«Это так плохо, что даже хорошо»
7 лет назад 0
Выставка «Urban Галерея», прошедшая во время недавнего фестиваля «ХерсON Фест», стала одним из наиболее неоднозначных и спорных мероприятий в культурной жизни Херсона за, как минимум, последнее полугодие. И слоганом выставки вполне может быть выбранный в качестве заголовка для этой статьи отзыв Анны Ахматовой о творчестве Агаты Кристи, который я когда-то встретил в мемуарах о поэтессе.
На выставке были представлены работы фотографов-эксперементаторов Станислава Остроуса, Дениса Максимова и художницы Марины Таран. Работы, которые, наверное, еще лет двадцать назад были бы однозначно охарактеризованы как «брак», «мусор». Оговорюсь, охарактеризованы у нас. В 1989 году мир узнал о чешском «фотобезумце» Мирославе Тихом, который десятки лет снимал на камеры, сделанные из того, что этот человек находил на помойке: обрезков труб, кусков фанеры и картона, металлических пластин, линз от очков и разных пришедших в негодность оптических приборов… Работы чешского фрика (с так называемой нормальной точки зрения — стопроцентный технический брак: переэкспонированные, недоэкспонированные, обработанные и отпечатанные с массой грубейших нарушений технологии) произвели фурор, были представлены в крупнейших художественных галереях и музеях мира.
Можно ли Станислава Остроуса и Дениса Максимова считать последователями Тихого? Наверное, только в части экспериментаторства и стремления к расширению границ нашего представления об искусстве, о творческом поиске. Если декларироваваший полную асоциальность чех говорил «Если хочешь быть знаменитым, нужно делать что-то хуже, чем кто-либо другой на свете!», «Я — пророк распада и пионер хаоса, ибо только из хаоса возникает что-то новое», то Остроус и Максимов не столь радикальны. Они в первую очередь — эксперементаторы, пребывающие в постоянном поиске.
Станислав Остроус представил на выставке проект, названный им «Условия хранения и срок годности неизвестны». Фотограф выставил на суд публики работы, снятые аналоговыми фотоаппаратами на пленку, выпущенную 20 более лет назад. Пленку и химикаты для ее обработки Станислав покупает у людей, имеющих запасы еще с советского времени. Снимает преимущественно легендарным немецким фотоаппаратом «Роллефлекс» 1938 года выпуска.
Выставку своих работ фотограф-эксперементатор оформил в стиле барахолки: фотографии дополнили предметы винтажной одежды, другие милые безделушки из не столь давнего прошлого.
Во время второго фестивального дня Денис выступил с лекцией, на которой объяснил, почему работает именно с аналоговой фототехникой:
«Специфика работы с фотопленкой и фотобумагой в том, что зачастую интересный с творческой точки зрения результат — следствие ошибки. Даже многие известные фотомастера, особенно — работающие в жанре стрит-фотографии, признавали, что большинство их лучших работ получились в результате, как они сначала думали, допущенных просчетов. Кроме того, в аналоговой фотографии, в отличие от цифровой, нельзя спустя секунду просмотреть отснятый материал, в течение довольно длительного времени результат фотографу не известен. И эта интрига тоже привлекает».
Денис Максимов представил работы, выполненные в разных направлениях (уличная фотография, цианотипия, совместный проект с художницей Мариной Таран), но наибольшее внимание привлекло как раз то, что при первом взгляде на вставочные работы и заставило вспомнить о Мирославе Тихом. Пинхол. Это — техника изготовления фотоаппаратов и фотографий из… Да из всего. При желании в фотоаппарат можно превратить любой полый предмет, в стенке которого можно проделать небольшое отверстие, а внутрь поместить светочувствительный слой. Так во время мастер-класса Денис Максимов научил присутствовавших делать фотоаппараты из различных подручных материалов, даже из… спичечных коробков.
Как раз экспозиция работ Максимова стала поводом для наиболее активного обсуждения в соцсетях. Много писали о неоднородности художественного уровня представленного, о том, что некоторые работы, по мнению критиков, — «баловство», и напрочь лишены какой-либо ценности как произведения искусства.
Фотохудожник ответил критикам на своей странице в Facebook:
«Ко мне подошел один мой знакомый пожилой фотограф и сказал: «Кому эта цианотипия нужна!!!???? Я это прошел уже 25 лет назад, это уже пройденный этап». Так вот, я только иду к галереям и серьезным выставкам, не лишайте меня детства, дайте мне наиграться выставками «село и люди», в первую очередь мне это нравится!!! Мне очень нравятся эти картинки, которые нарисовала Марина, мы развлекаемся, нам весело, никакой заявки на шедевры не делаем!!!! Если ребенок рисует на асфальте мелом, никто ему не говорит что это из рук вот плохо, лучше не рисуй!!!!».
А таким впечатлением от выставки «Urban Галерея» поделился в той же соцсети известный херсонский фотохудожник Александр Андрющенко:
«…Классно, когда автор ищет, страшно, когда уже все нашел. Можно со многим не соглашаться, но тут поиск присутствует».