Почему херсонские библиотеки принялись «оптимизировать»

5 лет назад 0

Стремительное преобразование глобального информационного пространства, ознаменовавшееся почти тотальным переходом носителей информации из бумажного формата в цифровой и произошедшее за несколько последних десятилетий, заставило по-новому взглянуть на такой старый добрый предмет, как книга, и, соответственно, на библиотеки, где эти старинные культурные спутники человека скапливаются и хранятся.

Следует признать: с каждым годом число пользователей, прибегающих к помощи традиционного носителя, сокращается. Вследствие этого меняются подходы и в библиотечном деле: в библиотеках существенно расширяют поле деятельности, спектр услуг растет и давным-давно уже не ограничивается выдачей книг на дом в абонементе и чтением оных в читальном зале. Современная библиотека — это и культурный клуб, и кафе, и арт-хаб, и центр предоставления интернет-услуг онлайн (в том числе — помощь в приобретении электронных билетов, оплате коммунальных услуг), и выставочный центр, и центр досуга детей и подростков, и место встречи для участников различных групп психологической помощи…

В связи со всем вышеизложенным, сейчас в обществе активно обсуждаются два видения дальнейшего существования библиотек. Во-первых, есть, условно говоря, «партия оптимистов», ратующая за сохранение института библиотеки как важной составляющей сохранения культурного наследия, поддержания и развития духовной составляющей. Во-вторых, имеем дело с условной «партией пессимистов», призывающих к дальнейшей революционной диджитализации информационного пространства и скептически оценивающих «патриархальное» бытование не только библиотеки как института, но и библиотеки как здания, архитектурного объекта.

Похоже, именно ко второй категории, категории скептиков, относится часть депутатского корпуса Херсонского горсовета, а также многочисленные чиновники его исполнительных органов. Которые, к слову, не только в теории подвергают сомнению необходимость существования библиотек. Но и на практике уже осуществили первые шаги к демонтажу соответствующей системы.

Впервые об «оптимизации» библиотечной системы областного центра заговорили еще два года назад, осенью 2017-го. Тогда, впрочем, депутаты клятвенно уверяли, что ни о каком сокращении библиотек речь идти не может, и что, они, напротив, предлагают изучить вопрос и установить, как можно библиотекам помочь и сделать их работу эффективнее для городской общины.

Два года, таким образом, инициативы «библиотечной оптимизации» пребывали в состоянии анабиоза. Впрочем, некоторые библиотечные работники отмечают, что время от времени то один, то другой народный избранник нет-нет, да посетит какой-нибудь из филиалов, дабы окинуть взором находящиеся там помещения.

— Не к добру это, — подметили библиотекари вкупе с читателями. И точно — как в воду глядели.
Во-первых, 6 декабря 2019 года городской голова Владимир Миколаенко издает распоряжение «О создании Комиссии по рассмотрению проектов развития системы учреждений города Херсона на 2020-2023 годы, которые предоставляют социальные и культурно-образовательные услуги горожанам». Злые языки утверждают, что под столь напыщенным канцеляритом в действительности подразумевается банальный «дерибан» коммунальных объектов культуры, которые в горсовете решили пустить на продажу в частные руки.
Во-вторых, 18 декабря вышеозначенная комиссия собирается в составе пяти человек (возглавляет ее почему-то начальник управления социальной политики Елена Рузгис, хотя логичнее было бы видеть в этой должности специалиста по культуре или по коммунальной собственности). Также в комиссии — депутаты горсовета Артем Кияновский, Сергей Ложичев, Роман Пидперигора и Валентин Сух.
В этот день, согласно протоколу, в порядок дня заседания входили: 1) рассмотрение штатного расписания Центральной библиотечной системы города; 2) передача функций и книжного фонда отдельных библиотек-филий для детей в действующие школьные библиотеки и внесение изменений в существующую модель библиотек-филий для взрослых.

В тот же день комиссия заслушала начальника управления культуры горсовета Ларису Косенко, которая рассказала о штатном расписании и надбавках работникам библиотечной системы. Также обсуждались пресловутая «оптимизация» и грядущие изменения в законодательстве относительно библиотек и библиотечного дела.

В итоге решили, что до первого марта 2020 года книжный фонд отдельных библиотек-филий должен быть передан в школьные библиотеки, а в освобожденных помещениях следует  разместить учреждения образовательной и спортивной сферы.
Кроме того, рекомендовано до первого апреля 2020 года «осуществить оптимизацию штатной численности» библиотекарей.
Наконец, последним пунктом протокола значилось: после выполнения предыдущих пунктов «рассмотреть вопрос о дальнейшей оптимизации ЦБС».

К протоколу прилагалось приложение с перечнем библиотек, подлежащих «оптимизации» на первом ее этапе.
В этом списке — 10 объектов (в том числе — «сдвоеные библиотеки-филии»). Расположены они в очень «вкусных» местах в центре или в густонаселенных районах, а некоторые и вовсе обслуживают целый микрорайон (к примеру, библиотеки-филии №№7 и 24 на улице Патона на Острове).  

