Спортивный имидж и медали вопреки всему: как тренируются херсонские олимпийцы
8 лет назад 0
На международных соревнования украинской сборной удается занимать призовые места. Чтобы так было и дальше, условия для тренировок необходимо улучшать, считают херсонские олимпийцы Дмитрий Михай и Артем Морозов.
Наши герои являются членами Олимпийской сборной Украины по академической гребле и прославляют не только Херсонскую область, но и всю Украину на международной спортивной арене. За их плечами участие и победы в чемпионатах мира и Европы. Также ребята участвовали в двух Олимпийских играх, что проходили в Лондоне и Рио-де-Жанейро. На последней олимпиаде завоевали шестое место. О том, в каких условиях приходится тренироваться начинающим и опытным херсонским спортсменам, кто их поддерживает и не дает расслабляться, ребята рассказали в интервью «Херсонским вестям».
«ХВ»: Где и как проходят тренировки для херсонских гребцов? Какие условия тренировок для Вас и начинающих спорстменов?
Артем Морозов: На начальном этапе все наши гребцы начинают подготовку в Херсоне, но к сожалению, у нас очень устаревшая материальная база. Последние закупки лодок были в 80-х годах и на них гребли даже еще наши тренера.
Когда же ребенок чего-то добивается, то он попадает в юниорскую и далее во взрослую сборную Украины, где условия для тренировок, конечно же, лучше. Там есть весла, инвентарь, тренажеры, концепты… т.е. уровень абсолютно другой и можно тренироваться на более современном оборудовании.
С Димой мы сейчас являемся членами национальной сборной Украины, поэтому проводим наши тренировки не в Херсоне. Это может быть Киев, Днепропетровск, иногда выезжаем в Европу. Делаем лыжные сборы. Но проблема в том, что когда мы между сборами возвращаемся домой, у нас нет возможности тренироваться на воде, потому что нет лодки. Отбирать лодки 80-х годов у детей не будем. Да и смысла в этом нет. Поэтому в Херсоне делаем силовые или беговые нагрузки …т.е. делаем все возможное, кроме «воды…». Дмитрий Михай: Между сборами все равно продолжаем тренировки. Скидываем объемы, делаем меньше тренировки по времени, нужно продолжать поддерживать себя в форме. Но выйти на лодках в Херсоне невозможно, т.к. современных у нас не так много, а на устаревших грести – для нас это несколько шахов назад, т.к. другая специфика работы.
Есть же определенные технические элементы или нюансы, которые отрабатываем несколько лет или, наоборот, пытаемся убрать. И если нам сейчас выйти на устаревшей лодке, мы попросту все наши усилия перечеркнем. Нужно понимать, что визуально лодки могут быть одинаковы, но их технические характеристика абсолютно разные. Дмитрий Михай: Условия позволяют это делать… как я, так и Артем, тренировались примерно одинаково. В силу того, что я моложе, может в процессе моих тренировок были какие-то незаметные улучшения в материальной базе и произошли. Но страдать от ограниченного количества лодок продолжаем. Сейчас у начинающих ребят ситуация немного позитивнее и в тренировках есть возможность использовать лодки лучшего качества.
Но все-равно продолжаем бороться не только с соперниками, но и обстоятельствами. У нас выбора не было – нужно было выбираться и достигать лучшего.
Артем Морозов: Скажем так, когда наши херсонские дети становятся на старт на лодках 80-х годов, то им сложно соперничать с детьми, которые гоняются на современных лодках. От европейских стран мы на порядок отстаем: перед Олимпийскими играми они закупают новые лодки, весла и необходимых спортивный инвентарь. Мы же выигрываем чемпионат мира с веслами, которым от 3 до 8 лет.
«ХВ»: Но вопреки отсутствию необходимых условий в Херсоне, медали везете всё-таки домой… Как и кто Вас материально стимулирует? Как реагирует мэр Владимир Миколаенко на Ваши результаты?
Артем Морозов: Если говорить про олимпиаду в Рио-де-Жанейро, тут действует программа по всей Украине. Вознаграждали определенной суммой с первого по шестое место. Нам с Димой «повезло», мы взяли шестое место и нам «область» выделили около 20 тысяч с вычетами налогов. Город, к сожалению, в этой ситуации пассивен. Хотя мы, на самом деле, представляем и город, и область.
Мы несколько раз встречались с нашим уважаемым Миколаенко, но, честно говоря, на все наши просьбы помочь спорту, он отвечал: «Вибачайте, нічим не можу допомогти». Когда же речь зашла о Лизе Мережко (ред. – паралимпийская чемпионка), то тут в этой ситуации он отреагировал быстро и пообещал ей купить квартиру за призовое место. Дмитрий Михай: С вопросом о покупке квартиры непосредственно в Херсоне в результате призовых мест на Олимпиаде, мы обращались к Миколаенко еще весной прошлого года. Задав ему вопрос о возможной покупке жилья, прямого ответа от мэра мы так и не услышали. Да, выделение квартиры было, но в Белозерке. В силу того, что мы живем в Херсоне и переезжать не собираемся, квартиры простаивают.
