В Крым и обратно: вопросы и ответы о пересечении административной границы

4 года назад 0

  За минувшую неделю через админграницу с Херсонской областью в Крым не пропустили 89 человек, сообщил замглавы управления Роспотребнадзора по Крыму и Севастополю Дмитрий Крутиков. По его словам, у них «не было при себе результата исследования методом ПЦР на новую коронавирусную инфекцию, либо результаты были выполнены более чем за 72 часа на момент въезда». 
С 1 мая российские власти ужесточили правила въезда в Крым для иностранцев – которыми, с их точки зрения, являются и украинцы. Теперь те, кто хочет попасть на полуостров, должны дважды сдать тест ПЦР в течение первых пяти дней с интервалом не менее суток и затем зарегистрировать результаты на портале Госуслуг. Для въезда с полуострова на материковую часть Украины сохраняются прежние требования: установка приложения «Дій вдома» и соблюдение двухнедельной самоизоляции по прибытии в пункт назначения.

На многочисленные вопросы слушателей и читателей относительно пересечения админграницы, которые поступают в редакцию Радио  Крым.Реалии , вместе с ведущим Сергеем Мокрушиным отвечали помощник начальника Херсонского погранотряда Госпогранслужбы Украины Иван Шевцов , глава Херсонской облгосадминистрации Сергей Козырь , украинский адвокат, советник по правовым вопросам Общественного центра правосудия Юлия Лисовая и представитель президента Украины в Автономной Республике Крым Антон Кориневич . – Иван, много вопросов у наших радиослушателей, в том числе по поводу работы Госпогранслужбы Украины. Один из них: действуют ли правила транзита, если человек выезжает через административную границу с Крымом и планирует после этого направиться в какую-то другую страну?
Шевцов:  Такого правила нет, мы пользуемся постановлением Кабинета министров за номером 1236, и там не предусмотрено транзитного проезда через контрольные пункты въезда-выезда.

– Еще вопрос: какие нужно иметь документы для вывоза животных из Крыма на материковую часть Украины?
Шевцов: Ни один нормативно-правовой акт не устанавливает каких-либо ограничений, не определено, что для животных при пересечении админграницы необходимы какие-то документы. – По поводу обязательной установки приложения «Дій вдома»: что если у путешественника есть только старый кнопочный телефон?
Шевцов: В таком случае мы вызываем сотрудников Национальной полиции, и те сопровождают данных граждан на изоляцию, в обсерватор. Других вариантов нет. Можно или приобрести мобильный телефон, который поддерживает установку приложения, или просто отказаться от поездки.

– А если нет украинской сим-карты и, соответственно, номера телефона? Можно ее купить?
Шевцов: Непосредственно на контрольном пункте въезда-выезда такой возможности нет, но, насколько мне известно, есть возможность приобрести украинские сим-карты или на территории оккупированного Крыма – хотя они там очень дорогие – или передать с родственниками. То есть кто-то из них подходит к нашему пункту пропуска и говорит, что сейчас будут ехать люди из Крыма – мол, пожалуйста, передайте стартовые пакеты. Мы идем на уступки и передаем эти сим-карты, чтобы человек мог установить приложение и беспрепятственно пройти. – Можно ли сдать ПЦР-тест на мобильном пункте тестирования на админгранице и на этом основании проехать?
Шевцов: Сдать тест можно, но все равно при пересечении админграницы граждане обязаны установить приложение «Дій вдома». В помещении Центра оказания административных услуг работает медицинский работник, который с девяти до четырнадцати часов может провести экспресс-тестирование. Далее человек едет по месту пребывания и через сутки вправе сняться с самоизоляции в приложении.

