Диксиленд: жизнь продолжается
7 лет назад 0
Фото из архива "Вгору"
В пятницу, 15 сентября , у нас в городе впервые покажут завоевавший мировое признание фильм Dixie Land нашего земляка Романа Бондарчука о юных джазистах Дворца детского и юношеского творчества Херсонского горсовета.
В давние времена это учреждение называлось «Дворец пионеров», так его многие херсонцы по привычке и продолжают называть. Но в том, советском Дворце, не могло быть и речи о какой- то «джазбанде». Джаз не только не признавали как музыкальный жанр, он был под запретом. Зато после развала Союза, когда Украина стала независимым государством, скромный руководитель кружка духовых инструментов Семен Рывкин начал создавать уникальный оркестр под названием Диксиленд. Оркестр, который играл произведения, непосильные большинству выпускников музыкальных училищ и даже маститым профессионалам. И это был – джаз. Дети выступали на сценах международных фестивалей и завоевывали первые места и гран-при, хотя считалось, что не только музыкальное мастерство, но даже такие инструменты, на которых они играют — им осилить «не по возрасту».
— Я возила Диксиленд на первый фестиваль в Киев – вспоминает методист Дворца Виктория Филенко, — Это был IV Детский джазовый фестиваль «Атлант-М». Выступали дети из Кривого Рога, Одессы, Киева, Ростова-на-Дону, Минска, Санкт-Петербурга, Вильнюса. Все конкурсанты должны были играть джаз в сопровождении профессионального взрослого оркестра. Наши дети профессионально сыграли такую серьезную программу, что просто покорили всех. Колю и Рому тогда назвали «джазовыми матрешками», и впервые в истории фестиваля их вызвали на «бис». Там не принято исполнителей снова вызывать. Их – вызвали. Валерий Щерица из Беларуси (блестящий импровизатор, ведущий исполнитель, концертмейстер группы труб Государственного концертного оркестра Беларуси) еще тогда пошутил, что надо взять у Ромы автограф, пока не поздно. Это был просто невероятный успех. После этого нас начали приглашать на другие фестивали. Ездили несколько раз на «ОКешкин Джаз». В 2010 году там выступали уже большим составом – 14 детей (Тимофеев Лев — тенор-саксофон, кларнет; Рева Николай — труба; Лопатто Слава – туба; Бамзуров Олег – тромбон; Горностаев Никита — фортепиано, туба; Словягин Артур — банджо, флейта; Боцман Никита – барабаны; Куприянов Роман – труба; Тарасенко Полина — сопрано-саксофон, барабаны, тромбон; Суворова Алиса – труба; Дмитриева Татьяна — сопрано-саксофон; Дмитриева Анна – кларнет; Сатановская Ирина — фортепиано; Иващенко Милена – труба). И тоже произвели фурор.
В том же 2010 году херсонский Диксиленд стал визитной карточкой 7-го Международного фестиваля документального кино о правах человека Docudays UA.
Семен Николаевич на этом фестивале впервые казался непривычно уставшим, но шутил, говорил, что так выглядит на контрасте с его воспитанниками. А через два года, 22 мая 2012-го, Рывкин от нас ушел – его силы, оптимизм, поддержка друзей и воспитанников не смогли побороть онкозаболевание…
— Когда он уже не мог ходить на занятия во Дворец, больше всего переживал не за себя, а за репетиции, — вспоминает Виктория Филенко. — Оркестр традиционно должен был выступить 9 Мая. А Семен Николаевич находился в больнице. Тогда самым старшим солистом в Диксиленде был Лева Тимофеев, он взял на себя всю подготовку. Семен Николаевич часами «висел на телефоне» с Левой, слушал, как они репетируют, поправлял, советовал. После парада весь Диксиленд поехал к нему в больницу. И сыграли в палате для Семена Николаевича полноценный концерт. Это был последний концерт, на котором присутствовал их Учитель…
Ко дню рождения Семена Николаевича, в ноябре, на сцене музыкального училища ежегодно проходит джазовый концерт. На нем выступают и новые воспитанники Диксиленда, и уже «оперившиеся птенцы», которые приезжают в Херсон из разных уголков мира.
Фото из архива Дворца детского и юношеского творчества.
После смерти Семена Рывкина ансамблем год руководил Лева Тимофеев. Но потом он и Коля Рева поступили учиться в Киевский институт музыки им. Рейнгольда Глиэра. Лева закончил, женился. И сейчас у него своя «джазбанда», с которой он выступает на круизных лайнерах. А у Коли умер папа, и ему пришлось взять на себя всю финансовую поддержку семьи. Его сестра поступила в мединститут, а там – платное обучение. И он , как и Лева, выступает на кораблях. Ребята продолжают «работать по своему профилю» — саксофон и трубач.
Рома Куприянов учился в Харькове при консерватории, в школе для одаренных детей. Ездил с концертами по Германии, и его пригласили учиться там, в Любеке, в Высшей школе музыки. Но надо было знать немецкий, а Рома с детства учил английский. Поэтому несколько месяцев играл дома и параллельно штудировал язык с репетитором, выучил, сдал блестяще экзамен и уже учится. Полину Тарасенко после конкурса в Москве пригласили в школу для одаренных детей им. Гнесина. Специализируется там на тромбоне, но также играет на трубе, саксофоне, освоила орган, изучает композицию и звукорежиссуру. В 2015 году получила звание Лучший ученик года Гнесинки. И тоже получила приглашение продолжить учебу в Германии, в Ганноверской Высшей школе музыки и театра. А Германия для музыкантов – настоящий рай: там и школа сильная, и концертов много при переполненных залах. Поэтому Полина заканчивает Гнесинку экстерном — «год за два», и в мае следующего года уже собирается поступать в Ганновер.
А Никита Горностаев уехал в Польшу, его мама давно не видела сына и очень хочет посмотреть фильм Dixie Land Романа Бондарчука.
Ученики Семена Николаевича и их родители продолжают общаться между собой, дружить. И когда просто приезжают на родину в отпуск или на каникулы, ребята обязательно заходят во Дворец. Вот и в этом году, в конце августа, ученики Семена Рывкина тоже встретились «старым составом».
Фото взято из Facebook
Как рассказывает методист Дворца (название которого тоже претерпело изменение, теперь он называется Дворец детского и юношеского творчества Центра художественно-эстетического воспитания) Виктория Филенко, когда Лева Тимофеев уехал в Киев, «Диксиленду» долго не везло с преподавателями. Это были «почасовики». Основная работа у них была в музыкальных школах, а сюда приходили «по часам». И очень многих талантливых детей «переманили к себе», — в музыкальные школы. Но три года назад в Диксиленд пришел Иван Шейко – тоже один из учеников Семена. И ребята снова стали выступать, ездить на концерты и фестивали. В этом году, например, весной заняли первое место на Международном джазовом фестивале в Одессе.
На фото Иван Шейко. Фото из архива Дворца детского и юношеского творчества.