Мустафа Джемилев: крымскотатарская национальная автономия — борьба за власть, или дело всей жизни

5 лет назад 0

У каждого народа есть своя мечта и ее носители. Для украинского народа, это мечта о сильной, свободной и единой нации. Для крымскотатарского народа – создание крымскотатарской национальной автономии в южных районах Херсонской области на границе с Крымом. Принадлежала идея создания такой автономии лидеру Меджлиса крымскотатарского народа Мустафе Джемилеву, и впервые была озвучена в августе 2014 года во время переговоров с ныне действующим президентом Петром Порошенко.

Мустафа Абдулджемиль Джемилев многим пожертвовал ради ее осуществления, правда, не всегда бескорыстно, судя из информации периодически появлявшейся в СМИ, но сейчас не о финансовой стороне вопроса (1).

Мустафа Джемилев, чего нельзя у него отнять, с ранних лет проявил себя как стойкий борец за права крымских татар депортированных в советское время с территории Крыма, за что и пострадал. Он наотрез отказывался признавать законы государства, лишившего крымчаков родины. В совсем юном возрасте (1966 год) Мустафа Абдулджемиль впервые получил тюремный срок за отказ служить в армии, а уже в 1970 году, будучи членом Инициативной группы защиты прав человека в СССР, Джемилев получил свой второй срок – три года лишения свободы за антисоветскую деятельность. В середине 80-х – три года заключения, как основатель и редактор нелегального издания – «Информационный бюллетень инициативной группы крымских татар им. Мусы Мамута».

Своей непримиримостью и целеустремленностью Мустафа Джемилев заслужил уважение у своего народа, и в конце 80-х сначала был избран руководителем Центральной инициативной группы национального движения крымских татар (первая легальная национальная организация), а в 1991 году на национальном Курултае (съезде народных представителей) Мустафа Джемилев был избран председателем Меджлиса крымскотатарского народа (орган власти, имеющий черты парламента и правительства), который и занимал до октября 2013 года.

В 1998 году Джемилев вошёл в Верховную Раду ІІІ созыва по спискам Народного руха Украины (НРУ), и до сих пор является народным депутатом Украины.

В 2014 году президент Порошенко назначил М.Джемилева на специально учреждённую для него должность уполномоченного по делам крымскотатарского народа при президенте Украины. Эта должность была создана не просто так, а под определенные обязательства между договаривающимися сторонами.

И если до 2014 года руководство Меджлиса еще мирилось с тем, что все обещания властей сводились к выделению квот для крымских татар в правительстве полуострова, в обмен на лояльность к украинской власти плюс негласное разрешение на самозахват земель в Крыму и нецелевое использование Меджлисом средств, выделяемых из бюджета Украины на обустройство крымских татар, то после Революции Достоинства требования лидеров Меджлиса к руководству страны стали более четкими, требующими подтверждения действием.

В рамках таких «политических торгов» президент Украины Пётр Порошенко судя по всему и пообещал лидерам крымских татар Рефату Чубарову и Мустафе Джемилеву назначить заместителя председателя Меджлиса Ахтема Чийгоза председателем Генической районной государственной администрации.

Мы уже писали о том, что, по последним данным переписи населения, на Украине сейчас проживает около 15-20 тысяч крымских татар (8-12 тысяч избирателей), и основная их часть (80%) – проживает в Геническом районе Херсонской области. Если учесть, что родственные связи среди крымских татар крепки и к голосу старейшин прислушиваются, то, было бы разумным предположить,  что победители первого тура за пост Президента Украины учитывают данный фактор при проектировании своей дальнейшей президентской компании.

Следует отдать должное Мустафе Джемилеву, свою часть договора с Петром Порошенко Меджлис крымскотатарского народа выполнил, приняв 27 февраля на заседании национального органа постановление, в котором говорилось:

«Выразить поддержку действующему президенту Украины Петру Порошенко и призвать граждан Украины в ходе выборов 31 марта поддержать голосованием кандидатуру Порошенко для избрания президентом Украины на новый срок полномочий».

Но, как говорится – «Хочешь рассмешить Бога, расскажи ему о своих планах». У Петра Алексеевича компания не задалась, а отступить от своей заветной мечты, создания крымскотатарской национальной автономии в Крыму, не может себе позволить Мустафа Джемилев, посвятивший этой цели всю свою жизнь.

Нам не кажется, что вопросы М.Джемилева (2)  к фавориту президентских гонок В.Зеленскому, это попытка перепрыгнуть из дырявой лодки в неустойчивый, но несущийся на всех парах ялик.

Скорее всего, Мустафа Джемилев хотел услышать ответ на основной вопрос в его жизни –

«Какова ваша позиция по изменению статуса Автономной Республики Крым на Крымскую автономию – то есть переформатирование на территориально-национальную автономию, которая была ликвидирована советским режимом после геноцида крымскотатарского народа».

Но, судя по всему, именно на этот вопрос, как и все предшествующие керманычи государства Украина, кандидат в Президенты Владимир Зеленский ответить не готов, отсюда и «отмазка» в виде фразы –

«в случае победы, могут предложить для крымских татар отдельную перспективу национального развития после освобождения Крыма».

Поскольку к данному ответу советниками В. Зеленского не приложен хотя бы какой-то мало-мальски удобоваримый план освобождения Крыма, ждать решения данного вопроса в ближайшие годы не приходится, а Мустафа Абдулджемиль Джемилев вряд ли готов тратить по-пустому остаток дней своей жизни, играя с очередным Президентом страны «на интерес», так просто, ради удовольствия.

И если «под рукой» у новоизбранного Президента будет вся страна, что весьма сомнительно в силу ее неоднородности по политическим взглядам, то у Мустафы Джемилева будет только «народ», чьим расположением он все еще пользуется. А если учесть, что 80% представителей крымскотатарского народа проживает на территории Херсонской области, приграничной с временно оккупированными территориями АРК, то можно сделать вывод – Херсонщину ждут очень сложные времена. Можно относиться «легко» к представителю от народа, но не стоит пытаться также относиться к самому народу, народу жаждущему своего признания на государственном уровне, своей автономии.