– Спасибо. За разъяснениями по поводу российских правил въезда в Крым журналисты Крым.Реалии попытались обратиться в Погрануправление ФСБ по аннексированному Крыму, однако телефоны, которые указаны на официальном сайте как справочные и круглосуточные, не отвечали целый день. При этом эксперимента ради удалось дозвониться в аналогичные службы Дагестана и Чечни. Между тем, вслед за нашими слушателями интересуемся у главы Херсонской облгосадминистрации: что случилось с регулярными автобусными маршрутами от админграницы на материковой части Украины?
Козырь:  Когда начался карантин, наша область оказалась в красной зоне, и постановлением Кабмина были остановлены все маршруты, в том числе и междугородный транспорт. Сейчас все уже работает, мы с перевозчиками общаемся, и если еще остались какие-то недоразумения, я думаю, что до конца месяца все будет решено. Просто на отдельных маршрутах перевозчики не хотят ехать, потому что уменьшилось количество людей. Получается, они работают себе в убыток, но у них все же есть действующие маршруты, это их обязательство по договору. Центр предоставления административных услуг на КПВВ «Каланчак»Спасибо. Тем временем, с нами на связи радиослушателница, которая недавно пересекала админграницу в сторону Крыма.
Анастасия: Я ехала к родственникам первой линии. На крымской стороне они требуют подтверждения родства, то есть основания для въезда. Мать мне отправляла сканы своих документов – я предъявила и их, и свои, в том числе свидетельство о рождении. Только после этого пропускают. Также еще заполняешь там ковидную анкету, и меня, например, напряг тот момент, что в ней необходимо указать, где я живу на материковой Украине, из какого города и так далее. Что до украинской админграницы, там практически нет связи и с вай-фаем тоже проблемы. Было такое, что я и практически все, кто вместе со мной пересекал границу, застряли часа на два, просто потому что не было мобильного интернета и невозможно было ввести свой номер и активировать систему «Дій вдома».

– Почему случаются такие сбои, Сергей?
Козырь:  Смотрите: от «Каланчака» до временно оккупированной территории всего 600 метров. Агрессор со своей стороны работает над тем, чтобы как-то дестабилизировать ситуацию и в том числе заглушить мобильную связь и вай-фай. Так что перебои есть. Вообще, и в Киеве не везде есть вай-фай. Поэтому нужно к этому относиться с пониманием: ясно, что пересечение админграницы – стресс, но это техника, не все от нас зависит. Тем более, что по ту сторону есть люди, которые не заинтересованы в том, чтобы у нас все было хорошо. Мы работаем над этим: к нам приезжали и президент Украины, и премьер-министр, которые поставили задачу максимально быстро отработать механизмы информационной безопасности, в том числе и обеспечить хорошую связь в районах, приближенных к временно оккупированному Крыму. Думаю, что все решится.

– Куда обращаться, куда жаловаться пересекающим админграницу, если возникают какие-то проблемы?
Козырь: У нас на сайте есть телефон «горячей линии» облгосадминистрации – это колл-центр, который работает круглосуточно. Также там есть телефоны и пограничной службы, и таможенной, и представительства президента в Автономной Республике Крым. Обращайтесь, и все вопросы, которые там возникают, будут решены. Я понимаю, что люди хотят результата в течение минуты-двух, но есть неординарные ситуации. Но даже если вопрос не относится к компетенции облгосадминистрации, мы максимально быстро поможем. Были случаи, когда автомобили ломались между нашей территорией и временно оккупированной, и мы организовывали эвакуатор. Мы обязательно поможем, а от людей просим лишь немного терпения.

– Спасибо. Юлия, вы часто пересекаете админграницу – на какие проблемы вы бы обратили внимание?
Лисовая: По поводу вай-фая: к сожалению, по моим наблюдениям, это все-таки не ситуативные отключения. По словам пограничников, которые помогают людям устанавливать «Дій вдома», беспроводной Интернет там давно уже не работает. И, по моему, нельзя сравнивать админграницу с Киевом, потому что в Киеве хотя бы есть возможность подключиться к мобильному интернету. Тут у людей нет доступа ни к тому, ни к другому, поэтому все-таки к этим жалобам надо серьезно относиться. Юлия Лисовая – Вот интересный вопрос от слушательницы, который касается ограничений со стороны российских пограничников в Крыму:
«У меня мама в Крыму, я живу в Украине с дедушкой и бабушкой, гражданка Украины. В Украине прописана и трудоустроена. Три года не видела маму, хочу поехать. По документам и тестам вопросов нет. Есть слух, что меня могут в Крым пустить, а обратно в Украину не впустить, так как в Украине родственники не первой линии родства. Подскажите, чего ждать, и развенчайте слухи. Я не могу остаться в Крыму, у меня работа и два старика по 80 лет».
Лисовая:  Если девушка не выезжала за время карантина из Крыма, а все время проживала на материковой части Украины и не совершала этих въездов-выездов, то она сможет, въехав сейчас в Крым, выехать единоразово из Крыма на материк. Если она захочет это сделать во второй раз, то к бабушке и дедушке ее с полуострова, к сожалению, не выпустят. По российским правилам они не считаются родственниками, к которым позволено выезжать. Если мама имеет возможность выехать к дочери, то маму выпустят из Крыма неоднократно – при условии, что у мамы есть крымский, то есть российский паспорт. Это все относится к российской стороне, украинская не имеет никаких ограничений и свободно впускает и выпускает граждан – разумеется, с украинскими паспортами.

