Социологи выяснили психоэмоциональное состояние украинцев на карантине

5 лет назад 0

Результаты опроса, проведенного Социологической группой «Рейтинг» зафиксировали наличие у респондентов признаков депрессии, тревожности, паники, усталости и расстройств сна. Сравнивая результаты опросов двух волн (І волна — 27-28.03, II волна — 3-4.04) заметен незначительный рост тревожности, усталости и бессонницы. Уровень депрессии и паники остались на том же уровне.

  • В целом, уровень негативных эмоциональных состояний украинцев во время карантина и их динамика пока что не вызывает беспокойства . Не выявлено существенного роста, расстройства с клинической картиной (паника, депрессия) остались на начальном уровне.
  • Возраст : Уровень тревожности является относительно высоким среди всех возрастных групп, кроме самой старшей. В старшем возрасте (50+) меньше депрессивных настроений. Зато среди представителей старшей и самой старшей возрастных групп чаще наблюдаются расстройства сна. Рост негативных эмоциональных состояний зафиксировано у представителей возрастных категорий 18-29 и 30-39 лет. Итак, у самых молодых в актуальной ситуации появляются признаки депрессии Среди других — изменения несущественны, среди самых старших вообще фиксируется снижение уровня паники.
  • Возрастные различия в психоэмоциональных состояниях, вероятно, связаны с изменением стилей жизни. Молодежь больше проявляет депрессивных состояний из-за резкого изменения стиля жизни, принудительного сужения социального круга, снижения активности, количества впечатлений и событий. В то время как в возрасте 50+ стиль жизни становится с каждым годом все более карантинным (больше времени проводят дома, меньший социальный круг взаимодействий, выход на пенсию и др.), поэтому кроме расстройств сна, которые являются нормативными в этом возрасте, другие негативные состояния старшие переживают лучше и лучше адаптируются к ситуации (снижается паника).
  • Гендер : Женщины демонстрируют высший уровень всех эмоциональных показателей, чем мужчины. Несмотря на это в динамике за это время у женщин существенных сдвигов не зафиксировано. Зато выросли показатели у представителей мужского пола, особенно в отношении тревоги и расстройств сна. Определенные различия соответствуют норме — у женщин типично более высокий уровень рефлексии относительно собственных эмоциональных состояний и широкий спектр проявления на поведенческом уровне, потому что женщинам "можно" в соответствии с гендерными нормами быть эмоциональными. Мужчинам — не чувствовать и скрывать эмоции. Однако, мужчины из-за своих поведенческих стилей, хуже адаптируются к стрессорам и долго подавлять собственные негативные переживания не способны, поэтому, вероятно, уровень не растет, а проявляется в сознании мужчин.
  • Респонденты преимущественно часто общаются со своими близкими и друзьями . Так, 27% постоянно проводят время или общаются с родственниками, 51% — делают это часто, 10% — иногда, 11% — редко, 1% — никогда. Относительно меньше со своими родственниками общаются мужчины и люди старшего возраста. 15% постоянно проводят время или общаются с друзьями / коллегами, 43% — делают это часто, 21% — иногда, 19% — редко, 2% — никогда. Чаще со своими друзьями / коллегами общаются мужчины и представители возрастной категории 40-49 лет.
  • За помощью к психологам обращаются крайне мало : 91% не делают этого никогда, 5% — обращаются редко, 3% — иногда. Лишь около 2% опрошенных делают это часто или постоянно. Также подавляющее большинство не обращается за помощью к целителям или экстрасенсам. Несмотря на это помощи у них ищут несколько чаще, чем у психологов . Так, 88% никогда не обращаются к ним за советом, 7% — обращаются редко, 4% — иногда, и 2% — часто или постоянно. Несколько чаще к психологу обращаются люди младшего возраста, а к целителям — старшего, к этим двум категориям несколько чаще обращаются женщины.
  • Для украинцев в целом, несмотря на ростколичества  обращений к   психологам последних лет, все еще необычнымостается обращение кспециалисту в случаепсихологических проблем, нарушений взаимодействия сдругими. Так же, кстати, это касается обращений к врачу до появления серьезных симптомов. Спрос на психологическую помощь воспитывается психологической просвещением и ростом уровня психологической культуры, которые еще на низком уровне в нашем обществе, и если молодежь более прогрессивная в свои взглядах, то старшие группы предпочитают целителей.
