Пандемия и права человека

3 года назад 0

  Честные ответы на непростые вопросы Несколько замечаний. Во-первых, не всё то, что сейчас люди называют правами человека, в действительности ими является. Права человека – это довольно ограниченный перечень, закреплённый в международных конвенциях и перенесённый оттуда в нашу Конституцию. А не всё, что нам хочется.

Во-вторых, права человека, кроме свободы от пыток и рабства, не являются абсолютными и могут быть ограничены. Такие ограничения должны соответствовать критериям – предусматриваться законом, вводиться с легитимной целью и быть необходимы в демократическом обществе. Поэтому с каждым видом ограничений надо разбираться отдельно.

К тому же права человека могут между собой конкурировать. Тут всегда речь идёт о чаше весов: какое право перевесит в том или ином случае.

— Могут ли меня принудительно вакцинировать?
— Не могут. По украинскому законодательству вакцинация от ковида – добровольная. Государство устанавливает для невакцинированных определённые ограничения. Для каждого ограничения надо отдельно определять, предусмотрено ли оно законом, легитимна ли цель его внедрения, например, защита жизни и здоровья человека, и необходимо ли оно в демократическом обществе.

— Вправе ли государство устанавливать ограничения для невакцинированных граждан?
— Да, сама идея, что пропорциональные ограничения во время пандемии необходимы, – правильная. Хотим мы воспринимать реальность или нет, но факт остается фактом: Украина бьёт антирекорды по количеству инфицированных и смертей от ковида. Люди умирают тысячами. А это означает, что происходит конкуренция прав: права человека на жизнь и здоровье, с одной стороны, а с другой – права на частную жизнь, что включает право самостоятельно принимать решение по поводу медицинского вмешательства, например, вакцинации. В ситуации пандемии у правительства есть обязанность сдерживать распространение вируса, чтобы и больные ковидом, и больные другими заболеваниями, до которых у медиков сейчас не доходят руки, выжили. Но, как я говорила, все ограничения надо разбирать отдельно.

— Имеет ли правительство право отстранять от работы в случае отказа от вакцинации определённые категории людей?
— Теперь мы говорим о конкуренции права на жизнь и здоровье и права на работу.

Я напомню, что даже до пандемии ковида в Украине был ряд профессий, для которых предусмотрены обязательный медицинский осмотр и профилактические прививки против дифтерии, коклюша, кори, полиомиелита, столбняка, туберкулеза и т. п. Это преимущественно профессии, связанные с работой с людьми.

Статья 12 Закона Украины «О защите населения от инфекционных заболеваний» позволяет вводить обязательную вакцинацию также против других инфекционных болезней для определённых категорий профессий. Кто попадает под эту категорию, определяет Минздрав. В ситуации пандемии Минздрав утвердил перечень категорий работников, деятельность которых предусматривает постоянные контакты с людьми и может привести к быстрому распространению вируса.

— Нет ли дискриминации в таком неодинаковом отношении к работникам разных профессий ?
— Дискриминация – это когда к человеку с определённым признаком относятся иначе, чем относятся к человеку без этого признака, и когда для такого разного обращения с людьми нет объективного обоснования. Например, человека без слуха именно по этому признаку не возьмут на конкурс «Голос страны», и в данном случае такое отличительное отношение будет оправдано. И не нарушит Закон Украины «О принципах предотвращения и противодействия дискриминации в Украине».

В нашем случае действительно вводится отличительное отношение по признаку, сделал человек прививку или нет, но Минздрав приводит аргументы, почему такое отличительное отношение оправдано.

И здесь мы входим в сферу медиков и учёных. Минздрав аргументирует тем, что хотя вакцинированный человек тоже может заболеть, но процент больных среди вакцинированных значительно ниже и, соответственно, среди вакцинированных значительно меньше людей, распространяющих болезнь. Определённые им профессии касаются именно работников, контактирующих с большим количеством людей. То есть правительство считает, что право на жизнь преобладает над временным ограничением права на работу. Его логика такова: ты имеешь право не вакцинироваться, но тогда должен быть под ограничением, чтобы не создавать угрозы для других.

