Врачи о запрете плановых операций: После коронавируса ждем всплеск запущенных болезней
4 года назад 0
Кого и в каких случаях сейчас будут госпитализировать и оперировать?
В Украине в рамках нового ужесточения карантина вернулся запрет на госпитализации и плановые операции для тех пациентов, чьи случаи нельзя считать экстренными, или же они не больны коронавирусом. Такой запрет уже вводился весной, и что тогда, что сейчас он вызвал море негодования у украинцев, мол, раз в стране свирепствует ковид, то граждане резко перестали болеть другими болезнями? "КП" в Украине" расспросила врачей, как они будут работать сейчас и что думают о новых правилах.
Если вреда для здоровья не будет, операция переносится Новый-старый запрет вступил в силу 9 ноября, и врачам частных и государственных клиник пришлось пересмотреть свои расписания. Как рассказывает замглавврача Полтавской клинической больницы им. Склифосовского Александр Олейник, в их учреждении плановые операции для пациентов, чьи случаи не острые, перенесены.
— Если их можно перенести, переносим. Если случай требует неотложной помощи, то принимаем, но со всеми требованиями по обследованиям, которые необходимы для госпитализации , — говорит Александр Олейник. — Наша больница продолжает предоставлять ургентную (срочную. — Авт.) помощь, потому что никто не отменял инфаркты, инсульты, острые хирургические состояния, травмы. Тех пациентов, которых можно было перенести, попросили подождать, говорит Александр Олийник. Фото: cbs.poltava.ua
Несколько иное расписание даже у тех врачей, которые работают с ургентными случаями. Например, детский нейрохирург Тарас Микитин из Львовской городской детской больницы рассказывает, что запрет коснется и его работы.
— Нейрохирургия — это больше ургентная хирургия. Даже если условно есть плановая операция и ко мне приходит ребенок с опухолью головного мозга, он условно сегодня стабилен по своему статусу, но завтра ему уже может стать плохо — он с планового пациента переходит в статус ургентного. Конечно, если состояние ребенка позволяет, запланированную операцию мы перенесем, — говорит Микитин. — Весной, когда месяц или полтора был такой же запрет, работали так же. И не скажу, что многим пациентам пришлось ждать. Нам очень помогло в работе, что пациенты могли сдать ИФА-тест, и только те, у которых был иммуноглобулин М положительный, отправлялись на ПЦР-тест, поэтому таким образом мы защищали и медперсонал, и других пациентов. Операции нейрохирурга, по словам, Тараса Микитина, в принципе ургентные, но те, что терпят, перенесут. Фото: dyvys.info После карантина ждем операционный бум Куда меньше работы из-за карантина стало в области пластической хирургии, рассказывает хирург Дмитрий Слоссер.
— Запрет сказывается на всем рынке пластической хирургии, поскольку пластические хирурги также социально ответственные люди. Больше этот запрет коснется хирургов в государственных клиниках, и там вопрос связан не только с коечным фондом, но и обеспечением пациентов кислородом, — говорит Дмитрий Слоссер, заслуженный врач в эстетической и реконструктивной пластической хирургии. — Если говорить на примере клиники Oberig, у нас плановые операции сведены к минимуму из-за того, что необходимо было поделиться кислородом. Из-за закрытых границ мы оказались отрезанными от пациентов, которые приезжали к нам как "медицинские туристы", их количество свелось практически к нулю, очень мало таких пациентов сейчас. Поэтому если брать этот вопрос в экономическом разрезе, просадка рынка пластической хирургии 25-30%.
Однако на время действия запрета операции все же будут проходить — есть пациенты, которым нельзя отказывать.
— Пластическая хирургия — это не только эстетика, если операции реконструктивные, когда необходимо закрывать какие-то дефекты, какие-то сложные случаи… Вот таких пациентов, думаю, мы сможем прооперировать даже в условиях карантина. Бывают острые случаи. А бывает, когда у пациента второй этап реконструктивной хирургии после онкологических заболеваний. И мы понимаем, что если не прооперируем пациента в это удобное "окно" в послеоперационном периоде, то потом будет сложно получить хороший эстетический вариант, — объясняет специалист.
Прошлый карантин Дмитрий называет временем затишья, зато после его снятия начался настоящий бум на проведение операций.
— Опыт предыдущего карантина показывает, что почти все пациенты у меня готовы ожидать, и как только прошлый карантин был снят, мы работали в очень плотном графике, буквально с утра до вечера, поэтому ожидаем, что после этого карантина также значительно увеличится поток пациентов , — говорит Дмитрий Слоссер. Дмитрий Слоссер ожидает, что запросы на операции возрастут с отменой ограничения. Фото: Клиника "Оберіг" Медсестры ищут работу Основатель Института хирургии доктора Валихновского заслуженный врач Украины Ростислав Валихновский говорит, что в его центре часть операций также отменили, но отделения травматологии и неотложной хирургии будут работать, как и раньше.