К примеру, наш мэр уделяет внимание воинам АТО, но пока, насколько нам известно даже «это внимание» только на словах. Возможно, он выбирает людей, на которых можно больше попиариться. Но только, и участники АТО, и спортсмены усилия направляют на то, чтобы развивать и популяризировать наш город. Я всегда с гордостью говорю, что я из Херсона.
Артем Морозов: Добавлю, что, несмотря на устаревший инвентарь, в Херсоне развита академическая гребля. А если брать последние Олимпийские игры в Рио-де-Жанейро, то 50 % сборной Украины было из нашего города. Нам не хочется терять эти позиции и не хочется терять уровень Херсона на Всеукраинской спортивной арене.
«ХВ»: Я знаю, что Вы планируете попасть на прием к секретарю Херсонского городского совета Елене Урсуленко. С каким вопрос Вы хотите к ней обратиться?
Артем Морозов: Как-то было одно мероприятие, и на нем мы познакомились с Еленой Борисовной. Она к нам подошла и сказала, что к ней можно обращаться, если какие-то вопросы или предложения. Мы подумали и решили, почему бы и нет. Тем более, что сейчас остро встал вопрос по инвентарю … мы понимаем, что в бюджете не предусмотрены дополнительные расходы в размере 7 млн гривен, поэтому сумму запрашиваемой финансовой помощи на закупку лодок уменьшим. Может сперва нам частично помогут, а со временем выделят и всю необходимую сумму. А попасть к Елене Борисовне хотим уже в конце января.
«ХВ»: А как Вам помогает областная власть?
Артем Морозов: Мы также хотим попасть непосредственно и к Владиславу Мангеру (ред. – глава Херсонского облсовета) на прием, чтобы он, как бывший спортсмен, помог нам также в плане закупки инвентаря. Надеюсь, что все будет нормально.
Сумма получается большая, т.к. мы хотим приобрести много лодок, чтобы хватило всем спортсменам. Закупка может проходить поэтапно: на протяжении года или двух лет, но чтобы мы не стояли на месте. Количество необходимых лодок мы расписали: около пяти одиночек, четыре двойки, две четверки и восьмерка. Этих лодок мало, но по деньгам получается много – приблизительно 7 млн гривен.
Дмитрий Михай: Мы тренируется на дорогих лодках, итальянских. Да, есть украинские лодки, их производят в Киеве, но по качеству они приблизительно такие же, как и наши лодки 80-х годов.
Нам нужны не только одиночки, нам нужны и четверки. Когда начинают готовить экипаж на чемпионат, то готовят его на четверках. Это необходимость. И мы же отстаиваем не только свои интересы, но и развитие херсонской гребли в целом. Это вопрос на многие годы вперед.
Артем Морозов: Хочется помочь родной базе, на которой мы выросли и тем детям, которые не видели нормальных лодок. Хотя на данный момент нельзя сказать, что из областного бюджета ничего не выделяется на улучшение материальной базы гребцов. После того, как мы вернулись из Рио-де-Жанейро с шестым местом, пошел сдвиг и начали выделять средства на закупку концептов, на зал для тренажеров, закупили конструкцию для перевозки наших лодок. Должны были купить для этого и автомобиль. «ХВ»: А как обстоят дела с меценатами? Помогают ли Вам предприниматели?
Дмитрий Михай: На все нет… нам могут помогать только бывшие спортсмены и гребцы, но и то только своими действиями или советами в области спорта. Они могут решить наши вопросы или вопросы наших тренеров по средствам наработанных связей. Но чтобы был какой-то бизнесмен активный в финансировании спорта, такого нет. К примеру, в Европе, если предприниматель спонсирует спортсменов, то идут льготы на налоги. Им выгодно вкладывать деньги в спорт. От этого выигрывают все. У нас же это какой-то личный порыв.
Артем Морозов: На данный момент вообще никак. Я помню. Что нашему тренеру удавалось находить спонсоров и мы, действительно, выезжали на какие-то международные регаты и соревнования. На сегодня такой возможности нет.
«ХВ»: Возможности у Вас есть какие-то пожелания начинающим спортсменам и местной власти?
Артем Морозов: Если обобщить то, мне бы хотелось, чтобы все эти люди (ред. – местные власти) больше внимания уделяли спорту. А если говорить о детях, то только, чтобы они приходили в секции и начинали заниматься. Не важно какой это вид спорта: гребля, борьба, бокс или гандбол. Спорт дает хороший толчок в жизни, и тогда становишься сильной личностью.
«Херсонские вести» еще раз акцентируют внимание, что проблема гребцов заключается в том, что спортсмены тренируются на лодках 80-х годов (ред. – при этом привозят призовые места с международных соревнований и олимпиад). Имеющиеся лодки по своим техническим характеристикам значительно отличаются от современного спортивного оборудования. Цена вопроса – 7 млн грн. Очень важно, чтобы просьба была услышана представителями, как областной, так и местной власти.
Беседовала Юлия Соломахина