Альтернативный, сжиженый газ для Украины — перспективы и риски

4 года назад 0

Министерство энергетики Украины и катарская нефтегазовая компания Qatar Petroleum подписали в апреле Меморандум о взаимопонимании по энергетическому сотрудничеству.

Катар может поставлять СПГ в Украину.

От Украины документ подписал и.о. министра энергетики Юрий Витренко, со стороны Катара — президент и генеральный директор компании Qatar Petroleum, государственный министр энергетики Саад Шерида Аль-Каабе.

Государства намерены развивать сотрудничество, в частности, в сферах инвестиций Катара в разведку и добычу газа в Украине, а также поставок сжиженного природного газа из Катара в Украину.

Меморандум будет действовать в течение трех лет и может быть автоматически продлен на аналогичный период. Ключевое отличие меморандума от договора в том, что меморандум ни к чему не обязывает подписавшие его стороны, а просто демонстрирует их намерения.

Первые опытно-промышленные установки по получению СПГ в Украине создали в 1950-1970-х гг., в отделе газовых технологий (тогда — отделе переработки и транспорта природного газа) Института газа НАН Украины. Тогда сжиженный природный газ использовали в качестве топлива для экспериментального самолета ТУ-155.

В наши дни в Украине актуален вопрос потребления СПГ, поскольку его наличие в стране облегчило бы решение проблемы диверсификации источников поставок природного газа в Украину без привязки к существующей сети магистральных газопроводов. Считается, что транспортировка газа в виде СПГ становится более экономичной (по сравнению с трубопроводом) на расстояниях более нескольких тысяч километров.

Также, в связи с ростом предложений по замене дизельных двигателей на сжиженный природный газ, крупные украинские предприятия начинают разрабатывать проекты по внутреннему производству СПГ с целью его дальнейшего использования в качестве газомоторного топлива. К сожалению, все эти инициативы пока так и остаются на стадии проектирования.

Как Турция может помешать исполнению Меморандума?

После прекращения закупок газа у российского «Газпрома», Украина начала искать на международном рынке новые источники поставок. Перспективным партнером Украины в этом вопросе может стать Катар, один из крупнейших производителей природного газа в мире.

Предыдущий президент Украины Петр Порошенко пытался договориться с Катаром о поставках СПГ напрямую в Украину через Босфор. Однако этому помешала Турция, которая контролирует пролив в соответствии с Конвенцией Монтрё 1936 года и не хочет пропускать СПГ-танкеры через свои проливы в целях безопасности. Босфор — достаточно узкий и загруженный пролив с рядом сложностей для судоходства (скалы, отмели и сильные течения). Вблизи пролива также расположен Стамбул с численностью более 15 млн человек, безопасность которых может стоять под угрозой, если Босфор начнет принимать СПГ-танкеры.

Это не напрасные опасения. Например, в 2018 году балкер Vita Spirit, проходя через пролив, потерял управление и врезался в берег, в результате был разрушен исторический особняк. В декабре 2019 года сухогруз Songa Iridium сошел с маршрута и протаранил стамбульскую набережную. Если подобная ситуация произойдет с танкером, перевозящим сжиженный природный газ, Турция может понести куда больший ущерб, чем в случае аварии обычных грузовых судов.

Однако, у отказа Турции пропускать СПГ-танкеры через свои проливы есть и другие, более прозаичные, причины. В Турции есть 4 СПГ-терминала общей мощностью более 40 млрд кубометров газа в год, и она планирует наращивать закупки СПГ: он обходится дешевле, чем трубопроводный газ. Также Турция не взимает портовые сборы за транзит СПГ-танкеров через Босфор — это может быть еще одной причиной, по которой страна не торопится давать «зеленый свет» танкерным перевозкам СПГ.

Есть мнение, что заявления Турции об опасности прохождения СПГ-судов через проливы — необоснованны: через Босфор ежедневно проходят суда, которые перевозят на борту нефтепродукты, аммиак и сжиженный углеводородный газ (пропан), а эти грузы представляют куда большую угрозу в случае аварии, нежели СПГ.

