Морская болезнь. Порты несут убытки из-за коронавируса
5 лет назад 0
Разрыв цепочек международных поставок скажется и на Украине, однако отечественные порты имеют шанс отбить потери во втором полугодии
Карантин и вызванная им нехватка рабочей силы на предприятиях и в портах Китая замедлила перевалку грузов и привела к отмене ряда регулярных торговых рейсов из Поднебесной в направлении США и Европы. Совместно с необходимостью в усиленном контроле за состоянием здоровья членов команды суден, ввиду профилактических мер против распространения COVID-2019, это привело к существенному снижению товарооборота, осуществляемого морским транспортом.
Крупнейшие морские линии и порты, уже не сомневаясь в убытках, лишь подсчитывают, насколько они будут значительными. Исполнительный директор крупнейшего международного оператора контейнерной линии Maersk Сорен Скоу сообщил, что ожидает годовую выручку компании, отменившей с начала Китайского Нового года 50 рейсов из Азии, в размере $5,5 млрд, что на 5,5% ниже прогнозируемых ранее показателей. Авторитетное отраслевое консалтинговое агентство Alphaliner, в свою очередь, оценило уже полученные для отрасли с начала праздников убытки в $1,5 млрд.
Сказаться кризис может и на выручке украинских портов, существенный объем грузов в которые идет из Китая. Однако эксперты считают, что временное уменьшение числа судозаходов и снижение объема перевалки в портах в первом квартале года может быть наверстано в последующие месяцы.
Получится ли избежать убытков украинским предприятиям, так или иначе, зависит от сроков, в которые удастся погасить эпидемию.
ВОЗ И ИМО призывают не паниковать В связи с распространением заболеваний, вызванных коронавирусом, международные регуляторы предписали усилить контроль за перемещениями людей и грузов между портами. Международная морская организация (ИМО) на основе рекомендаций Всемирной организации здравоохранения 31 января выпустила циркулярное письмо №4204, содержащее информацию о мерах, которые следует соблюдать контролирующим органам и морякам для недопущения проникновения вируса COVID-2019.
Противоэпидемиологический режим был введен и в украинских портах. Согласно правилам, если на судне находятся люди с признаками заболевания, оно ставится на рейд, и к нему направляется катер с врачом, который должен провести медицинский осмотр.
В результате проверки санитарно-эпидемиологическая станция и Государственная служба Украины по вопросам безопасности пищевых продуктов и защиты потребителей должны оценить риски, на основе которых будет приниматься решение, можно ли разрешить судну заход в порт, либо же необходимо оставить его на карантинную стоянку.
На практике государства выполняют предписания даже более скрупулезно, чем того требуют спецучреждения ООН. 23 февраля, несмотря на рекомендацию ИМО не прибегать к чрезмерным действиям, ограничивая путешественников и отказывая торговым перевозчикам во въезде, Кувейт официально закрыл свои порты для иранских судов, где в последние дни наблюдается наиболее масштабная в ближневосточном регионе вспышка заболеваемости COVID-2019.
"Усложнилась работа и для украинских трейдерских агентств , – рассказывает экс-заместитетль председателя Госадминистрации морского и речного транспорта Украины Валерий Войниченко, – Во всех азиатских портах, включая Сингапур и Китай, где чаще всего происходила смена экипажа, сейчас это сделать невозможно, так как моряков просто не выпускают на берег. Некоторым приходится сидеть на чемоданах по 2 недели" .
"Черный лебедь" Китая. Как коронавирус скажется на украинской экономике
Непосредственно на работу украинских портов в ближайшем будущем негативное влияние может оказать циркулярное постановление, выданное Турцией в отношении всех судов, заходящих в Дарданеллы с южного направление, рассказал бывший зампредседателя Госморречтранспорта.
"Каждое судно должно будет предоставить список из последних 10 портов, в которые оно заходило. Турецкие власти оставляют за собой право накладывать ограничения в отношении тех судов, которые они оценят, как рисковые. Это может вызвать дополнительную задержку для флотов, которые направляются из Китая в Черное море" , – говорит Войниченко.
Эффект бабочки Однако ограничительные мероприятия в отношении уже вышедших из гаваней судов не настолько критичны для морской торговли, как сама задержка с отправкой грузов из Китая.
