Нищета по-украински: настолько ли мы бедны, как об этом говорим
4 года назад 0
Экономисты констатируют: украинскую бедность не очень хорошо видно, зато прекрасно слышно.
Рассказы и реальность: большая разница Последние лет пять знакомая только и делает, что рассказывает, как плохо они живут. Чуть ли не последний сервиз на барахолку отнесли из-за треклятых олигархов, которые "никак не нажрутся", и вообще уже всей семьей зубы на полку положили. И вот в очередной раз, встретив ее и выслушав весь поток сознания о "беспросветной нищете", с удивлением узнаю, что эта "бидося" купила сыну квартиру в новостройке и сейчас делает в ней ремонт. И еще машину они с мужем поменяли – на новую, естественно. И карантин их достал, потому что они, оказывается, привыкли два раза в год за границей отдыхать.
Этот случай далеко не единичный. Многие, вспомнив своих друзей, коллег, знакомых, без труда найдут множество примеров, когда реальные доходы абсолютно не соответствуют рассказам об этих доходах. Причем, что интересно, преувеличение идет в обе стороны. Украинцы – это люди, которые ни в чем себя не ограничивают и с одинаковым размахом умеют и прибедняться, и преувеличивать свое богатство.
— И все же украинцы больше любят прибедняться, и тому есть несколько причин , — считает экономист Андрей Мартынюк. – Во-первых, еще с советских времен мы привыкли, что действительность в СМИ "лакируется", поэтому большинство людей не впечатляют новости на тему "у нас все хорошо". А вот если "шок", "катастрофа", "половина населения за чертой бедности" — это уже вызывает и интерес, и реакцию. Во-вторых, по разным оценкам, порядка половины зарплат в Украине находится в тени, и, по меньшей мере, глупо направо и налево рассказывать о своих широких возможностях, если налоги ты платишь с минималки. И, наконец, в-третьих, немало украинцев действительно считают, что живут очень плохо. Для нашей культуры характерно себя все время с кем-то сравнивать – хоть с более богатым соседом, хоть с героем телесериала, хоть с пресловутым "средним европейцем". И слишком часто эти сравнения оказываются не в нашу пользу.
Поэтому, говорит экономист, зачастую украинскую бедность не очень хорошо видно, но зато очень хорошо "слышно".
Пробуем оценить реальность Скажем сразу: оценить уровень бедности совсем непросто. Хотя бы потому, что бедность бывает абсолютной и относительной.
Под абсолютной бедностью понимается состояние, при котором человек не способен удовлетворить на свой доход даже базовые потребности в пище, жилье, одежде, тепле либо может оплатить лишь минимальные потребности, обеспечивающие биологическую выживаемость. Абсолютную бедность можно рассчитать, причем критерии оценки существуют самые разные. Например, в Украине можно оценить, как много людей живут на доходы ниже прожиточного минимума. Уровень жизни в конкретной стране определяют по ВВП на душу населения, по уровню зарплат (средней и минимальной), по структуре расходов и т.д.
А, например, Всемирный банк предлагает определять уровень бедности в разных странах в зависимости от их развитости. В беднейших странах, по версии ВБ, бедными считаются люди, доходы которых ниже 1,9 доллара в день на человека, в "средних" странах этот показатель составляет 3,2 доллара на человека, в развитых и богатых — 5,5 доллара.
Украина относится к самым бедным странам, то есть у нас "за чертой" находятся люди с доходами ниже 52 грн на человека в день, или 1560 грн в месяц. И таких у нас немало: это пенсионеры, семьи, где некоторые члены семьи не работают, многодетные семьи и т.д.
Под относительной бедностью понимают невозможность поддерживать некий "стандарт жизни", принятый в данном обществе. То есть относительная бедность показывает то, насколько человек беден по сравнению с окружающими.
Как нетрудно предположить, границы абсолютной и относительной бедности не совпадают. Более того: в обществе можно ликвидировать абсолютную бедность, но относительная при этом останется, поскольку неравенство является неизменным спутником сложного общества.
Немало украинцев причисляют себя к бедным, хотя, по расчетам Всемирного банка, относиться к ним не должны. В частности, как показало недавнее исследование КМИС, каждый восьмой украинец сообщил, что ему не хватает денег даже на еду. А ведь это огромные цифры: в случае, если нас, как утверждает официальная статистика, около 42 миллионов, на еду не хватает денег примерно 5 миллионам украинцев.
— Понятие бедности крайне субъективно и может варьироваться, как минимум, в зависимости от страны, — подводит черту аналитик TeleTrade Сергей Родлер. — Например, показатель ВБ в 1,9 доллара в день актуален по большей части для беднейших африканских стран. В Украине все же используется прожиточный минимум, который с 1 июля 2020-го вырос до 2118 грн. Впрочем, в Госстате понимают, что этих денег недостаточно даже для пропитания, и поэтому публикуют данные о количестве людей, имеющих доходы ниже фактического прожиточного минимума, который составляет уже 3660 грн. По итогам 2019-го на сумму ниже фактического прожиточного минимума в стране живут почти четверть украинцев.
И снова про средний класс Споры о том, есть ли в Украине средний класс и насколько он многочисленный, ведутся не первый год. Многие экономисты считают, что средний класс в Украине настолько обнищал за годы реформ, что его уже впору причислять к бедным. А демографы даже предлагают ввести понятие "относительного среднего класса" — по аналогии с относительно бедностью, то есть все то же "не хуже других".
Сергей Родлер констатирует: доходы граждан растут, но неравномерно: по данным Госстата, доходы 20% самых обеспеченных украинцев превышают доходы 20% наименее обеспеченных в 3,5 раза. При этом реальная разница между действительно богатейшими и теми, кого принято называть бедными, будет куда более разительной.
Правительственные органы не публикуют информацию по медианной зарплате, но, говорит Родлер, обычно она на 30% ниже средней, а, значит, половина населения зарабатывает меньше 7 тысяч грн, или в два раза больше фактического прожиточного минимума. Конечно, всех их записывать в бедные не стоит, но и обеспеченными, особенно в сравнении с той же Польшей, куда украинцы выезжают на заработки миллионами, назвать сложно.
Так что, резюмировал эксперт, упрекнуть соотечественников в "прибеднении" довольно сложно – они действительно, мягко говоря, небогаты.
— Классически считается, что средний класс — это люди, которые имеют доходы на уровне средних в отдельной взятой стране, — говорит президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко. — Потому этот класс и называется "средним": доходы людей являются средними по стране. Правда, при этом за базу берется официальный доход, и вот тут у нас проблема.
Дело в том, продолжает Охрименко, что наш средний доход мало что показывает. Если судить по официальным данным, то у 90% украинцев доход такой, что они не в состоянии себе купить даже стиральную машину, а они покупают автомобили.
— В каждой стране есть и нищие, и очень богатые, но на самом деле их не так уж много, — подытожил Александр Охрименко. – Если все время писать о нищих на помойках и о яхтах олигархов, то складывается впечатление, что в Украине только они и есть. На самом деле портрет обычного украинца совсем другой. Обычный украинец может себе позволить и какие-то покупки, и без особых проблем летом слетать отдохнуть в Турцию, но писать об этом неинтересно и даже немодно, тем более во время карантина. Поэтому в Украине оценить реальный средний класс сложно. Думаю, что наш средний класс не меньше, чем в ЕС, хотя он, конечно, беднее. У нас в целом доходы и расходы ниже, чем у европейцев, но сути среднего класса это не меняет.
КП в Украине