Локдаун нашему бизнесу…

3 года назад 0

  Главное слово 2020 года — «локдаун» (lockdown). Это определил один из самых известных и авторитетных британских словарей Collins English Dictionar

В переводе на русский язык «локдаун» означает карантин, режим изоляции, и, понятно, что это слово вышло на позицию лидера из-за пандемии коронавируса. В список часто употребляемых слов вошли и «коронавирус», и «дистанцирование», и глагол «самоизолироваться».

ТАК ЗАКРЫВАЛСЯ ЛИ БИЗНЕС?

Сегодня локдауном во всём мире называют ограничительные меры, направленные на сдерживание распространения COVID-19. И для бизнеса, особенно малого и среднего, эти меры нередко оказывались разрушительны. Так, только в первый месяц весеннего карантина 6% украинских предпри-нимателей закрыли свой бизнес, ещё 29% приостановили свою деятельность. В мае, подсчитали в Европейской бизнес-ассоциации, уже каждый пятый бизнес рассматривал вариант закрытия из-за карантина, 31% предпринимателей сообщили о сокращении персонала, а ещё 41% – об уменьшении заработной платы сотрудникам.

Больше всех пострадали те, кто работает в сфере обслуживания (рестораны, кафе), туристическом бизнесе, печально по результатам строгого ограничения обстоят дела у торговых сетей, индустрии здоровья, сферы культуры. Среди микро- и малых предпринимателей вообще около трети лишились 50–75% доходов, около 44% участников потеряли чуть менее 50%.

В Нацбанке аналитики признали, что доходы украинцев во втором квартале нынешнего года снизились в реальном и номинальном измерении – главным образом из-за сокращения зарплаты. В то же время, как «Гривне» рассказали в пресс-службе Государственной налоговой инспекции в Херсонской области, нельзя утверждать, что весенний локдаун резко сказался на бизнесе Херсонщины. Конечно, некоторые предприятия были закрыты в этот период – но зато открывались другие. А за 10 месяцев 2020 года местные бюджеты области получили 4,3 миллиарда гривен налогов – это превышает прошлогодний показатель на 245 миллионов. Из них 650 миллионов гривен единого налога перечислили как раз субъекты малого предпринимательства.

Начальник горуправления экономического развития Херсона Елена Ярыга тоже отметила, что нельзя говорить о массовом закрытии бизнеса. Часть предприятий сокращали некоторых сотрудников или обороты производства, но продолжали работать. В том числе подстраивались под ситуацию – перенаправляли свои силы на заказы, соответствующие запросам времени.

ВТОРАЯ ВОЛНА – БЕЗ ОСОБОЙ ПОДДЕРЖКИ

И такая неутешительная тенденция – общемировая. Даже в Европе, где правительства поддерживали бизнес системами компенсаций, половина малых предприятий рискуют обанкротиться, пишет Bloomberg. Каждая пятая компания в Италии и Франции подумывает о подаче заявления о неплатёжеспособности в течение шести месяцев. Причём это ключевые для региона компании, на них приходится более двух третей рабочей силы и более половины экономической прибыли Европы. В Италии и Испании более 70% предприятий сообщают о значительном падении прибыли: неконтролируемая ситуация с вирусом заставила эти страны весной прибегнуть к жесткому карантину.

Адаптивный – то есть ослабленный карантин, период которого начался с конца мая, немного улучшил ситуацию. Но, увы, даже тогда власти Украины никак не помогали бизнесу выжить. Например, из 50 тысяч заявленных микрокредитов выдали, со слов бывшего премьера Алексея Гончарука, пару сотен. В итоге более 2 миллионов людей (!) потеряли работу.

