На Херсонщине закрыли 4 противотуберкулезных больницы – что будет дальше
5 лет назад 0
На Херсонщине ликвидированы три противотуберкулезные больницы — именно Новотроицкое, Новозбурьевское фтизиатрические отделения и детская туберкулезная больница в Олешках. Почти всех больных перевели на амбулаторное лечение.
Зачем нужна оптимизация
До реформы в Украине было более 90 профильных учреждений, занимавшихся лечением туберкулеза. Сейчас это число сократили. Как сообщила НСЗУ в ответ на запрос журналистов «на лечение туберкулеза НСЗУ заключила договор с 45 медицинскими учреждениями — историческими тубдиспансерами. В ноябре 2019 Кабмин одобрил Концепцию развития системы противотуберкулезной медицинской помощи населению. Она предусматривает слияние всех тубдиспансеров области в единый региональный фтизиопульмонологический медицинский центр. Туберкулезные диспансеры, владельцами которых являются местные власти, должны реорганизовываться и с 1 апреля получать деньги от НСЗУ не по количеству коек, а за услуги предоставляемые пациенту. Это предполагает сокращение количества коек, поскольку лечение туберкулеза требует новых современных и эффективных подходов».
Одними из первых под медицинскую реформу в сфере фтизиатрии (раздел клинической медицины, занимающийся изучением, диагностикой, лечением и профилактикой туберкулеза) попали дети.
52-х пациентов Олешковской областной детской туберкулезной больницы отправили лечиться домой.
Среди них 14-летний Алексей (имя изменено по этическим соображениям), проживающий в одном из поселков Белозерского района Херсонщины. У парня острая форма болезни — мультирезистентный туберкулез, который нечувствителен к традиционным препаратам. Его с братом воспитывает одна мама, у которой нет постоянного места работы. Семья очень бедна. Чтобы добраться до Белозерской центральной районной больницы, за которой закреплен Алексей, нужно ехать в областной центр и там пересаживаться на автобус, чтобы попасть к врачу. И хотя расстояние между селом и райцентром не слишком большое, не более 50 км, для матери с больным сыном каждая такая поездка является настоящим испытанием. Сейчас, во время карантина, на общественном транспорте доехать до лечебного учреждения вообще невозможно, а на такси семья не имеет средств.
Алексей принимает противотуберкулезные препараты резерва II ряда, которые применяются при мультирезистентном туберкулезе. Они агрессивны и обладают сильным побочным действием, особенно на организм подростка. Это препараты строгого учета, Херсонский областной центр общественного здоровья (бывший областной противотуберкулезный диспансер) выдает районным больницам. В селе Алексея отсутствует профильный медицинский работник, который бы выдавал лекарства, поэтому мальчик должен ежедневно ездить в районную больницу.
Эти лекарства бесплатны. Но кроме них необходимы еще гепатопротекторы, то есть препараты, которые защищают печень, которые поддерживают сердечный ритм, витамины, поскольку у ребенка возникают побочные эффекты от основных препаратов. Это все семья должна покупать за свой счет, но платить нечем.
Детский фтизиатр Белозерской центральной райбольницы Татьяна Махонина говорит:
«Ребенку надо оформлять инвалидность, но для этого необходимо пройти полное обследование. В условиях этого села нет возможности проводить анализы в полном объеме, брать печеночные пробы или даже сделать рентген. Пациента с такой тяжелой болезнью только нужно везти в область. И лечения необходимо проводить не ниже, чем на районном и областном уровнях. Это все немалые деньги, а мама ребенка ничего не получает, матери одиночке без работы очень сложно содержать двоих детей».
Сама женщина отказалась комментировать свою сложную ситуацию. Но несмотря на то, что у матери больного мальчика нет средств, медработники района и села пытаются помочь ей своими силами.
Однако детский фтизиатр Белозерской центральной райбольницы сообщила, что выход все же был найден и основное лечение он все же получает ежедневно в амбулатории села от местного фельдшера.
«Мы его хотим положить в стационар в Херсонский областной центр общественного здоровья, — рассказывает Татьяна Махонина. — Но там сейчас идет ремонт детского отделения, а мальчик нуждается в срочном обследовании. Мы не можем ждать, пока завершится тот ремонт. В конце нам все же разрешили его привезти. Теперь буду говорить, чтобы главный врач амбулатории в селе нашел бензин, чтобы отвезти эту маму с ребенком в Херсон».
Врачи даже не берутся прогнозировать, что дальше будет с Алексеем, если его сейчас не спасти.
Более половины бывших маленьких пациентов Олешковской областной детской туберкулезной больницы могут остаться без помощи
К сожалению, такая ситуация типична для многих бывших маленьких пациентов этой больницы.
