала создание спецподразделения ГНС логичным шагом, которому предшествовала налоговая амнистия.
Власть рассчитывает на то, отметила она, что таким механизмом воспользуются "те украинцы, которых замучила совесть".
По ее словам, пока нет критериев, кто именно попадет в список "индивидуальных налогоплательщиков с высоким уровнем состояния". Но в феврале следующего года должен появиться законопроект или даже вступить в силу норма о непрямых методах контроля за налогообложением.
То есть ГНС должна находить "скрытое имущество" через непрямые методы – это "работа с налоговой информацией", ведь по наличию дорогих автомобилей и квартир "очень легко определить" несоответствие доходов и расходов.
"Например, если по госреестру у человека есть гектары земли, недвижимость – значительное количество квадратных метров, 10 домов, 15 земельных участков – конечно, не с "минималки" (минимальной зарплаты) он их приобрел" , – подчеркнула она, отметив, что "надо будет объяснять", откуда такие доходы и имущество.
По словам налогового консультанта, соотношение доходов и расходов определить можно – идея не нова, ее обсуждали еще при предыдущей власти. Основная суть такова: облагать налогом разницу скрытого дохода, причем – дорого, чтобы не было желания его скрывать в будущем.
Как борются с "подозрительно богатыми" за рубежом Александра Томашевская привела пример РФ, где "сделали чуть ли не интеграцию налоговой и банков", но высказала сомнения в применимости этого опыта в нашей стране. "Я не думаю, что Украина сейчас готова так далеко пойти" , – отметила она.
Во-первых, это "технически довольно сложно сделать". Во-вторых, маловероятно, что появится и вступит в силу закон, который полностью интегрирует налоговую и банковские счета.
В то же время в Германии такого механизма нет, и в этой стране, как и в других государствах очень много основано на добросовестности. При этом в Германии "порешать вопросы", как принято у нас, возможности нет – придется платить все налоги и все штрафы.
"Если это (налоговые преступления) вскрывается, то ты понимаешь, что ответственность неизбежна" , – поделилась она своими наблюдениями о налоговом законодательстве и наказаниях за его нарушения за рубежом.
Когда подобный механизм появится и в Украине – неизвестно, но вряд ли раньше, чем через несколько десятилетий, а пока "многие рассчитывают как-то пропетлять", отметила эксперт КЦПРБ.
Насколько серьезна проблема с налогами По ее мнению, степень сокрытия доходов в нашей стране весьма значительна. "Если не каждый первый, то каждый второй скрывает доходы от налогообложения… В любом случае будет какой-то процент доходов, в которых если "поковыряться" – можно что-то найти" , – объяснила она.
Александра Томашевская отметила, что государство нигде не заявляет о цели раскрыть все доходы до копейки. "Они пишут, что найдут тех, кто "внаглую" не платит. И каждый из нас надеется, что это – не про него" , – отметила она.
По ее словам, проще всего "пробить" соотношение доходов и имущества по реестрам. Если записать имущество на кума или свата, то тогда проблемы получат они – если у них нет высокой зарплаты. Поэтому если кто-то согласился быть подставным получателем имущества, то он пострадает, предупредила она.
"Если налоговая проверка находит недочеты, то у нас есть желание предпринять коррупционные действия, чтобы налоговая "забыла" о том, что видела, и чтобы мы ей заплатили – иногда они сами требуют денег. Иногда проверка – равно коррупции" , – констатировала эксперт КЦПРБ.
В ее практике был случай, когда в августе этого года налоговики "явно пытались склонить налогоплательщика к тому, чтобы он решил вопрос". Но все обернулось не так, как они рассчитывали – собственник бизнеса пожаловался знакомым, те – еще кому-то, и по цепочке дело дошло до Национального антикоррупционного бюро.
НАБУ приехало к этим "налоговым инспекторам и там была совсем другая история" – в итоге предпринимателю не пришлось давать взятку.
Если бы была уверенность в том, что "когда ты все правильно делаешь, то к тебе ни у кого нет вопросов или претензий – было бы чудесно". Но у нас пока так: налоговая рассчитывает на взятку, а предприниматель втайне надеется порешать вопрос – "не платить налоги и давать взятки", обрисовала она положение дел.
По словам Александры Томашевской, в вопросе взаимодействия с налоговиками нужно учитывать размер населенного пункта, ведь чем он меньше, тем сложнее приходится предпринимателям.