– Еще нестандартная ситуация у другой слушательницы:
«У меня есть паспорт России, я живу в Украине, родители – в Крыму. Я уже ездила в Крым в августе 2020 года. Мой муж – гражданин Евросоюза, у него есть вид на жительство в Украине. Подскажите, пожалуйста, какие мне нужны документы, чтобы меня выпустили во второй раз». 
Лисовая:  Нужно взять в подтверждение свидетельство о браке, паспорт, либо вид на жительство супруга. Я бы запаслась всеми документами, которые имеются у супруга и подтверждают их родственные отношения, то есть брак. Если эти документы составлены на украинском языке, российские пограничники принимают их без какого-либо перевода. Если же на каком-то другом иностранном языке, я бы все-таки подстраховалась и сделала перевод.

– У крымчанина – автомобиль, который он купил еще до 2014 года: есть номерные знаки украинского образца и те, которые выдавались Крыму уже после 2014 года. Он спрашивает: есть ли у него возможность на этом автомобиле выехать на материк?
Лисовая:  Украина не имеет права его не впустить, если он будет ехать на украинских номерах. Не впустят его, если он будет ехать на крымских номерах, потому что они не будут соответствовать автомобилю и украинской регистрации. Вообще, все документы, выданные российскими властями в Крыму, не признаются Украиной. Теоретически можно представить, что человек проезжает российских пограничников и меняет где-то номера, но практически это сейчас невозможно, так как везде в этой транзитной зоне висят объявления, что остановка транспорта запрещена. В итоге он просто физически не сможет остановиться и заменить эти номера, а российские пограничники не пропустят его на украинских номерах. Так что что логистически выехать у него просто не получится. Автомобильный въезд на территорию КПВВ, архивное фото – Антон, что вы ответите нашим слушателям на их жалобы?
Кориневич:  Мы стараемся решить вместе с другими государственными органами вопрос Интернета – покрытие вай-фая на трех КПВВ. В настоящее время вроде бы лучше с этим на «Чонгаре» и «Чаплинке», хуже на «Каланчаке». Мы понимаем важность этого вопроса и на самом деле благодарны пограничникам, потому что они с помощью своих устройств помогают нашим гражданам установить соответствующее приложение и пересечь админграницу. Интернет-покрытие – это, безусловно, одна из ключевых вещей. Мы также говорим и с местными властями, и в Киеве о том, что нам нужны регулярные перевозки от админграницы на основе проведенного конкурса, по определенным графикам и так далее. Я думаю, что решение вопросов связи и перевозок значительно улучшили бы сегодняшнюю ситуацию.

– Что насчет ужесточения ограничений на въезд в Крым со стороны российских властей?
Кориневич:  Я уверен, что Российская Федерация очень внимательно следит за действиями по деоккупации и реинтеграции временно оккупированной территории Украины и, безусловно, она может быть не удовлетворена тем уровнем внимания, какое сейчас приковано к вопросу Крыма как внутри государства, так и на международной арене. В этих условиях важно, чтобы Украина оставалась максимально открытой, чтобы не было никаких ограничений для наших граждан при пересечении админграницы.
(Текст подготовил Владислав Ленцев)
  Админграница между материковой Украиной и Крымом После аннексии Крыма Россией в начале 2014 года между материковой Украиной и полуостровом пролегла формально административная, но фактически – настоящая граница. В Херсонской области на админгранице с Крымом работают три контрольных пункта въезда/выезда – «Каланчак», «Чонгар» и «Чаплинка».