13 марта 1944 — День освобождение Херсона от фашистских оккупантов

3 года назад 0

Херсон был освобождён войсками 49 гвардейской стрелковой дивизии под командованием полковника В. Ф. Маргелова и 295 стрелковой дивизии под командованием полковника А. П. Дорофеева.

За овладение городом Херсон полковнику Александру Петровичу Дорофееву присвоено звание Героя Советского Союза, а дивизии присвоено наименование Херсонской…

Кратко: В ночь с 11 на 12 марта Советские войска на весельных лодках форсировали Днепр в районе сел Садово и Антоновки и к четырем часам утра 13 марта на ближайших подступах к Херсону вражеская оборона была прорвана. К полудню 13 марта 1944 года, за 8 часов боев, части 28-ой Армии целиком завладели городом. Приказом Верховного Главнокомандующего 13 марта 1944 года почетное звание «Херсонская» было присвоено 49-ой Гвардейской и 295-й Стрелецкой дивизиям, 377-му пушечному артиллерийскому и 1-му авиатранспортному полкам.

Дни оккупации: С первых дней своего господства в городе (с 19 августа 1941 г.) немцы стали проводить жесткие репрессии в отношении мирных жителей.

К этому моменту, когда советская армия уже отошла за Днепр, в городе еще оставалось множество беженцев, а также военных и гражданских лиц, занимавшихся эвакуацией предприятий и по тем или иным причинам не успевших уйти с последними судами. Со вступлением в город вражеских войск на коммунистов, комсомольцев и советских активистов, а также евреев и цыган была открыта настоящая профессиональная охота. В точности не известно количество лиц, погибших в стихийных расстрелах в первые дни и недели начала оккупации.

Уже в сентябре в Херсоне был установлен «новый фашистский порядок», каравший чуть ли не единственным наказанием – смертью. В районе улиц, вновь нареченных дореволюционными названия­ми 1–4-я Форштадтские, было создано гетто. Сюда согнали еврейское население со всего города. Этот участок, обнесенный несколькими рядами колючей проволоки, охраняли гитлеровские солдаты и их верные помощники – полицаи. Когда на охраняемую территорию въезжала колонна крытых грузовиков, «свободные» жители Северного форштадта (так тогда назывался этот район) слышали отчаянные крики увозимых в неизвест­ность женщин, детей и стариков.

В пределах города фашистами был устроен ряд лагерей для советских военнопленных. Три самых крупных располагались на территории бывшей обувной фабрики, в городской тюрьме и в одной из бывших городских школ. Лагерь на территории фабрики представлял собой площадь, огороженную каменным забором с проволочным ограждением. На площади за ограждением были устроены рвы, в которых под открытым небом и зимой, и летом находились военнопленные. Следственные материалы херсонской городской чрезвычайной комиссии 1944 года свидетельствуют:

«Рвы набивались людьми так, что можно было лишь стоять и в лучшем случае – сесть. Военнопленных кормили один раз в день заваренными, а иногда замешанными в холодной воде отрубями… От издевательств (голода, холода и инфекционных болезней) погибало в сутки до сотни военнопленных…» Иногда, чтобы освободить место для новой партии пленных, измученных и обессиленных узников вывозили за город, где их безжалостно расстреливали в оврагах и противотанковых рвах. Расстреливали и в самом городе, в балке за городской тюрьмой. По самым скромным и приблизительным подсчетам, оккупанты уничтожили в Херсоне до 40 тысяч советских военнопленных.

Освобождение пришло на штыках наших доблестных предков. Будем помнить, кому мы обязаны счастьем быть свободными на родной земле.