Станислав Гончаренко: «Для меня мужское рукопожатие и слово всегда выше любой бумаги с печатями»

4 года назад 0

Заслуженный тренер Украины Станислав Гончаренко – о неожиданном расставании с «Продэксимом»
Главной сенсацией прошлого месяца стало сообщение президента «Продэксима» Игоря Колыхаева о возвращении в херсонский клуб испанского тренера Хави Родригеса . Однако в СМИ не было никаких данных, какова судьба Станислава Гончаренко , который принял команду накануне карантина. «Футзал Украины» связался со Станиславом Александровичем, чтобы из первых уст узнать о его нынешнем положении.
 
 Станислав Александрович, несколько дней назад президент «Продэксима» Игорь Колыхаев на встрече с игроками объявил, что команду в следующем сезоне вновь возглавит Хави Родригес. О вашей роли в клубе в новости на официальном сайте херсонцев не сказано ничего. Расскажите футзальной общественности, какова сейчас Ваша роль в «Продэксиме»?
– Наверное, никакая. Та последовательность действий, которая произошла в последние дни, заставляет меня об этом сказать. Я взял огромную паузу, если вы заметили. Нигде никому ничего не говорил, ничего не писал на своей странице в Фейсбуке ( Уже после нашего разговора Станислав Александрович  написал пост в Фейсбуке , где тезисно повторил сказанное в данном интервью авт .).  Нужно было время, чтобы обдумать сложившееся. Благодаря вашему звонку я все же осмелюсь высказать свои предположения. 
 
 Да, давайте, а то сейчас вопросов (не только у меня) больше, чем ответов.
– Давайте начнем все сначала. Есть вещи, которые всегда имеют предмет, последовательность и анализ. Меня пригласили на работу ( речь о «Продэксиме»авт. ). Начнем с первого. Зачем было меня представлять, фотографировать вместе с президентом, брать интервью? Второе. Я могу допустить, что это – спланированная акция. Если же это не так, то вижу положительный момент. Возможно, что-то в хорошем смысле изменилось у Игоря Викторовича и получилось вернуть Хави назад. И третье: я не исключаю, что сам Родригес не вернется, а по его рекомендации придет другой, сильный испанский тренер. Поверьте, это просто мои мысли, никакой конкретной информации у меня нет.
 
Сейчас «Продэксим» пребывает в своем лучшем состоянии за всю историю. Возможно, у Колыхаева возникли такие соображения: он стал рекордсменом Украины по количеству выигранных чемпионств подряд. К последнему титулу мы должны были прийти вместе, для чего меня и брали в клуб. Но Хави для «Продэксима» – это идол, рецепт успеха, возможно, его возвращение – это попытка замахнуться даже на Лигу чемпионов. 
 
 Вы уже упоминали сегодня о последовательности действий….
– Это другая сторона медали. Со стороны этики уж точно. Меня пригласили, у нас была двухчасовая конструктивная беседа на ментальном  уровне. Мы обсудили планы, выдвинутые президентом  о дальнейшем развития клуба, о состоянии команды, и я объяснил свое видение. У нас была стратегическая цель для достижения нужного результата. Но так случилось, что коронавирус внес огромные коррективы, затронул он Украину, и весь наш футзал в частности. Очень долго было неясно, что будет с чемпионатом. Все время я как законопослушный гражданин находился в Херсоне, ограничил контакты и дистанционно в телефонном режиме занимался с игроками.
 
В первый месяц коронавируса было очень тревожное состояние в стране. Все вынуждены были попрятаться по домам. Тренировочный процесс как таковой перестал существовать. Все занимались в стационарном режиме. Через месяц мною было предложено выйти на улицу и в индивидуальном порядке заниматься кардиотренировками на пульсе от 114 до 132 ударов в минуту. Время от времени поддерживал с каждым игроком телефонную связь, интересовался здоровьем и акцентировал внимания, что с этим шутить нельзя. Мы еще не знали, что сезон завершится досрочно, были надежды доиграть, а в игровом процессе мне нужны здоровые футзалисты.
 
После первого послабления карантина (11 мая) мною был предложен цикл, специально направленный на улучшение физических кондиций игрока. Также я постоянно был на связи с Игорем Викторовичем, контакта не терял. Когда стало понятно, что чемпионат доигран не будет, мы немного уменьшили нагрузки, перешли в поддерживающий форму режим работы. 22 мая было принято юридическое решение, что сезон завершен. Я поздравил президента в смс-режиме, он мне ответил, и мы сошлись во мнении: жаль, что чемпионат закончен именно так, а не на футзальной площадке. 
 
 После этого команду распустили? 
– Нет, я провёл два тренировочных занятия (22 и 23 мая) такого ознакомительно-развлекательного характера, и в субботу после тренировки объявил игрокам, что если до понедельника никаких изменений не будет, то разъезжайтесь по домам, до встречи в следующем сезоне. Общее собрание в этот день продлилось 15 минут. Я всех поздравил с победой, рассказал о перспективных планах на лето. Конечно, могут быть корректировки, но я посвятил команду, что будет три подготовительных этапа. И главное: попросил по-прежнему быть внимательными к себе и к своему здоровью, вирус полностью еще не отступил. Сам дождался вторника, новых вводных не было, и уехал домой в Киев.
 