— Имеет ли полиция право проверять паспорт вакцинации на улице? А в общественных местах?
— Одним из критериев ограничения прав человека должна быть законность таких ограничений. Полиция не может проверять ковид-сертификаты на улицах, хотя постановление Кабмина дало ей такое право. Сначала надо внести изменения в закон «О Национальной полиции», определяющий её полномочия.

Для проверки документов на улице должны быть основания. Согласно Закону «О Национальной полиции», документы могут проверять исключительно по подозрению в совершении правонарушения. На сегодняшний день нет запрета на пребывание без ковидного сертификата на улице. Такие проверки возможны только там, где ограничение введено: в метро, общественном транспорте, спортзалах, торговых центрах.

— Разве такие ограничения не вводят только во время чрезвычайного или военного положения?
— Нет, ограничения прав человека возможны и вне чрезвычайного положения. Никого же не удивляет, что Зайцева ограничена в своём праве на передвижение из-за совершённого ею ДТП, вследствие которого погибли несколько человек, и теперь она, по решению суда, находится в местах лишения свободы?

Поэтому не устаю повторять: ограничения прав человека возможны, но должны соответствовать нескольким критериям – предусматриваться законом, внедряться с легитимной целью и быть необходимыми в демократическом обществе.

Права человека – это всегда о границах между нашей свободой и полномочиями власти. Эти границы подвижные, потому что зависят от конкретных обстоятельств. В условиях кризиса у власти всегда возникает соблазн перетянуть одеяло на себя больше, чем надо. И поэтому важно следить, чтобы права и свободы человека были ограничены только до уровня, являющегося необходимым для защиты жизни и здоровья граждан. Говоря проще, чтобы больше не было запретов вроде «гулять в парках». Потому что острота пандемии упадёт, а привычка власти непропорционально ограничивать права и свободы останется.

— Могут ли рестораны, магазины, кафе требовать у людей на входе сертификат о вакцинации?
— Не могут, а должны. Потому что, если мы говорим о ресторанах, мы говорим не о правах человека. Эти ограничения накладываются не на человека, а на ресторан как хозяйствующий субъект в форме общества с ограниченной ответственностью или ФЛП.

Статья 29 Закона «О защите населения от инфекционных болезней» позволяет правительству во время карантина устанавливать временные ограничения прав физических и юридических лиц и дополнительные обязанности, которые возлагаются на них. И правительство на время карантина такие обязанности определило.

— Можно ли ограничить пользование автобусом или поездом для невакцинированных людей?
— Теперь речь идёт о конкуренции права на жизнь и здоровье и права человека на свободное передвижение.

Статья 30 Закона «Об обеспечении санитарного и эпидемического благополучия населения» наделяет органы исполнительной власти и мест-ное самоуправление правом в случае распространения опасных инфекционных болезней вводить в установленном законом порядке на соответствующих территориях или объектах особые условия и режимы труда, обучения, передвижения и перевозки, направленные на предотвращение и ликвидацию этих заболеваний и поражений.

Правила и запреты, определённые правительством на основании этого закона, устанавливают порядок передвижения и перевозки в «красных» зонах. Правительство временно ввело его для автобусов и поездов, чтобы уменьшить потенциальную скорость заражения. Правительство обосновывает необходимость этой ограничительной меры статистически более низкими показателями заболеваемости вакцинированных, рекомендациями ВОЗ и медицинскими исследованиями, которые показывают, как передаётся вирус.

— Нарушает ли требование показать сертификат о вакцинации моё право на врачебную тайну?
— Теперь речь идёт о конкуренции права на жизнь и здоровье и права человека на частную жизнь.

Человек имеет право на тайну о состоянии своего здоровья, факте обращения за медпомощью, диагнозе, а также о сведениях, полученных во время его медицинского обследования, согласно статье 39-1 Закона «Основы законодательства Украины о здравоохранении».

Но «сертификат о вакцинации» не содержит информации о здоровье или диагнозе. Это, скорее, документ, содержащий разрешительную информацию. В «красной» зоне постановление правительства обязывает человека показывать сертификат о вакцинации для доступа к общественному транспорту или торговому центру. Такое требование показать сертификат является пропорциональным вмешательством. Другое дело, что охранник не может записывать эти данные или вносить в какую-то базу ресторана.

Александра МАТВИЙЧУК, глава правления «Центра гражданских свобод»
журнал-газета «Публика», № 4627 Ноября 2021