"Это в Киеве можно выпендриваться и судиться, а попробуй в маленьком городе подай в суд на налоговую. Там никто не судится, там все договариваются, как говорится, потому что – вообще закроешь свой бизнес и пойдешь… на работу" , – подчеркнула она.
Как может работать "спецназ" ГНС Управляющий партнер ЮК "Наказ" Филипп Орлов спрогнозировал, что новосозданное спецподразделение ГНС будет действовать по аналогии с отделом больших плательщиков налогов. В его поле зрения в первую очередь попадут индивидуальные плательщики, состояние которых превышает 50 млн евро.
"Дальше, как это обычно происходит, если с ними не получится "эффективно поработать" или их будет недостаточно – критерии будут понижаться" , – отметил он в комментарии UBR.ua.
При этом вряд ли контролирующие органы заинтересуют те, кто живет в центре Киева или ездит на дорогих авто. Скорее внимание привлекут те, кому это недвижимое и движимое имущество принадлежит, а найти таких собственников не составит труда, уверен юрист.
Данный подход будет применяться не только к дорогим квартирам, ведь капитал может быть во владении землей, в депозитах или в долях предприятий.
"Если у таких собственников нет официальных доходов, за которые можно было приобрести такое имущество, или других документов, например, завещания, договора дарения и прочее – тогда они будут обвиняться в неуплате налогов и им нужно будет искать способы, как доказать обратное" , – подчеркнул Филипп Орлов.
По его словам, контроль за сокрытием особо крупных доходов проще всего ужесточить через субъектов финансового мониторинга. Это – банки, нотариусы и другие структуры, которые передают информацию о перечислении больших сумм денежных средств, купле-продаже недвижимости, долей в компании, акций или, например, автомобилей.
"Но не исключено, что могут быть задействованы и другие механизмы, вплоть до "жалоб соседей", на основании которых госорганы будут проверять конкретных людей" , – предположил Орлов.
Он отметил, что налоговая "любит рассылать письма массово" – как электронные, так и бумажные – без указания конкретных адресатов с настоятельной рекомендацией заплатить налоги.
"У кого "сдадут нервы", тот и пойдет первый это делать. Также, скорее всего, будут "работать" с людьми, которые сами обратятся в налоговые органы по тому или иному вопросу (взять справку и т.п.)" , – спрогнозировал управляющий партнер ЮК "Наказ".
Стоит ли бояться мелким предпринимателям На вопрос о том, могут ли в список подозрительно богатых попасть "фопы" (физлица-предприниматели, укр. – ФОП), Данил Гетманцев ответил "вряд ли". Глава парламентского налогового комитета уверен, что не нужно опасаться и ужесточения мер со стороны фискалов.
"Маски-шоу" и ареста счетов не стоит ждать в любом случае, потому что Государственная налоговая служба должна действовать исключительно в рамках налогового законодательства" , – подчеркнул он.
Александра Томашевская тоже уверена, что к "фопам" вопросов не должно возникать – когда они тратят приблизительно столько, сколько зарабатывают. "Но если я как ФЛП задекларировала, например, 5-7 млн грн, а потратила $5 млн – это и есть критерий соотношения доходов и расходов" , – отметила она.
По словам Филиппа Орлова, "фопы" не вписываются в термин "индивидуальные плательщики". Если же рассматривать их с точки зрения субъектов хозяйствования, то вряд ли найдется ФЛП, подпадающий под критерии больших плательщиков налогов.
"Схемы работы через "фоп" имеют смысл в объеме около 250 тыс. евро в год, а это далеко не миллионы. При этом, конечно, логика госорганов может оказаться и другой" , – подытожил юрист.
Что делать, если вы богаты и не уплатили все налоги Управляющий партнер ЮК "Наказ" посоветовал тем, кто может попасть под подозрение ГНС в сокрытии доходов, воспользоваться "добровольным декларированием". Это т.н. одноразовое или специальное декларирование, которое позволяет задекларировать имущество, купленное за доходы, с которых не платились (или платились не в полном объеме) налоги.
В этом случае чиновники обещают, что никаких вопросов к источнику происхождения таких доходов не будет.
Тем, у кого большие запасы "сокрытого имущества", и они все еще не определились, что с этим делать, Филипп Орлов рекомендовал "уже сейчас обратиться к адвокату и начать процессы, которые могут затянуться на долгие годы". Такой подход даст возможность как минимум спланировать дальнейшие шаги.
"По мере выполнения требований МВФ и отбеливания экономики с каждым годом возможность тратить незадекларированные деньги будет сильно усложняться, а мы только в начале этого пути" , – подчеркнул он.