Как рассказала экс-главный врач учреждения Татьяна Гурова, больницу ликвидировали месяц назад. Началось все с того, что Кабмин выработал и утвердил стратегию развития фтизиатрической помощи населению. Они взяли за основу зарубежный опыт борьбы с туберкулезом, то есть амбулаторное лечение. Также в каждой области были созданы единые центры лечения больных туберкулезом. У нас это бывший областной тубдиспансер. Сейчас он называется КНП «Фтизиопульмонологический медицинский центр» Херсонского областного совета.
«Мы думали, что нам оставят хотя бы 30 коек, ведь с 55 пациентов у нас 23 ребенка больные активным туберкулезом, из них 18 – с мультирезистентным, то есть нечувствительным к традиционным лекарствам, который лечится 20 месяцев — говорит Татьяна Николаевна, — Таких детей нельзя переводить на амбулаторное лечение. Это большая ответственность в частности для родителей, ведь им необходимо каждый день возить ребенка на прием дорогостоящих препаратов к прикрепленному медработнику. Более половины детей нашего заведения из малообеспеченных и асоциальных семей, где родители сами болеют туберкулезом, имеют алкогольную и наркотическую зависимость. При таких условиях они вряд ли будут ездить ежедневно в пункт, к которому закрепили их ребенка. К тому же не в каждом районе есть детский врач фтизиатр, который бы корректировал это лечение. Детский организм очень хрупок, а препараты приходится принимать довольно агрессивные. Не редко возникают побочные реакции. Это все должен корректировать специалист, потому что мама не в состоянии сориентироваться, почему плохо ее ребенку, или это побочное действие, или какое-то отравление и т. д.».
Только трех детей с мультирезистентным туберкулезом перевели в инфекционную больницу, поскольку во вновь открытом центре шли ремонтные работы. Остальные маленьких пациентов, в том числе с острой формой болезни, отправили на амбулаторное лечение.
Фтизиатрические учреждения ликвидируют из-за снижения уровня заболеваемости туберкулезом?
Кардинально противоположная позиция в КНП «Херсонский областной центр общественного здоровья». Как сообщила редактор пресс-центра «Медицина» этого ведомства Татьяна Лозовая, вопрос с ликвидацией фтизиатричних учреждений обусловлено устойчивой тенденцией к снижению уровня заболеваемости туберкулезом. По ее словам, за последние 15 лет заболеваемость и смертность от этой болезни снизились втрое, поэтому возникла потребность в закрытии многих противотуберкулезных учреждений. Во вновь открытый фтизиопульмонологический медицинский центр переведены на амбулаторное лечение 600 человек. Кроме того, заведение содержит 240 коек для стационарного лечения больных туберкулезом. Есть все необходимые препараты для лечения. По официальным данным мест в фтизиопульмонологический центре хватит: «Длительное стационарное лечение лишнее и даже может повысить риск возникновения мультирезистентных форм заболевания. В большинстве стран мира в стационаре больные с туберкулезом проводят в среднем 2 недели. После такого лечения они не представляют опасности для окружающих и могут продолжать бороться с туберкулезом амбулаторно по месту жительства».
Директор КНП «Херсонский областной центр общественного здоровья», доктор медицинских наук Юрий Ромаскевич наотрез отказался высказать свое мнение относительно целесообразности закрытия противотуберкулезных учреждений на Херсонщине.
Из официально обнародованной позиции ведомства следует, что туберкулезные больницы в некоторых районах Херсонщины действительно не нужны, в том числе отдаленных, такх, как Новотроицкий. А больные с открытой формой, среди которых немало бывших заключенных, ВИЧ-инфицированных, наркозависимых и безработных, должны дисциплинированно лечиться амбулаторно, следовать рекомендациям врачей и регулярно ездить в областной центр за почти 200 км.
У заведующего отделом торакальной хирургии Херсонского облонкодиспансера Александра Сташенко неутешительный прогноз последствий закрытия противотуберкулезных учреждений:
«В Украине и в Херсонской области с 1995 г. свирепствует эпидемия туберкулеза. А в условиях эпидемии ни в коем случае нельзя закрывать противотуберкулезные учреждения и разрушать налаженную систему лечения. Такие действия неизбежно приведут к быстрому росту заболеваемости туберкулезом в разы».
Не во всех противотуберкулезных учреждениях Украины медицинские услуги предоставлялись должным образом.
Результаты исследований ПРООН свидетельствуют, что многие пациенты сталкивались с коррупцией в тубдиспансере. Средства требовали за получение недельной нормы лекарств «на руки», дополнительную пищу в столовой и за разрешения визитов домой.
Не исключают коррупционную составляющую и ряд независимых экспертов в области медицины. В частности врач-инфекционист, директор Центра общественного здоровья в 2018-2019 гг. Владимир Курпита отмечает:
«На данный момент один врач-фтизиатр за год пролечивает примерно 7 пациентов. Казалось, что при такой нагрузке должны быть очень хорошие результаты, но на самом деле 40% пациентов с резистентными формами туберкулеза прекращают лечение».
