Не блокировкой, так учетом. Что может грозить украинцам за ВКонтакте и реально ли заблокировать соцсеть

4 года назад 0

 UBR.ua выяснил, к каким последствиям может привести учет в Украине пользователей ВК и удастся ли удалить приложение соцсети из Google Play и Apple Store.

Спустя 3 года после решения Совета национальной безопасности и обороны (СНБО) обязать отечественных провайдеров блокировать российские интернет-ресурсы, в Украине так и не был найден действительно эффективный способ полностью оградить от них украинских интернет-пользователей. Хоть и значительно менее активно, они продолжают посещать "ВКонтакте" (ВК), "Одноклассники", Mail.ru и "Яндекс", что ставит под угрозу национальную безопасность и оборону, уверены в ведающем данными вопросами координационном Совете при президенте Украины.

Реализацию санкций еще в 2017 году СНБО возложил на Службу безопасности Украины (СБУ) – оба госоргана активизировали свою деятельность в данной сфере этой осенью, на фоне новых разработок соцсети ВК, упростивших доступ к мобильному приложению ресурса для украинцев. 

 Если СБУ предпочла попробовать распространить запрет с украинских компаний на международные, направив просьбу в Google и Apple убрать российские приложения из списка доступных на территории Украины, то Совет нацбезопасности решил работать напрямую с украинцами, пользующимися ресурсами РФ – все они, согласно озвученным в СМИ заявлениям главы ведомства Алексея Данилова, уже через полгода будут на учете у правоохранителей. 

UBR.ua опросил экспертов, окажутся ли угрозы и просьбы властей действенными – и имеются ли у госорганов технические возможности и правовые основания для их реализации.

Поголовный учет – часть стратегии киберзащиты  О том, что украинских пользователей российских соцсетей поставят на учет в полицию, впервые глава СНБО Алексей Данилов заявил 25 сентября на конференции "Перспективы диджитилизации страны и риски кибербезопасности", во время которой представлял разрабатываемую Стратегию кибербезопасности. 

" Та система, которая начинает работать, даст понимание относительно всех этих пользователей. Они будут все находиться на учете, и если и в дальнейшем будут распространять российский контент на территории Украины, то будут иметь определенные хлопоты непосредственно с нашей Нацполицией и силовыми структурами ", – заявил во время конференции Данилов. 

По информации агентства РБК-Украина, ссылающегося на источник в Киберполиции, данное ведомство вопросами учета пользователей российских интернет-ресурсов заниматься не планирует. Однако готовность взять это под свой контроль ранее выразили в вышестоящей над полицией инстанции – после Данилова слово на конференции взял заместитель министра внутренних дел Сергей Гончаров, который "полностью согласился" с мнением главы СНБО. 
                                " В первую очередь должна быть ответственность пользователей, которые также должны понимать, что они нарушают законодательство, и, действительно, наши сотрудники совместно с коллегами из других силовых структур работают над вопросом закрытия доступа к означенной сети (ВК, – ред.). Это вопрос и взаимодействия с иностранными партнерами в части площадок для распространения этих мобильных приложений" , – заявил замминистра Гончаров, также добавив, что украинское законодательство запрещает использование российского контента в Украине. 

Однако вне зависимости от желания правоохранительных органов принимать участие в планах СНБО, не факт, что их удастся осуществить в краткосрочной перспективе. 

Несмотря на то, что ряд СМИ опубликовали новости под заголовками "Пользователей российских соцсетей будут ставить на учет уже через полгода", в изначальном комментарии изданию "Суспільне" представители пресс-службы СНБО заявили лишь, что данный вопрос " будет обсуждаться в рамках реализации упомянутых стратегий " (помимо Стратегии кибербезопасности, разрабатывается также Стратегии информационной безопасности). 

Данные документы рассчитывают утвердить в течение полугода, однако претворение в жизнь нацстратегий, которые являются лишь основой для будущих и также требующих разработки нормативно-правовых актов, – отдельный процесс, который далеко не всегда заканчивается успешно. 

Поймай меня, если сможешь Как бы ни реализовывалась Стратегия в дальнейшем, многие из озвученных властями намерений противоречат реальности – как в юридическом, так и в техническом аспекте. По словам старшего партнера адвокатского объединения "Кравец и партнеры" Ростислава Кравца, создать базу пользователей российских ресурсов для собственных целей правоохранительные органы могут – но это не накладывает никаких юридических последствий на занесенных в нее граждан. 