Карантинные меры в КНР, ставшие причинной дефицита рабочих рук и низкой загрузки производств, умножили негативный экономический эффект, ежегодно оказывающий давление на отрасль во время "низкого" сезона в Китайский Новый год.
Так, в первом квартале 2019 года, сообщало консалтинговое агентство Alphaliner, снижение показателей TEU (двадцатифутовый эквивалент, которым измеряется вместимость одного контейнера – прим.) в период каникул в Китае для направлении Азия-Европа составило 700 тыс. против 340 тыс. TEU в аналогичный период 2019-го года.
"По некоторым оценкам суммарно из Китая за первый квартал будет отправлено на 6 миллионов TEU меньше, чем в прошлом году. Это 15% потеря. Конечно, такое снижение отразится и на украинских портах, во всяком случае, в первом квартале" , – говорит Войниченко.
Прерывание цепочек поставок из-за задержки в отправке грузов, в свою очередь, приводит к удорожанию их обслуживания и увеличению конечной стоимости товаров. Так, ряд контейнерных линий объявили о ценовых надбавках на пользование рефрижераторными контейнерами для владельцев грузов, отправляющих товары в порты КНР.
Со сложностями столкнулись и порты Южной Кореи, куда было перенаправлено значительное число судов, не имевших возможности остановиться в Китае. Порт города Пусан оказался загружен контейнерами на 78% против своего обычного уровня в 70%. Правительство страны даже выразило готовность субсидировать местные логистические и судоходные компании, терпящие убытки из-за задержки обработки увеличенного числа контейнеров в портах.
В целом экономические потери ожидаются как на экспорте, так и на импорте из Китая.
Коронавирус способен погубить 65 млн человек и спровоцировать глобальный кризис
"Предположим, украинский трейдер заказал контейнер в Китае, где из-за того, что не работают водители и остановлено производство на заводах, этот контейнер не был отгружен на судно, хотя по плану уже должен быть на месте. Происходит задержка в цепочке, в результате которой возникает эффект бабочки: вводятся штрафные санкции, товары подвергаются ценовой накрутке линиями, что суммарно приводит к колоссальным потерям для экономики в целом" , – объясняет Войниченко.
Отобьют ли убытки? Несмотря на сохранявшуюся еще в января позитивную динамику прироста объемов перевалки как сырья, так и контейнерных грузов в украинских морских портах, эксперты ожидают, что мировая ситуация приведет к снижению показателей по итогам года и для отечественных стивидоров.
Прирост объема контейнерооборота в украинских портах, наблюдаемый в последние годы на уровне в более чем 18%, в этом году скорее всего будет заметно снижен, дает прогноз Василий Войниченко. "В 18% прироста я не верю – хорошим результатом можно будет считать уже двухзначную цифру. К примеру, 12%" , – считает эксперт.
Тем не менее, украинские порты обладают достаточными резервами, чтобы не допустить радикальное снижение в 2020 году в целом по грузообороту, считает главный редактор издания "Порты Украины" Константин Ильницкий.
Пиковые периоды работы для украинских портов традиционно приходятся на вторую половину года. Тогда можно будет полностью компенсировать потери первой половины, что позволяет и имеющийся в морпортах резерв мощностей по перевалке. Ильницкий отмечает, что отечественные порты уже способны обрабатывать в разы больший объем грузов, чем в рекордном прошлом году.
Напомним, тогда в первые за все годы работы отечественных морпортов суммарно был достигнут показатель в 160 млн т. Контейнерные перевозки в то же время достигли 10-летнего максимума, составив 1 млн TEU.
"Возможно, сейчас грузопотоки будут сжаты, но это не означает, что до конца года все останется на том же уровне. Для украинских портов характерна выраженная сезонность, они не работают в режиме конвейера – к примеру, в прошлом году в июне общий объем перевалки грузов составил 10 млн т, но в октябре он достиг 15,3 млн т. В принципе, наши порты могут принять и 20 млн т, никаких проблем для этого нет, лишь бы груз был" , – оценивает возможности украинской портовой отрасли Ильницкий.
Отметим, о своих ожиданиях по увеличению товарооборота после завершения острой фазы коронавирусной пневмонии говорил ранее и Сорен Скоу. По прогнозам топ-менеджера Maersk, в феврале и марте экспорт из Китая будет сохранятся на низком уровне и "возможно, покажет сильный рост в апреле, мае и июне".
ubr.ua
Полина Светлова