Предложения по «оптимизации» — самые разные. Допустим, в БФ №5 по проспекту Текстильщиков, 9 собираются разместить «филиал спортивной школы». При этом не указывается, какая именно спортивная школа имеется в виду, и что именно будет размещено вместо книжных стендов. Возможно, имеются в виду боксерские груши, татами и площадки для настольного тенниса, или еще что-нибудь — об этом в протоколе ни слова.

Далее — БФ №6 (улица Московская, 49) и БФ №22 (улица Киевская, 38) предлагают «собрать вещи» и уступить место почему-то комнатам детского и юношеского творчества, станции юных техников, комнате школьника «или тому подобное». На каких основаниях из библиотечного помещения в 87 или 85 квадратных метров собираются устроить просто-напросто комнату или школьный клуб — опять-таки, не объясняется.

Имеется в списке рекомендаций и вовсе курьезный пункт. Так, для помещений БФ №12, что на улице Промышленной, 44 и БФ №11 (улица Поповича, 15), предложений по использованию…вообще нет!

Прокомментировать ситуацию мы попросили самих библиотекарей. Источники этих комментариев оповестили предварительно, что предпочли бы остаться в анонимном статусе, так как опасаются гневной реакции со стороны начальства, которое, похоже, уже полностью подчинилось планам по радикальной оптимизации библиотек (с последующим отчуждением помещений).

«Через девять месяцев пройдут очередные выборы в городской совет, — рассказывает один из работников ЦБС города. — Уже сейчас понятно, что подавляющее большинство нынешних депутатов не имеют ни малейшего шанса победить на этих выборах. Поэтому сейчас, как по мне, они пытаются изобразить бурную деятельность, чтобы напоследок урвать для себя как можно больше. В том числе — нажиться на объектах коммунальной собственности».
— Первой под горячую руку-горе избранников, — продолжает собеседник, — попала именно система библиотек, чьи помещения представляют собой лакомый кусок для любого приватизатора. Нынешняя «оптимизация» части библиотечных филий — это, по мнению анонима, пробный шаг со стороны «прихватизаторов». Если этот «номер» прокатит — то в дальнейшем можно будет в ускоренном порядке раздерибанить и всю остальную ЦБС. И даже более того — другие объекты, принадлежащие всем горожанам!
Решение о включении вышеперечисленных БФ в перечень объектов коммунальной собственности, подлежащих отчуждению и приватизации, принималось кулуарно, —  настаивает библиотекарь.

«Поначалу в соответствующем проекте решения сессии значилось 12 объектов, и это не только библиотеки, — рассказывает он. — А уже на пленарном заседании сессии горсовета 20 декабря таких объектов оказалось 87. Основная масса депутатов даже толком не разобралась, в чем речь, да так и проголосовали большинством голосов за приватизацию этого имущества. Между тем, в этом перечне находится целый ряд библиотек-филий города, которые обозначены в документе просто как «нежилые помещения». Так, тихой сапой, определенная группа депутатов, действующая в союзе с партнерами из бизнеса, «пропихнула» в дальнейший оборот фактическое уничтожение сети библиотек Херсона».
По словам респондента, многие библиотеки-филии в городе представляют собой не только обширные помещения. Там за деньги общины, за счет спонсоров и грантовские средства проведены капитальные ремонты, проложены новые инженерные коммуникации, обновлена мебель, оргтехника. По каким причинам всё это должно быть куда-то перемещено или, тем более, «законсервировано» — абсолютно непонятно.
Непонятен и тезис о перемещении книжного фонда в школьные библиотеки.

«Библиотеки в школах несут на себе принципиально иную функцию, — утверждает собеседник. — Похоже, депутаты совершенно не понимают, в чем отличие обучающей литературы во время учебного процесса днем от литературы сети ЦБС, которая представляет более углубленную, расширенную, познавательную информацию, в том числе в вечернее время и на выходные. Кроме того, в школах города банально негде будет содержать внушительный книжный фонд библиотек-филий».
Однако, похоже, вопросом, куда «впихнуть» вышвыриваемые из библиотек книги, в горсовете вовсе не заморачиваются. Да хоть и сжечь их все! Главное — получить наконец-то вожделенное помещение. Которое можно будет потом прикупить за копейки на собственную же фирму-прокладку.

«Примеров столь вопиющего беспредела, связанного с «дерибаном» объектов культурного досуга, в Украине еще не наблюдалось, — резюмирует наш источник. — Тактика «оптимизаторов» в данном случае похожа на методы известного государства-агрессора, чье руководство в случае с аннексией Крыма бросило «пробный камень» в ожидании реакции — а что же будет? В результате полуостров без сопротивления отошел на сторону, и они пошли уже дальше — на Донбасс. Точно так же и депутаты нашего горсовета сейчас: сначала  часть библиотек заграбастают, а потом и на остальные руку наложат».
Отметим, что в настоящее время в Херсонском окружном административном суде рассматривается исковое заявление о признании недействительным решения Херсонского горсовета №2256 от 20 декабря 2019 года «Об утверждении перечня объектов малой приватизации, которые пребывают в коммунальной собственности Херсонской городской территориальной общины и подлежат приватизации».
Вгору Полина Светлова