Херсонский подряд в Укроборонпроме: кто заработал на войне?

5 лет назад 0

Аннексия Крыма и военная агрессия России на Востоке Украины – все эти события показали реальное состояние украинской армии, которая на тот момент оказалась полностью разграбленной и неготовой к отражению внешнего врага. Это заставило руководство страны увеличить финансирование оборонной промышленности. Суммы дотаций, госзаказы на ремонт и приобретение военной техники с каждым годом росли. Именно оборонка неоднократно была в эпицентре коррупционных скандалов, в которых были замешаны фамилии херсонцев, возглавивших руководящие должности в «Укроборонпроме» и его предприятиях.

Нашествие херсонцев в госконцерн началось в июле 2014 года, когда Президент Украины Петр Порошенко назначил на должность гендиректора «Укроборонпрома» Романа Романова. В 90-х годах Романов начал вести предпринимательскую деятельность. В частности, он долгое время руководил дилерским центром закрытого акционерного общества «Укрпроминвест» по продаже автомобилей в Херсонской области. Конечным бенефициаром «Укрпроминвеста» являлся Петр Порошенко. Позже Романов ушел в политику, стал депутатом сначала Херсонского горсовета, а далее – областного совета. На последних президентских выборах именно Романов руководил предвыборной кампанией будущего Гаранта в Херсонской области. С его появлением в «Укроборонпроме», на руководящих должностях оказались херсонские предприниматели и экс-чиновники. В частности, в концерне появились братья Бабич (Андрей Бабич вел автобизнес с Романовым), скандально известный Сергей Пинькас, Владислав Лисица, Вадим Штепенко и брат народного депутата от «Блока Петра Порошенко» Сергея Хланя – Александр Хлань. О трех последних далее и пойдет речь.

История, о которой мы расскажем, началась в середине 2015 года, когда на должность директора Киевского бронетанкового завода был назначен замначальника управления по продажам ПАО «АвтоКрАЗ» Владислав Лисица, вместо арестованного за растраты бюджетных средств своего предшественника. Этот приход нового руководителя тут же ознаменовался громким скандалом. Тогда «КБТЗ» заказал четыре двигателя для БТР на сумму около 1,6 млн гривен у ООО «Торговая компания «Чайка», которая занимается реализацией мясной продукции.Но даже после этого Лисица уволен не был. В сентябре 2015 года Киевский бронетанковый завод заключает договор с Конструкторским бюро «Артвооружение», которым руководил земляк – известный в Херсоне бизнесмен и экс-чиновник облгосадминистрации Вадим Штепенко.

Вадим Штепенко возглавлял пресс-службу Херсонской ОГА, которой тогда руководил «регионал» Николай Костяк. В 2012 году Штепенко был уволен со скандалом. Занимая руководящую должность в аппарате обладминистрации, он параллельно являлся директором рекламной фирмы. Суд оштрафовал его за «совмещение» на 1700 гривен. В октябре 2018 года Прокуратура города Киева объявило Штепенко о подозрении в растрате 1,4 миллиона гривен.

Согласно нему, «КБТЗ» на протяжении 2015-2016 годов поставлял «Артвооружению» танковые стволы и артсистемы, которые были изготовлены во времена СССР. Эту продукцию позже Штепенко продаст харьковскому «Заводу им. Малышева», но уже как новые, производства конструкторского бюро. Именно эта схема стала поводом для очередного уголовного дела.

Начало схеме официально было положено за месяц до назначения брата нардепа о БПП Александра Хланя на должность и.о. директора «Завода имени Малышева». В октябре 2015 года «ЗиМ» и КБ «Артвооружение» заключают договор на поставку продукции – танковых стволов и артиллерийских систем модели «КБАЗ» — в течение 2015-2016 годов. Однако конструкторское бюро не имело технической возможности для изготовления стволов. Тогда в ход пошел купленный «раритет» у Киевского бронетанкового завода. Метаморфоза со стволами происходила следующим образом.

Из Киевского бронетанкового завода на склад КБ «Артвооружение» по накладным поступали стволы (трубы с кожухом 2А42) советского производства, фиксировались в складской карточке и ставились на учет бюро. После этого, трубы передавались внутри предприятия в цех №2, где их приводили в надлежащее состояние, удаляли ржавчину, смазывали и консервировали. Далее стволы снова возвращались на склад, но уже как произведенные на предприятии. В актах приемки-сдачи готовой продукции КБ «Артвооружение» было указано, что стволы «КБАЗ» были якобы изготовлены в цехе №2 из металла марки 38ХН3МФА. Эти акты составлялись по указке гендиректора бюро Вадима Штепенко.

После этой махинации стволы реализовывались «Заводу имени Малышева». Стоимость сделки составила 27,51 миллион гривен, хотя реально конструкторским бюро было потрачено только 12,59 миллионов грн.

Эта разница около 15 миллионов – производственные и административные расходы, которые фактически не совершались. Далее эти средства «отмывались» путем фиктивных закупок или закупок по завышенным ценам у ряда частных компаний.

Стоит отметить, что основная часть стволов поставлялась на «ЗиМ» уже при руководстве Александра Хланя. А последний акт приема-передачи был подписан 18 августа 2016 года.

Полноправным гендиректором «Завода имени Малышева» Александр Хлань стал в конце марта 2016. На данный момент предприятие имеет налоговый долг в размере 364,5 миллиона гривен. Также открыто судебное производство о банкротстве завода.

Такая комбинация заинтересовала правоохранителей. В декабре 2017 года по данному факту было зарегистрировано уголовное производство по статье «Присвоение, растрата или завладение чужим имуществом, используя служебное положение». Дело до сих пор расследуется Соломенским управлением полиции города Киева и военной прокуратурой Киевского гарнизона.

Добавим, что по данным реестра юридических лиц, Вадим Штепенко был уволен с должности гендиректора КБ «Артвооружение» в марте 2017 года. Руководство принял на себя его заместитель – херсонец Андрей Нестреляй.  Сам же Штепенко сейчас пытается в судебном порядке заставить КБ «Артвооружение» выплатить ему заработную плату, и, судя по почтовому индексу, который указан в постановлении Соломянского райсуда Киева, находится в оккупированном Российской Федерацией Севастополе.

«Тем, кто будет воровать в армии, руки отрубаю», — громко заявил в одно время Петр Порошенко. Тем временем «чиновников без рук» никто не видел, а десятки или даже сотни уголовных дел по коррупции в концерне «Укроборонпроме» лежат на полках следователей, прокуроров и судей. За время военное агрессии со стороны соседнего государства не вынесено ни одного обвинительного приговора фигурантам коррупционных схем в украинской армии и оборонно-промышленном комплексе.