— Также будем проводить онкологические плановые операции, если у пациентов есть злокачественные опухоли, приказ министерства их не запрещает, поэтому онкохирургические услуги предоставляем и сейчас, — рассказывает Ростислав Любомирович. — Весной, когда запрет на операции вступил в силу, в первой половине мая часть услуг мы не предоставляли, пациентов было меньше, поэтому тот период мы посвятили обновлению базы, закупили новое оборудование, переориентировали часть услуг. Этот период был сложным.
Как рассказывает Ростислав Любомирович, карантин изменил не только порядок приема пациентов, но и меняет сам рынок.
— Все начинается с простого приказа, но за ним тянется цепь событий, которые связаны. Например, рынок трудоустройства медперсонала. Я сейчас вижу по тенденциям, что очень много среднего медперсонала увольняется с работы, медсестринство уходит из государственных клиник, ищут работу в частной структуре. Это понятно из количества вакансий и резюме в этой сфере на самых популярных сайтах поиска работы. Вероятно, заработок как-то был связан с количеством операций у персонала, а учитывая то, что изменилась система предоставления услуг, то начинает меняться и рынок медицинских услуг. Это первые ласточки, — говорит знаменитый хирург. Ростислав Валихновский считает, что карантинные запреты в сфере медицины повлияют не только на пациентов, но и на персонал. Фото: Medcentre.com.ua Осложнения "хроники" неизбежно Во многих странах, которые так же, как и в Украине, поставили на первое место борьбу с коронавирусом и попросили остальных пациентов подождать, уже заговорили о том, что вслед за этим решением увеличится смертность. По мнению Ростислава Любомировича, варианты, из которых медицинским менеджерам нужно было сделать выбор, были изначально плохими, поэтому пришлось выбирать, как говорится, из двух зол.
— Отсрочка в лечении плановых кардиохирургических операций, таких как эндоваскулярные вмешательства, операции, которые направлены на лечение атеросклероза, другие патологии, приведет к тому, что эти хронические болезни будут лечиться на более поздних стадиях, могут дать осложнения, которые позже выльются в инфаркт или инсульт. Думаю, отсрочка в будущем увеличит количество запросов на лечение патологий. Но на стадиях, когда уже есть осложнения в органах и системах организма, и это будет новой нагрузкой на систему здравоохранения в Украине, — считает Ростислав Валихновский. — У министра здравоохранения тяжелая ноша — выбрать сценарий, который будет наиболее оптимальным, по сути это кризис-менеджмент. Нужно объединять силы экспертов-практиков в области здравоохранения и находить платформу, которая будет помогать принимать оптимальные решения. Целей, как по мне, у запрета на госпитализацию две: снизить риск заражения и освободить места под ковидных больных. К слову, риск заражения в медучреждениях сейчас выше всего. Если смотреть на градацию, человек может получить COVID-19 в местах, где не придерживаются социальной дистанции, например, в кафетериях, ТРЦ, кинотеатрах, школах, садиках, транспорте, но больницы на первом месте.
ЕСТЬ МНЕНИЕ
Президент Всеукраинского союза защиты и безопасности пациентов Виктор Сердюк категорически против такого подхода, как отмена госпитализации и перенос плановых операций. Он считает, что пациенты не должны ждать, пока у них произойдет ущемление грыжи или оторвется тромб, а получать необходимую помощь, чтобы избежать тяжелых последствий.
— А что делать с ранней диагностикой рака груди? Годик подождать? Нет диагностики — нет рака — свободная реанимация! Мест в реанимации как не хватало, так не хватает, как кислорода, ИВЛ, кислородных концентраторов, реаниматологов, медсестер и санитарок. Включился первый этап так называемой "медицинской сортировки", запустить которую грозился министр? Что делать? Врачи, оформляйте плановые операции как экстренные. Сейчас уже есть тест на антиген: 5 мин и результат — инфицирован или нет. И можно смело оперировать правильно оформленного пациента. Пациенты, оформляйте документы об отказе от планового лечения и подавайте в суд на Кабмин, — советует Виктор Сердюк.
КОНКРЕТНО Кого сейчас можно госпитализировать? В первую очередь это больные коронавирусом, те, чьи случаи считаются ургентными, а также:
- беременные, у которых есть осложнения;
- роженицы и новорожденные;
- пациенты с онкодиагнозами;
- те, кто нуждаются в паллиативной помощи в отделении;
- пациенты, у которых есть риск для жизни и здоровья, если их не госпитализировать.