Фонит ли от «черных песков Черногории»
5 лет назад 0
10 января текущего года на страничках «Херсонской мастерской новостей» вышла статья со ссылкой на канал Телеграм небезызвестного в Херсоне журналиста Константина Рыженко «Херсонский журналист назвал фейком информацию «про «радиоактивный песок» из Черногории в Херсоне». В статье по пунктам изложены доводы К.Рыженко по поводу «волны хайпа» поднятой представителями политикума и общественности вокруг истории со злополучным песком из Черногории, прибывшим в порт Херсон, в частности:
«Фейк № 1. Депутаты городского совета и пресса разгоняют миф о том, что на 10 тысяч тонн песка, которые должны быть захоронены на городском полигоне, мировой банк выделил Черногории 50 миллионов евро».
Константин Рыженко развенчал данный фейк, вникнув в договора между Всемирным банком и властями Биелы и скрупулёзно подсчитав сумму необходимых вложений со стороны банка в комплекс работ по очистке территории в Биеле, включающей в себя «5 свалок, снос зданий, погрузку, транспортировку 150 тыс. тонн песка».
По подсчетам Рыженко, Всемирному банку придется раскошелиться на «23 млн. евро, а не 50».
И да, в Украину на данный момент прибыло 3,5 тыс. тонн песка, из «только 10 тыс. тонн» запланированных в ходе договоренностей с властями Херсона.
В качестве одного из аргументов в пользу «неопасной крупы», прибывшей в Украину, Рыженко использует отрывок из публикации, размещенной на Радио Телевидение Черногории Национальной государственной службы («Radio Televizija Crne Gore»):
«Фейк № 2. В Херсон едут опасные токсичные, радиоактивные отходы, контрабандой – об этом заявлял глава таможенной службы Максим Нефедов».
Максим Нефедов несколько слукавил, тут мы согласны с Константином Рыженко. По долгу службы Нефедов просто не мог не знать, что «неопасные крупы» планируется доставить в Украину в рамках Базельской конвенции, если отмести изначально тот факт, что руководство области не сочло нужным информировать начальника порта о сути договора с властями Биелы. Неправдоподобно как-то выглядит такое предположение, но кто его знает, зима порой тоже приходит нежданно в виде «снега на голову».
Ну да Бог с ним, ведал, или не ведал, но тревогу то забил? В Фейсбуке? Да! И не понятно, что так «подняло» господина журналиста. В нашей стране и Президент, и глава Службы безопасности Украины, и руководители прочих ведомств, предпочитают свое «знание ситуации» нести в народ непосредственно на страничках социальных сетей. И никто не обвиняет Президента в том, что он публикует информацию о том, что «любит жену и кошку», или делится «рецептом блинчиков».
Попахивает тем, что Рыженко, как журналист, позволил себе некую вольность, вскользь обвинив госслужащего в осмотрительности (не будем употреблять слово «трусость»), поскольку Нефедов именно «забил тревогу» в общественном пространстве, а не отправил официальный документ по инстанции, как это положено по долгу службы.
«Получается, своей публикацией глава таможенной службы Нефедов обвинил Черногорию и Францию в контрабанде? Где дипломатические ноты протеста? Где заявления министерств иностранных дел Франции и Черногории? Где заявление нашего МИДа? Они по любому поводу что-то заявляют, а тут экологический международный скандал – и тишина», – пишет Константин Рыженко».
Мы бы, наверное, не обратили внимание именно на эту статью, если бы на почту нашей редакции, со ссылкой именно на нее, не пришло сегодня письмо, к которому прилагались копии документов за подписью и печатью и.о. Директора херсонского филиала ДУ «Інститута охорони грунтів України» Михаила Мельника.
Исходя из выводов результатов проведенных исследований, заверенных подписью Михаила Мельника, следует:
«Количественное содержимое подвижных соединений меди составляет 440,0 мг / кг (превышение ПДК для почвы в 146,7 раз)».
«В составе отходов также выявлено избыточное содержание:
— цинк — 258,5 мг / кг (превышение ПДК почвы в 11,2 раз)
— свинца — 22,9 мг / кг (превышение ПДК почвы в 3, 8 раз);
нефтепродукты углеводороды — 3%
Тяжелые металлы, которые превышают предельно допустимые концентрации (ПДК) в почве определяются, как токсичные загрязнители окружающей среды. Попадая в почву, тяжелые металлы постоянно мигрируют, переходя в ту или иную форму химических соединений. Превышение допустимой концентрации тяжелых металлов в почве ведет к угнетению и гибели живых организмов, имеет выраженный мутагенный и канцерогенный эффект.
По содержанием вредных веществ отходы так называемого «черного песка» согласно Международным стандартом ДСТУ 2195-99 относятся ко 2 классу опасности».
Полученная нами информация ни как не вписывается в выводы, сделанные Константином Рыженко в статье:
«…абразивный шлак производит и наш херсонский судозавод, десятилетиями утилизируя его на том же городском полигоне»,
«… материалы для пескоструйных работ не являются опасными. Однако мы (херсонский судозавод – ред.) не берем на себя ответственность говорить о вредности или отсутствии таковой в отходах, привезенных в Херсон из Черногории»,
«Замеры радиоактивности черногорского песка производились в Херсоне, на месте, так сказать, и, как вы помните, информация об «ужасном ужасе» не подтвердилась. А вот на теме токсичности начали прыгать все кому не лень, в частности депутаты. И это при том, что им были предоставлены результаты экспертиз: я публиковал документы проекта очистки верфи с сайта мирового банка».
И, судя по всему, его тезис о том, что «информация об «ужасном ужасе» не подтвердилась», опровергается документом за подписью и.о. Директора херсонского филиала ДУ «Інститута охорони грунтів України».
По всей видимости, с «черным песком Черногории» таки не все благополучно, и глава таможенной службы Максим Нефедов был не так уж и не прав, разместив информацию с предостережением в социальной сети.
Надеемся, что в Херсоне найдутся специалисты, которые смогут объяснить херсонской общественности характер происхождения данного документа и озвучат выводы специалистов, проводивших исследования (а судя из документа они проводились) в отношении прибывшего груза из Черногории. Ну и заодно объяснят жителям региона, почему результаты проведенных исследований не совпадают с заявлениями руководства города и региона о безопасности прибывшего груза.
Еще раз подчеркиваем, мы не специалисты, чтобы давать профессиональную оценку выводам, сделанным на основании результатов исследования промышленных отходов из Черногории, но выше изложенные показатели превышения допустимых норм концентрации тяжелых металлов в так называемом «черном песке», заставляют задуматься о безопасности жителей Херсонщины, и требовать пояснения происходящего у вышестоящих органов власти и узкопрофильных специалистов.