" Пользование самой соцсетью – просматривать страницы или отправлять сообщения – не запрещено. Предъявить подозрение за отправку сообщений нейтрального характера будет крайне тяжело ", – констатировал Кравец. Теоретически остается возможность разработки в Украине законопроекта, полностью запрещающего и такие действия, однако вероятность его принятия – невелика. 

" Депутаты, конечно, могут принять закон в подобной редакции, однако, вероятней всего, Конституционный суд его отменит ", – уверен Ростислав Кравец. 

Проблема возникает и в применении мер даже по отношению к тем пользователям ВК и "Одноклассников", которые не только пользуются ресурсом, но и распространяют информацию, составляющую угрозу национальной безопасности, включая призывы к свержению государственного строя и т.д. Однако такие действия пользователи могут совершать не только в российских, но и в других социальных сетях.

Основным, и пока непреодолимым препятствием для контролирующих национальное киберпространство госорганов, остается VPN-соединение, считает директор лаборатории компьютерной криминалистики CyberLab Сергей Денисенко. " Отслеживать VPN-соединение до конечного пользователя нереально ", – уверен эксперт. 
 
Мониторинг списка пользователей "в ручном режиме" также не будет эффективным – даже если владелец страницы решил зарегистрироваться в соцсети как житель Украины под своим, а не чужим, именем. Дело в том, что в Украине нет возможности точно определить принадлежность страницы к конкретному человеку. 

" Я могу создать в ВК аккаунт на любое имя, и никто не сможет отследить, кроме его держателя, с какого мобильного телефона он зарегистрировался. В России таких возможностей больше, так как там у местных правоохранителей есть доступ к базе данных пользователей. Кроме того, SIM-карты в РФ продаются по паспортам ", – отметил Сергей Денисенко. 

Переговоры с Google и Apple  Еще одно направление борьбы с российской пропагандой лежит в плоскости переговоров с международными маркетплейсами, предоставляющими возможность скачать приложения запрещенных соцсетей. 9 октября СБУ сообщила, что направила к компаниям Google и Apple просьбу исключить из своих платформ доступ к таким ресурсам. Параллельно СБУ обратилась в украинский МИД, "чтобы министерство также проинформировало иностранных партнеров, работающих на территории нашего государства, о соблюдении требований действующего законодательства".

Готовность западных компаний оградить украинцев от опасного контента пока не ясна – однако эксперты сомневаются, что Apple и Google учтут просьбу украинских правоохранителей. Главная причина этого, помимо работы данных компаний вне украинской юрисдикции, в правовой основе санкций, применяемых к российских ресурсам. 

Как объяснил UBR.ua партнер юридической компании Axon Parnters Дмитрий Гадомский, юридическими механизмами влияния на западные компании, которые позволили бы принудительно добиться от них удаления ВК и "Одноклассников", украинские власти не располагают.  
" Решение СНБО было введено в действие указом президента Украины, соответственно украинские провайдеры должны его выполнять, а иностранные компании ему подчиняться не обязаны ", – пояснил Гадомский. 

К Apple и Google действительно можно обратиться с просьбой удалить нарушающую законодательство страны информацию или ограничить доступ к ней. Это может сделать любое лицо, не обязательно правоохранительное. Однако никто не станет добровольно удовлетворять необоснованный запрос. Я думаю, что приложения не удалят без решения украинского суда, отмечает Гадомский. 

" Но тут нарушение на другом уровне. СНБО решило ввести санкции против условного Яндекса, так как он распространяет контент, который противоречит закону по их мнению – само же противоречие закону судом не было установлено. Поэтому я не думаю, что Google и Apple будут реагировать на такое обращение. Сначала нужно доказать факт нарушения в суде ", – считает партнер Axon Partners Гадомский.

Впрочем, даже если соответствующей договоренности СБУ удастся достичь, обходной путь к российским платформам у украинцев все же останется. Помимо шифрованной передачи данных, вшитой в обновленное приложение ВК, и не дающей провайдерам возможности отследить путь соединения, в арсенале пользователей останутся браузеры с встроенным VPN, включая TOR, отметил Сергей Денисенко.