Херсонский мед: крафтовая продукция и экспорт

4 года назад 0

В Херсонской области — 1554 паспортизированные пасеки, а еще есть хозяева, которые держат несколько ульев, как говорится, для себя, и не регистрируют их. Среди этого разнообразия самая большая пасека – у фермерского хозяйства «Таврический пасечник», которое занимается также переработкой меда. А еще украинский мед популярен за рубежом — в области есть предприятие, которое работает только на экспорт, освоив рынки ЕС и США.

О МЕДЕ-СУФЛЕ И УКРАИНСКОЙ СТЕПНОЙ ПОРОДЕ

Чтобы мед есть, надо не присесть — это так пословица говорит. А еще надо в ногу со временем шагать, считает владелец крупнейшей в Херсонской области пасеки «Таврический пасечник» (Голопристанский район) Юрий Лавриненко. Здесь содержится около 200 пчелиных семей. Однако производство меда в этом фермерском хозяйстве – не главное. Это единственная в области пасека, которая занимается разведением племенных пчел украинской степной породы и реализацией пчелопакетов – и это основной бизнес этого хозяйства. А еще здесь развивают крафтовое производство – делают мед-суфле. «Таврический пасечник» выращивает племенной материал для формирования пасек — на территории Херсонской и соседних областей» , – объясняет начальник управления безопасности пищевых продуктов и ветеринарной медицины ГУ Госпродпотребслужбы в области  Виталий Боярский. У владельца пасеки Юрия Лавриненко 35-летний опыт в пчеловодстве, но он называет себя любителем, который учился у профессионалов. Опытные пасечники, говорит, часто не заглядывают в ульи. Шапку-маску надевает, когда идет к пчелам, потому что журналисты просят "для картинки". А так, говорит, укусов не боится, шутит, что у него иммунитет и что следит за поведением пчел. Это как хозяйка хорошая знает, как правильно подойти к собственной корове, чтобы подоить, так и он к пчелам своим имеет подход. А помощник пасечника Вячеслав Логинов (он как раз убирает в ульях полоски от клеща, которые свое уже отслужили), рассказывает, что укусы пчел действительно имеют лечебный эффект – убедился на собственном опыте.Юрий Лавриненко рассказывает, что когда-то здесь была территория колхозной пасеки. Купил он гектар земли, в 2006 году открыли фермерское хозяйство, решили вопрос относительно зоны действия племенной пасеки. А еще взял в аренду 15 гектаров посадки, чтобы уберечь от вырубки акацию – мед акациевый люди любят, а деревья вырубили.Рассказывает, как трудно сохранить породу пчел. Попробуй сегодня договориться с частником, чтобы не ставил пасеку ближе, чем километров за семь-десять – закон о зоне действия племенной пасеки есть, но с его выполнением проблемы возникают. " Украинская степная — серая, ты и за родительской линией ухаживаешь, а она начинает червить и пчелу рожает и серую, и с окрасом. Значит, она спарилась где-то в полете», — делится.По словам пасечника, в том, что касается реализации пчелосемей, у его хозяйства много расписанных наперед заказов.А вот что касается меда, то это для фермерского хозяйства лишь побочное занятие.

«Мы поставляем мед на хлебозаводы, часть меда идет на изготовление меда-суфле. В прошлом году было 4,5 тонны, 2 тонны продали оптовикам. Этот год был неудачным из-за погодных условий:не было дождей. Тонна — даже говорить не хочу: половину себе взяли, остальное оставили в улье" , — рассказывает.Говорит, что очень уж эта отрасль зависит от погодных условий: засуха – плохо, аномально теплая зима – тоже пчеле не на пользу, потому что она делает много облетов и тратит свой жизненный ресурс.

Спрашиваю, а как советует выбирать мед, чтобы не было фальсификата. Говорит честно: лучше всего у знакомых покупать, потому что производство меда — эксклюзивное дело. Сам предпочитает подсолнечный мед — из-за высокой диастазы, считает, что по антибактериальным свойствам он намного сильнее акациевого. Не любит рапсовый мед. По его мнению, за рубежом рапсовый мед пользуется популярностью, потому что они к нему просто привыкли – там нет такого многообразия медоносов, как у нас в Украине.А вообще, идеальный сезон пасечника такой: сначала красиво цветут сады – полные ульи меда, потом обычно перерыв неделю-две и начинает цвести акация. После акации, когда есть дожди, идет обильное разнотравье, это именно те травы, которые дают товарный мед. А дальше – подсолнечник.

«Когда идет взяток, когда пчелы работают, особенно, когда акация цветет, у них рабочая обстановка – это такой тихий гул. Знаете, это когда на предприятии все отлажено, все получают зарплату, руководство на своем месте – там тишина и все делается, как надо. Там, где есть сбой какой-то, там много шума, а работы нет. Так и у пчел", — говорит фермер.Что касается меда-суфле, то вообще впервые крем-мед появился еще в 1928 году в Канаде. Технологию его приготовления разработал профессор пчеловодства Элтон Дайс. Крем-мед состоит из двух компонентов – цельный мед, к которому добавляют фруктовый сок в высушенном виде или сухофрукты.