Катарский газ уже давно импортируют через свои СПГ-терминалы разные страны Европы. Почему Украина пытается договориться об этом только сейчас?

В Украине все еще нет собственного терминала для приема СПГ. Около 10 лет назад обсуждался проект строительства СПГ-терминала под Одессой. В 2012 году Украина даже подписала миллиардный контракт с испанской компанией Gas Natural Fenosa, стороны обязались сотрудничать в строительстве СПГ-терминала в нашей стране. Абсурдно, но на следующий день после заключения контракта Gas Natural Fenosa заявила, что никому не давала полномочий на подписание соглашения, более того — вовсе не планировала принимать участие в строительстве терминала, а документ от имени компании подписал некий Жорди Сарда Бонвеи. Позднее выяснится, что испанец — бывший лыжный инструктор, связанный с компанией Opiser, зарегистрированной в Киеве, а Gas Natural Fenosa подаст на мужчину в суд.

В качестве альтернативы наземному СПГ-терминалу, который все никак не построят, Украина могла бы рассмотреть вариант строительства плавучей регазификационной установки (ПРГУ) — плавучего хранилища сжиженного природного газа, оснащенного судовой регазификационной установкой.

ПРГУ, или «рейдовый терминал», имеет ряд преимуществ, по сравнению с наземными СПГ-терминалами: его стоимость ниже, срок строительства — 1-3 лет (наземные терминалы строятся на 4-6 лет), а меньшая площадь и нахождение в море минимизируют воздействие ПРГУ на окружающую среду.

Может ли Украина обойтись без участия Турции?

Летом 2019 года «Энергетические ресурсы Украины» и польская нефтегазовая компания PGNiG подписали соглашение о покупке и импорте Украиной американского СПГ через польский терминал в Свиноуйсьце. Уже в ноябре в порт прибыло судно с газом из США.

Сейчас ведутся переговоры о поставках катарского газа в Украину через Грецию. В июле прошлого года катарская компания Qatargas произвела первую поставку газа в Европу через греческий терминал. В Украину газ могут поставлять по Трансбалканскому газопроводу.

Чтобы решить проблему с прохождением СПГ-танкеров через Босфор, Украина может закупать газ у Катара и получать его по своп-операциям из турецких хранилищ на турецких же танкерах.

Стамбульский канал — последняя надежда?

USM писал, что Турция одобрила строительство Стамбульского канала спустя год после проведения первого тендера на реконструкцию двух исторических мостов. Канал соединил бы Черное и Мраморное моря, и стал альтернативой Босфору. Стоимость проекта оценивается в 9,2 млрд долларов.

Строительство Стамбульского канала уже раскритиковали с точки зрения высокой стоимости, а также ряда климатических изменений, которые он может спровоцировать.

Для Украины проект представляет значительную выгоду: около 95% грузооборота страны совершается через пролив Босфор, где наблюдается не только высокий трафик судов, но и риск аварий.

Также есть шанс, что появление Стамбульского канала решит вопрос импорта СПГ в Украину, особо актуальный в настоящее время. Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган пообещал, что новый судоходный путь будет превосходить размерами Суэцкий и Панамский каналы: его длина составит 40-45 км, ширина — 140-150 метров, глубина — 25 метров. Возможно, из-за больших габаритов на Стамбульский канал не будут распространяться такие же требования по безопасности, как на Босфор. Разумеется, при условии, что вопрос безопасности — единственная причина отказа Турции в проходе СПГ-судов через пролив.

Однако ведущие банки Турции отказались финансировать проект строительства канала из-за экологических, политических и финансовых рисков.

Так, ранее шесть ведущих банков Турции (Garanti Bank, Is Bank, Yapi Kredi и другие) подписали документ о принципах ответственного банковского дела, поддерживаемый ООН. Соглашение призывает избегать причинения вреда окружающей среде и жителям планеты.

Возможно, к проекту привлекут сторонние инвестиции, но пока об этом ничего неизвестно. Идея строительства Стамбульского канала повисла в воздухе на неопределенное время — так же, как и вопрос беспрепятственного импорта СПГ в Украину.