 При каких обстоятельствах Вы узнали, что в «Продэксиме» было еще одно собрание, на котором Колыхаев объявил, что Хави возвращается в клуб? 
– В обеденное время, находясь дома, с семьей, не знаю, какие невиданные силы потянули меня к компьютеру. И сразу первая новость именно об этом. У меня было ужасное состояние, своего рода шок. Для меня это непонятное явление. Мне казалось, подобные поступки не свойственны командам такого уровня и таким людям, как Игорь Викторович. К сожалению, должен признаться: меня удивило, что президент без моего ведома собрал команду и объявил о возвращении Хави. Не хотелось сразу звонить, выждал паузу в ожидании, чего нового еще услышу. На следующий день после ночи без сна долго думал. Неужели это произошло со мной и в нашей стране. По состоянию на сегодня ( разговор состоялся вечером третьего июняавт .) могу констатировать это как факт. Вы правильно заметили, что по сей момент «Продэкским» ничего не объявил ни по моей должности, ни по моей отставке.  Уже сейчас из различных источников знаю картину тех событий. Колыхаев собрал команду 27 мая вечером и объявил, что мы прощаемся с Гончаренко и возвращается Хави. Это я узнал намного позже! По моей информации, собрание длилось семь-десять минут. Президент всех поздравил, пожелал добиться новых достижений и отправил игроков в отпуск.
  «Колыхаев выбрал опытного тренера, чтобы чемпионство не ушло»  
 Учитывая, что прошла уже неделя, какие мысли Вы сейчас испытываете? 
– Я долго думал и пришел к выводу, что печально здесь другое. Колыхаев – президент клуба, он вкладывает в него деньги. Это его право менять тренеров и принимать другие важные решения. Но есть же морально-этическая сторона. Он до сих пор не удосужился перезвонить и сообщить мне о своем решении. Как бы там ни было, я бы принял эту информацию, хотя приятного мало. Это можно было в телефонном режиме набрать и сказать что-то типа: «Станислав Александрович, ну я – хозяин клуба, принял такое решение. Хави возвращается, мне приятно с ним работать и мы добьемся с ним многого». Это было бы просто по-человечески… 
 
 Вы еще ждете звонка?
– Сейчас уже дело не в звонке. Знаете, есть такое определение – комбинаторность. По своему определению – это талант ума. В данном случае берем президента «Продэксима», который занимается поиском и преобразованием одних элементов в другие, придавая им новые и новые качества положительного характера. Это все переносится на любые сферы жизни, даже на бытовые. Данная комбинация, которую задумал Игорь Викторович Колыхаев, по умственности – имеет право на жизнь, а вот с точки зрения нравственности и духовности – ничтожна. Считаю, так мужчины не должны поступать. Хочу повторить еще раз: я бы согласился с любым решением президента клуба, но форма поступка – низкая с моральной точки зрения. Когда сейчас я сижу дома и все анализирую, то понимаю, что меня хотели применить, использовать, приглашая в клуб. В то время «Продэксим» стал немножко неуправляемый, Дмитрию Бербенцеву сложно было с этим справиться. Даже в беседах президент говорил, что меня пригласили для управления командой, нужно было наладить дисциплину. Тогда он выбрал опытного и знающего тренера, чтобы чемпионство не ушло. А потом дождался юридического решения о победе в чемпионате, дождался, когда я покину Херсон, и объявил о своем решении. И это еще отягощает ситуацию, делает ее еще более неприглядной. –  Вы сегодня уже вспоминали тот момент,  когда прибыли в Херсон, пообщались с Колыхаевым,  Вас представили клубу и начался рабочий процесс. Ваши отношения были подкреплены контрактом или это просто джентельменское соглашение?
– Давайте еще раз вернемся к тому фото, на котором мы с президентом изображены вместе на фоне флага «Продэксима». Я человек того возраста, который привык жить так: мужское рукопожатие и слово всегда выше любой бумаги с печатью. Это еще продиктовано тем, что за все время наш футзал так и не стал профессиональным. Если разобраться, то любой контракт – недействительный. Это просто бумага, которая не защищает ни игроков, ни тренеров, как в моем случае. Убежден в том, что все тренеры Экстра-лиги работают без контракта. За исключением, возможно, «Урагана», где нет контракта, а есть некий трудовой договор между «Облэнерго» и Максимом Павленко. Поэтому, как вы поняли, контракта никакого не было, я и не стал даже в него упираться и настаивать. 
 
 Напоследок хотелось бы у Вас спросить, какие планы дальше у Гончаренко-тренера?
– В Киеве еще остались добрые люди по своей сущности. Мне уже звонят, многие поддерживают, а некоторые предлагают различные варианты на аматорском уровне, чтобы я не сидел дома. Но пока я взял глубокую паузу. Надо и морально привести себя в порядок, да и здоровье подорвалось после всех этих сообщений. Поэтому каких-то длительных планов я не выстраиваю, сейчас морально «убит» всей этой историей с «Продэксимом». Я же живой человек, и не могу понять…  Благодаря Божьей помощи, стремлению развиваться, усердной работе всех тех, с кем мне посчастливилось сотрудничать, и еще уйме факторов мне удалось выиграть больше всех в этой стране турниров. Неужели я после этого заслужил подобного отношения? 
 
Примечание: Станислав Гончаренко – единственный тренер Украины, который на клубном уровне становился шестикратным* чемпионом Украины и шестикратным обладателем Кубка Украины. Единственный, кто с тремя разными клубами выигрывал золотые «дубли».

Беседовал Владимир Лавский, Футзал Украины
*без учета победы с «Продэксимом» в нынешнем сезоне  glavred