  • Уровень доверия. 54% считают, что с людьми надо быть очень осторожными . 30% считают, что большинству людей можно доверять. 16% — затруднились ответить. В вопросе общественного доверия наблюдается четкая возрастная и половая зависимость — чем моложе респонденты, тем больше они склонны недоверять окружающим. Мужчины осторожнее относятся к другим людям, чем женщины. Доверие к людям как универсальная базовая ценность оказалась за пределами психологической нормы. В норме мы апрори считаем, что людям в принципе можно доверять — это позволяет нам строить прочные социальные связи не только с близким кругом, но и в широком социальном кругу. Это основа гражданского общества, уровня ответственности и взаимопомощи. Такой уровень недоверия формирует как собственный жизненный опыт, так и социальные процессы в целом. К тому же, недоверие к людям в целом требует гораздо больше психологических усилий, чем базовое предположение, что людям доверять можно — и это приводит к существенным различиям в психологических состояниях тех, кто доверяет (лучше чувствуют себя) и тех, кто не доверяет (хуже чувствуют себя ).
  • Большинство населения считают себя скорее счастливыми, чем несчастными : очень счастливыми себя считают 19% населения (этот показатель уменьшился: в 2018 — 36%), скорее счастливыми — 57%, не очень счастливыми — 16% и только 2% — абсолютно несчастны. Чем моложе возраст — тем счастливее себя чувствуют опрошенные.
  • 70% считают, что счастье человека зависит в первую очередь от внутреннего состояния человека . В то же время, 21% убеждены, что счастлив человек или нет — это зависит от внешних обстоятельств. Женщины больше склонны считать, что счастье — это в первую очередь результат внутреннего состояния человека. Вообще, чем более счастливый человек — тем больше он соглашается с такой же мыслью. Не менее трети несчастных респондентов убеждены, что счастье зависит от внешних обстоятельств.
  • Ощущение счастья обратно влияет на ощущение отрицательных эмоций: чем счастливее человек, тем меньше у него выражены показатели депрессивного, тревожного состояния, расстройства сна, паники и усталости. Люди, которые считают себя несчастными – больше всего испытывают все эти негативные эмоции (а наиболее выражена разница — в показателе ощущения депрессии). Так же с оценкой источника счастья: люди, которые считают, что счастье зависит от внешних обстоятельств — более испытывают негативные эмоции, а те, кто считает, что счастье — это внутреннее состояние человека, — меньше испытывают такие эмоции.
  • На негативные ощущения также значительно влияет межличностная коммуникация : чем меньше опрошенные проводят времени или общаются со своими близкими (друзья, семья) — тем больше у них выражены отрицательные психоэмоциональные состояния. Например, все показатели (тревоги, усталости, бессонницы, депрессии, паники) являются самыми высокими у тех, кто общается со своими родственниками редко.
  • Подобным является также соотношение общественного доверия и психоэмоциональных состояний: те, кто больше склонны доверять окружающим — имеют заметно более низкие показатели негативных эмоций чем те, кто относится к людям с осторожностью и недоверием.
  • Итак, опрошенные в целом чувствуют себя достаточно счастливыми. Согласно результатам исследования, ощущению счастья помогают интернальный локус контроля (моя жизнь, настроение, эмоции и поведение в первую очередь зависят от меня — я несу ответственность за свои состояния), прочные межличностные связи и интенсивность общения (с родными, друзьями), взаимопомощь и базовое доверие к людям. Если с уровнем базового доверия так быстро не справиться, то все остальное — это то, благодаря чему можно оставаться эмоционально стабильным во время карантина и выдержать его без серьезных психологических последствий для личности.

Выборочная совокупность: І волна (27-28.03 2020) – 1660 респондентов, ІІ волна (3-4.04.2020) – 1700 респондентов в возрасте от 18 лет и старше.  Ошибка репрезентативности исследования с доверительной вероятностью 0,95: не более 4%.  Интернет опрос методом Computer-Assisted Self Interviewing (CASI) осуществлен на основе случайной выборки мобильных телефонных номеров.
Проект выполнен в сотрудничестве с Национальной исследовательской сетью "POLLARIS".