По словам експерта по общественному здоровью, основателя ОО «PH Capital. Public Health Experts» Марии Бачмагы в течение длительного времени главные врачи увеличивали до 500 и более количество койкомест в противотуберкулезных учреждениях, чтобы получать за них государственные средства. С ней солидарна и директор Департамента коммуникаций НСЗУ Татьяна Бойко. Она утверждает, что за искусственно увеличенным количеством коек закреплялись ставки медперсонала. Но только на бумаге, реальных врачей не было. И заведениям было выгодно содержать больных как можно дольше, потому что от этого зависела смета.
Несмотря на значительное финансирование отрасли, многие диспансеры были в запущенном состоянии, не создавались условия для надлежащего ухода за больными, нередко пациенты становились жертвами унижений со стороны медперсонала, — свидетельствуют данные исследований ПРООН.
Также Владимир Курпита говорит, что часто больные, находясь длительное время на стационарном лечении, повторно заражаются друг от друга:
«Большинство туберкулезных диспансеров, особенно, находящихся уровне городов и городов, совершенно непригодны для лечения больных туберкулезом или инфекционных больных, поскольку там находится по 4, 5, а иногда и 8 пациентов в одной палате. Когда мы говорим о резистентности, то это фактически разные формы туберкулеза. И довольно часто на начальном этапе пациентов объединены в эти палаты по непонятным принципу. Таким образом, если я лечусь от туберкулеза и лежу в этой больнице уже 4 месяца, а потом ко мне подселяют нового пациента, вероятно, что я инфицируюсь новым туберкулезом от этого пациента, поскольку он еще не начинал лечение».
По мнению экспертов все эти составляющие стали весомыми аргументами о необходимости реформирования фтизиатрической отрасли и, как следствие, закрытие многих противотуберкулезных учреждений.
НСЗУ: «Лечение старыми методами опасно для пациентов и для эпидемиологической ситуации в Украине»
То, что лечение во многих тубдиспансере Украины неэффективно, отмечают и в Национальной службе здоровья Украины. На запрос о ситуации с ликвидацией противотуберкулезных учреждений, в ведомстве ответили, что лечение старыми методами опасно для пациентов и для эпидемиологической ситуации в Украине:
«Чрезмерное лечения в стационаре способствует внутреннему инфицированию больных, вызывает устойчивость к противотуберкулезным препаратам, приводит к чрезмерным затратам бюджетных средств, изолирует человека и ограничивает его права. Есть тенденция к снижению заболевания. Но растет количество случаев мультирезистентного туберкулеза из-за устаревшей системы», — говорится в ответе.
О решении проблемы лечения детей, воспитывающихся в малообеспеченных или асоциальных семьях или родителями, которые имеют или имели проблемы с употреблением наркотиков, в ведомстве заверили, что оплатят лечение каждого пациента с туберкулезом, который обратится за помощью:
«НСЗУ со своей стороны, как стратегический закупщик гарантирует, что объем медицинской помощи не уменьшается и каждый пациент, которому нужна помощь, ее получит.
НСЗУ оплатит медицинскую помощь в том объеме, который нужен пациенту — если нужна госпитализация — пациент получит ее. Если пациент может лечиться амбулаторно — НСЗУ не будет стимулировать чрезмерное и принудительное содержание в стационаре».
Вместе с тем отмечают, что НСЗУ закупать исключительно медицинские услуги. Это ее задача по закону. А выполнение региональных социальных функций больницей может быть профинансировано местной программой. Например, уход за социально незащищенными людьми, которых оставляют в стационарах туберкулезных или психиатрических больниц.
Справка. По данным пресс-центра «Медицина» Херсонского областного центра общественного здоровья к началу 2020 г. с туберкулезом в Херсонской области живут 887 человек, из них 23 ребенка и 7 подростков. В 2019 году диагностирован 631 случай туберкулеза. Каждый пятый больной ВИЧ-инфицирован. 117 случаев заболевания закончились летально. По сравнению с прошлым годом в 2019 г. заболеваемость туберкулезом по области снизилась на 7,3%. Показатели распространенности и смертности от туберкулеза также снизились на 11,6% и 7,4% соответственно.
Туберкулез является одной из 10 ведущих причин смерти в мире. По оценкам ВОЗ около 25% населения мира являются носителями латентной туберкулезной инфекции. По информации ГУ «Центр общественного здоровья МОЗ Украины» на январь 2020 г. от туберкулеза лечилось 18472 жителей Украины.
По данным НСЗУ, всего на лечение туберкулеза в программе медицинских гарантий на 9 месяцев 2020 предусмотрено 916 168 066 грн. Больницы уже получили первые выплаты от НСЗУ в качестве аванса в апреле.
Источник: Татьяна Назаренко, «Вгору».