Война клонов: зачем тиражируют двойников на выборах

4 года назад 0

Для старой проверенной политтехнологии не могут найти противоядие.    

Чем ближе к выборам, тем больше интриги. В славном городе Днепре на пост мэра баллотируются сразу шесть Филатовых, в Ужгороде — три Андреева, в Одессе — два Труханова и несколько Филимоновых. Два полных тезки оказалось у мэра Умани Александра Цебрия.

Старая добрая технология кандидатов-клонов введена в действие. И хоть сто раз уже говорили, что этой порочной практике нужно поставить заслон, но какой — до сих пор не придумали. На что идет расчет В первую очередь, на невнимательность или рассеянность электората. Одни не знают, другие не помнят имени или отчества своего избранника, третьи забывают взять очки, пенсионеры могут просто запутаться в буковках. Хотели проголосовать за Федора Федотовича Нелейводу, а галочку проставили напротив Федора Федоровича Нелейводы.

— Однофамильцы, конечно, не могут полностью отобрать шансы у проходного кандидата, — говорит политолог Николай Спиридонов. — Абсолютный рекорд — это 9 — 10% голосов, в среднем рассчитывают на 2 — 3%. Но это может оказаться той критической массой, которая провалит лидера выборной гонки.

Например, на парламентских выборах-2019 по одномандатному избирательному округу №106 в Луганской области однофамилец отобрал 3,44% голосов у Фурмана Юрия Анатольевича, чем отбросил его с первого — по рейтингам — на второе, проигрышное, место.

В целом же во время прошлогодней кампании в Раду, по данным общественной организации "Комитет избирателей Украины", за двойников проголосовали около 90 878 человек. У реальных кандидатов отнимали от 0,06% до 5% голосов.

—  То есть при заполнении бюллетеней ошибки допустили десятки тысяч украинцев,  — констатирует глава Комитета избирателей Украины Александр Кошель. Как с этим бороться По оценке экспертов, противостоять популярной технологии трудно. Начиная с 16 лет, у нас никому не запрещено менять имя и фамилию, чем активно пользуются перед выборами. Недавно министр юстиции Денис Малюська предложил вписывать в бюллетени две фамилии – старую и новую, если она появилась перед регистрацией. Но для этого, во-первых, нужно принять изменения в закон, а это случится не завтра, во-вторых, согласовать поправку с правами человека. И запретить регистрироваться в кандидаты после смены фамилии нельзя — по той же причине дискриминации.

— Даже если со сменой что-то продумают, то это решит проблему только кандидатов с редкими фамилиями, — отмечает Александр Кошель. – А что делать с теми, которые массово распространены?

Например, под мэра Ужгорода Богдана Андреева и менять, наверное, ничего не надо было — людей с такой фамилией в Украине пруд пруди. А вот в Умани двое кандидатов стали однофамильцами действующего мэра Александра Цебрия незадолго до того, как пришли в теризбирком. Оба не из Умани, даже не из Черкасской области, а появились в один день.

Правда, в Умани вышел казус — не иначе хасиды сглазили: клонов мэра зарегистрировали, а самому Александру Цебрию отказали, о чем он сам сообщил в Фейсбуке. Теперь вот собирается идти через суд.

Александр Кошель считает, что по технологии с клонами должны работать правоохранители. Но пока в активе мы имеем только одно разоблачение депутата облсовета в Кировоградской области, который претендует на кресло мэра Светловодска и прикупил для конкурента двойника за 10 тысяч гривен. Как бы и не дорого… Какая цена вопроса О размере вознаграждения для клонов ходят разные версии. Например, глава "УКРОПа" Геннадий Корбан написал в Фейсбуке, что в Кривом Роге за смену фамилии в паспорте платят 15 тысяч гривен. Один из участников обсуждения этого поста рассказал, как в 2012 году клону платили 10 тысяч долларов. Правда, и ставка была повыше — место в Раде, а не в местном совете.

— В среднем называют суммы в 3 — 5 тысяч долларов, — говорит Николай Спиридонов. — Но я думаю, что каждый случай индивидуален. Если человеку, грубо говоря, нечего есть, то он и 15 тысяч гривен возьмет. А если технологию раскручивают с прицелом на будущее, то сотня тысяч долларов может быть.

Политолог отмечает, что двойников используют не только ради пассивной строчки в бюллетене.

— Активный клон может делать провокационные заявления, которые будут тиражироваться в СМИ и соцсетях,  — отмечает Николай Спиридонов. —  Например, говорить, что цены на воду в городе или на транспорт надо повысить в пять раз. При этом будет звучать знакомая людям фамилия, и некоторые поверят, что так сказал их реальный кандидат.

Как не ошибиться Глава Комитета избирателей Украины Александр Кошель советует запоминать не только имя и фамилию кандидата, но главное — его номер в избирательном бюллетене. Номера в отличие от персональных данных не повторяются.

КСТАТИ
Вместо гречки — зрелища и антисептики
Самая активная фаза рекламной кампании еще впереди, но кандидаты уже прибегают к старому излюбленному методу подкупа избирателей. Пресловутая гречка уступила место креативу.

— Используются бесплатные концерты и развлекательные мероприятия, где раздают сладости детям и мелкие сувениры взрослым. Зафиксированы случаи, когда избирателям раздавали бесплатно наборы из медицинских масок и антисептиков,  — говорит Александр Кошель.

Аналогичные проявления кандидатской щедрости фиксируют в Гражданской сети "ОПОРА". Например, в Чернигове, где День города отменили из-за коронавируса, политики собрали народ, чтобы одарить надувными шариками, покатать на воздушном шаре и при этом измерять температуру тела и уровень кислорода в крови: не болен ли дорогой электорат.

В Полтаве известный кандидат на пост мэра раздавал хозяюшкам по дворам крышки для консервации с надписью "Олигархам и коррупционерам – крышка" и своим именем.

КП в Украине