Воздвижение и народные традиции: особенности великого праздника без забав и веселья
3 года назад 0
В первом осеннем месяце в календаре церковных праздников есть несколько важных дат. Среди них 27 сентября — Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня . Это один из двунадесятых праздников, который отмечают христиане в память о найденном в IV веке Кресте (и в VII веке возвращенном из Персии), на котором распяли Иисуса Христа. Крест Спасителя долгое время находился в земле у Голгофского холма недалеко от Иерусалима. Противники христианства разровняли холм и засыпали пещеру Святого Гроба, а на том месте установили храм Венеры. Под ним впоследствии христиане нашли гроб Господень и Крест Божий во время раскопок, которые велись под патронатом матери императора Константина Великого — Елены. Часть Креста Господня и четыре гвоздя, которыми прибивали Иисуса, царица Елена привезла в Константинополь. А найденный на горе Крест установили на Голгофе, затем на месте находки построили храм Воскресения Христова. Сразу же после его освящения установили праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. Кресту христиане поклонялись с большим благоговением. По преданию, возле него больные исцелялись и многие приняли христианство. В 614 году (в период войны Византии и Персии), когда персы разграбили Иерусалим, был похищен и Крест Господень. И только в 628 году, когда император Ираклий разбил персов, святыню вернули в Иерусалим.
Дата праздника неизменна и приходится на конец сентября, когда у наших предков обычно завершались полевые работы. Но на Воздвижение почти всё прекращалось, так как нельзя было браться за хозяйственные дела, выполняя тяжелую работу (особенно связанную с деревом), в том числе трудиться в поле. Игры и забавы тоже не устраивались. Верующие обязательно ходили в церковь, чтобы помолится на службе.
О народных традициях, связанных с праздником Воздвижения, «ФАКТАМ» рассказала Елена Громова, этнограф, заведующая научным отделом выставочной работы Национального музея народной архитектуры и быта Украины (Пирогово).
«Наши предки считали: земля на Воздвижение сдвигается, закрывается, а осень начинает быстро двигаться к зиме»- В праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, который чествуют 27 сентября, во время службы Божьей традиционно на середину церкви выносят крест, украшенный цветами, а верующие поют «Кресту твоему поклоняемся, Владыко», — начинает рассказ Елена Громова. — Цветы, которыми украшали крест в церкви, считались целебными. Слово «воздвижение» означает «вознесение», то есть торжественный обряд почитания и прославления Креста Господня. В народе Воздвижение называли «Здвиження», потому что наши предки считали: земля в это время сдвигается, закрывается, а осень начинает быстро двигаться к зиме — все ближе холода с первыми заморозками. В народе говорили: « На Здвиження земля ближче до зими движеться», «Кожух зі свитою здвинулись, і кучма надвинулась», «Свиту на Здвиження скидай, а кожух надівай».
Считалось, что в этот день крест и крестное знамение приобретают чрезвычайную силу в борьбе с бесами, нечистью. Почитая Крест Господень, люди вспоминают великую святыню, потому что на ней кровь Спасителя, пострадавшего за нас. Кресты не только носили на шее, но и вырезали на домах, колодцах, воротах, рисовали на стенах дома — это была своего рода защита. «Хрест попереду, і я за ним, а сила Господа всесильна» , — говорили люди, веря в молитву «Честного Креста», которая помогала во время беды или болезни (чтобы преодолеть злых духов, надо было повторять слова молитвы 12 раз). Покойнику тоже клали в гроб деревянный крестик, чтобы он оберегал душу умершего.
Постный стол на Воздвижение Поскольку Воздвижение напоминает о распятии Христа, Его жертве и смерти на кресте, то с давних пор в этот день традиционно церковью вводился пост в память о страданиях и смерти Иисуса, — говорит этнограф. — На столе у хорошей хозяйки появлялись, кроме вареников с картошкой и другой постной пищи (супов, каш, овощей и фруктов), еще и пирожки с капустой.
Что можно и чего нельзя делать в праздник — На Воздвижение игр и забав не устраивали, никаких важных дел в этот день не начинали, — говорит этнограф. — Девушки могли плести венки и украшать цветами крест, который парни устанавливали в центре села. Не выполняли и тяжелой работы, связанной прежде всего с деревом (не пилили доски, не рубили дрова). И нежелательно было браться за домашние дела и полевые работы. Но можно было отправляться на ярмарку: во многих регионах организовывали ярмарки, на которых продавали и покупали все необходимое в хозяйстве.
— Именно на Воздвижение в лесу в поисках нор для зимовки активизируются пресмыкающиеся, — продолжает Елена Громова. — До этого они грелись на солнышке, а холода их заставляют прятаться. По народным верованиям, гады в этот день очень агрессивны, поэтому не рекомендовалось ходить в лес, чтобы змея не укусила. Люди считали, что змеи как будто сходятся на последний «совет» и сползаются в одно место, где собираются пережить зиму, чтобы «лизать там змеиный камень». Родители категорически не позволяли детям ходить по грибы в это время, чтобы не наступить на опасного пресмыкающегося или не упасть в яму со змеями. Даже напоминали «страшилку», которая помогала родителям держать детей дома на Воздвижение. По легенде, которую издавна передавали из уст в уста, одна маленькая девочка не послушала родителей и пошла в лес одна. Не заметив ямы, где как раз гнездились гады, упала туда и пробыла там до весны. Якобы все это время змеи высасывали из ребенка кровь. По весне девочка из последних сил выбралась из ямы, пришла домой, успела рассказать родным о своем приключении и… умерла.
Воздвижение было последним днем заготовки орехов и яблок. В праздник молодежь одаривала друг друга орехами, которые в этот день нельзя было есть, потому что внутри плода есть перемычка в виде крестика. И кто решался попробовать, тот «дьявола приглашал к себе». Если очень хотелось осеннего плода, то надо было сначала имитировать крест, бросив орехи на четыре стороны света. Считалось, что этот ритуал также защитит от гадюк и нечистой силы. Кстати, все колдуны и гадалки делают магические палочки из ореховой древесины.
В селе трудно было скрыть недостатки в хозяйствах: люди знали, кто работящий, а кто ленивый. Поэтому в народе говорили: «Хто не обсіявся до Чесного Хреста, той не вартий собачого хвоста». Хозяева пытались до Воздвижения собрать весь урожай (завершить работы, которые по разным причинам не удалось закончить до Второй Пречистой) в поле, саду, на огороде, заготовить картофель, также посадить молодые деревья или кусты.
«Кто на Воздвижение видел в небе птичий ключ, обязательно загадывал желание» — В конце сентября птицы уже готовятся улететь в теплые края, — продолжает Елена Громова. — Дети махали им вслед, провожая в долгий путь: «Скоріше повертайтесь, нас не забувайте, будемо ми чекати, щоднини визирати й за небом спостерігати» . С давних времен люди заметили, что первой летит кукушка, и считали ее «хозяйкой золотого ключа от теплых краев».
Принято было в праздник подкармливать диких птиц крошками хлеба. Кто на Воздвижение видел в небе птичий ключ, обязательно загадывал желание. Люди наблюдали за поведением пернатых и делали погодные прогнозы. Если журавли улетят до конца месяца, то на Покров уже придут морозы, а если не спешат оставлять наши края, то раньше ноября зима не наступит.
"Кресты не только носили на шее, но и вырезали на домах, колодцах, ворот, рисовали на стенах дома — это была своего рода защита", — рассказывает Елена Громова Полина Светлова