А теперь мир столкнулся со второй волной коронавируса, и в некоторых странах начинают вводить повторный тотальный карантин. Остановить COVID-19 благодаря идеальной админвертикали, позволяющей молниеносно организовать полную карантинную блокаду и локдаун в городе или даже целом регионе и сознательности населения, удалось только в Японии, Корее, Тайване. В Австралии 1 ноября впервые за 5 месяцев не обнаружили ни одного случая COVID-19 – этому способствовал один из самых жёстких карантинов в мире. В частности Мельбурн, второй по величине город страны, с августа жил в режиме комендантского часа с 8 вечера до 5 утра, а каждой семье позволяли отправлять за покупками только одного человека. Остальным же странам приходится идти на болезненные меры. Повторный локдаун снова вводят Австрия, Испания, Бельгия, Великобритания и Литва, Латвия – чрезвычайное положение. Румыния, Турция, Португалия, Италия, Германия и Польша усиливают национальные ограничения. А в Чехии после второго локдауна после резкого скачка заболеваемости с 3-го ноября ввели комендантский час. При этом пострадавшему бизнесу власти обещают «коронавирусные» компенсации, как и в прошлый карантин, – по 25 тысяч крон (чуть больше $ 1 тысячи).

Британское правительство наделило местные власти возможностью принимать окончательное решение насчёт локдауна. Воспользовавшись этим правом, мэр Манчестера поставил правительству свои условия и потребовал компенсировать 80% зарплаты тем жителям, которые не смогут работать из-за новых ограничений.

Более трёх миллионов жителей Мадрида закрыли на «частичный карантин» по требованию правительства Испании. Ограничения действуют и в других городах. Причём, как «Гривне» рассказала херсонка Татьяна, более десятка лет живущая в Барселоне, о компенсациях теперь речь не идёт. Весной Татьяна с мужем, владеющие пиццерией, на время карантина получали небольшую, но всё же поддержку от правительства, теперь же – только ограничительные требования вроде работы на вынос и строгого контроля за масочным режимом заказчиков. Из-за усиления карантина пришлось на две недели закрыть пиццерию.

НОВЫЙ ЛОКДАУН ДЛЯ «ВЫЖИВШИХ»

Что говорить о малом бизнесе, если даже для крупных компаний иногда локдаун превращается в нокдаун, а то и нокаут. Так, настоящим ударом для Брюсселя, столицы Бельгии, стало закрытие парка Mini-Europe, в котором на одной площади собраны все достопримечательности Евросоюза в уменьшенном масштабе. Владелец и директор парка Тьерри Меус объявил, что ему не удалось достичь соглашения с арендодателями и не осталось иного выбора, кроме как закрыть двери.

Повторный полный локдаун лишь усугубит ситуацию в Украине: к заболеваемости добавится ещё и нищета, считают экономические эксперты. Чтобы этого избежать, у нас ввели пока карантин выходного дня. Министр Кабинета Министров Олег Немчинов рассказал о возможных компенсациях для бизнеса на это время. Правительство обратилось к Торговопромышленной палате для того, чтобы случай был признан форсмажорным. А пока непонятно, какое из двух зол большее: локдаун – и «умершая» экономика или отсутствие жёстких ограничений – и умершие коронавирусные больные. По крайней мере херсонские предприниматели уверены: карантин выходного дня – это шаг для гибели честного малого бизнеса! Мнение от лица местных коллег высказал бизнесмен Игорь Кураян : « Очереди в супермаркетах с одной стороны и запрет на более двухпокупателей в маленьких магазинах! Это БЛЕФ! Должны быть еди-ные правила для всех! Весной мы платили два месяца 100% аренды и налоги при закрытых магазинах! Это привело к закрытию и банкротству предпринимателей! А выжившие отброшены на годы! »

Не отстают в попытке удержать прибыль и крупные супермаркеты: одни продлевают часы своей работы до полуночи, другие объявляют «72-часовую пятницу» – вроде как без субботы и воскресенья. А херсонские рынки собираются теперь работать и по понедельникам, которые ранее считались санитарными днями. Улучшит ли подобный локдаун ситуацию с коронавирусом, неизвестно. А вот экономический антиэффект и депрессивное воздействие на психику людей, увы, налицо…
               
Лидия ЛЕЩЕНКО, Гривна