В «Таврическом пасечнике» именно этим направлением больше занимается дочь Юрия Лавриненко Светлана (она – глава фермерского хозяйства). Идею Светлана Лавриненко подхватила в Instagram, прочитала патент 1928 года, изучала более усовершенствованные, современные версии рецептуры.А делать его в Херсонской области взялись из меда из разнотравья, у которого мелкий кристалл. Купили оборудование – кремовальную машинку, есть небольшая линия по розливу.

На сегодня изготавливают восемь видов суфле с добавками. Вкусы разные – шоколад, банан, киви, смородина, вишня, облепиха, малина, клубника. «400 кг меда перерабатывают за сезон на суфле, продаем через интернет-магазины. Что касается добавок – то их в меде-суфле только 4-5%. Это натуральный сок фруктов в виде порошка. Раньше мы такой порошок закупали за рубежом, но теперь его начали изготавливать в Украине и он, кстати, гораздо вкуснее», – рассказывает Юрий Лавриненко.

Сейчас размышляют над тем, чтобы расширить производство. Правда, надо еще приучить украинцев к вкусу меда-суфле. Продолжают искать собственного клиента, ведь все же мед-суфле дороже меда. «Разворачиваются» уже и на туристическую отрасль. МЕД ДЛЯ ЕВРОПЫ И США

Если «Таврический пасечник» — это крафтовое производство, то в городе Олешки расположен мощный производственный комплекс «Програма Мед» группы компаний «Содружество», который занимается экспортом меда.

"Мы заготавливаем мед в девяти областях Украины, конечно, и в Херсонской. Мощность нашего предприятия – 6 тысяч тонн в год, столько мы можем спокойно заготавливать, перерабатывать и экспортировать»,
– рассказывает начальник производства Александр Никонов .

Работают только на экспорт – украинский мед отправляют в Германию, Данию, Норвегию и США. Уже ведут подготовку для того, чтобы выйти на рынок Китая.Рассказывает, как строго на предприятии соблюдаются требования законодательства — и украинского, и ЕС, и США. Говорит, украинский мед ценят из-за вкусовых качеств, которых у зарубежного меда нет.

Сначала мед, который поступает из областей, проходит внутренний контроль перед переработкой, далее обязательный контроль Госпродпотребслужбы – проверяют готовую продукцию.Третий этап — исследование в зарубежной лаборатории. Объясняет, что на экспорт мед отправляют в 200-литровых бочках (средний вес 290-300 кг). А уже на месте те, кто его закупают, продают потребителям в розницу.

«В прошлом году в это время мы уже заготовили около 500 тонн меда, в этом практически ничего еще не купили – неурожай, цена растет. А заказы есть, как никогда»,
– делится Александр Никонов. В этом году все пасечники жалуются на плохой медосбор, который связывают с отсутствием осадков",  – комментирует начальник управления безопасности пищевых продуктов и ветеринарной медицины ГУ Госпродпотребслужбы в области Виталий Боярский. Как сообщили в Департаменте развития сельского хозяйства и орошения ОГА, по итогам 2019 года в области насчитывалось 89,4 тыс. пчелиных семей – и это вдвое больше, чем в 2018 году. Производство меда в области составляло год назад 929 тонн (80,7% к уровню 2018 года). На уменьшение производства меда повлияли погодно-климатические условия.

Однако, как отмечают в ОГА, отрасль пчеловодства на сегодня одна из самых динамичных в аграрном секторе. За последние 10 лет экспорт меда увеличился в семь раз.Объем экспорта меда из области по результатам 2019 года составил 2599,5 тонны, что составляет 0,11% от общего объема экспорта агропромышленной продукции из области за указанный период. В 2018 году херсонский мед экспортировался в 8 стран, а в 2019 – уже в 11 стран, 8 из которых – страны ЕС: Австрия, Бельгия, Болгария, Эстония, Испания, Германия, Польша, Чехия. Кроме того, херсонский мед в 2019 году поставлялся в Норвегию, США и Канаду. Наибольшие объемы меда (78,4%) проэкспортированы в Испанию – 846,2 тонны.Объем экспорта меда из области по результатам I полугодия 2020 года составил 1582,2 тонны. В сравнении с объемами экспорта меда за соответствующий период 2019 года (1356,2 тонны), присутствует положительная динамика, в частности в І полугодии текущего года объем экспорта меда увеличился на 16,7%.

Мед экспортировался в этом году в три страны ЕС: Эстонию, Германию, Чехию. Наибольшие объемы меда (88,8%) проэкспортированы в Германию – 1405,4 тонны.

Ирина Староселец, Укринформ
Фото автора и пресс-службы ГУ Госпродпотребслужбы в области