Как ПЦУ разрывает мировое православие
6 лет назад 0
Кто создал ПЦУ
Церковь и государство выполняют разные функции, первая спасает человеческие души для жизни вечной, а второе организует жизнь людей на земле. Именно по этой причине государство отделено от церкви. Поэтому, совершенно очевидно, что церковь создают сами верующие, а не чиновники. Это тем более очевидно, что государство призвано обеспечить равные права для всех религиозных конфессий без деления их на «правильных» и «неправильных», «полезны» и «бесполезных».
На Украине в этом плане изначально все пошло не так. Единственная легитимная УПЦ заявки на Томос не подавала. Просьбы об автокефалии со стороны священников УАПЦ и УПЦ КП с точки зрения каноничности ничего не значили, поскольку эти церкви являлись раскольническими, а их главы были преданы анафеме и отлучению, которые признало все мировое православие. Поэтому, «локомотивами» процесса создания ПЦУ стали:
- Президент Украины Петр Порошенко, человек без веры. Сначала он причащался в канонической УПЦ, затем в УПЦ КП, затем у греко-католиков. Одновременно с этим он начал гонения на свою материнскую церковь, в которой принял крещение. Провалив экономическую и социальную политику, погрузив страну в нищету и междоусобицу, не сдержав своих предвыборных обещаний, Петр Порошенко начал создавать ПЦУ как политический проект для повышения своего провального рейтинга.
- Верховная Рада Украины, возглавляемая грека-католиком Парубием. Обращение к Патриарху Варфоломею о предоставлении Томоса за которое проголосовали одновременно и раскольники, и греко-католики, и иудеи, и мусульмане, и неоязычники, и безбожники с точки зрения религии абсурдно. А вот если представить это как способ разрыва духовных связей Украины с каноничным православием, то все встает на свои места — создание ПЦУ является чисто геополитическим проектом.
- Государственный департамент США, который открыл новый, религиозный, фронт войны против России. Именно США оказали решающее давление на Патриарха Варфоломея по легализации раскола на Украине. То, что Государственный департамент США и посол США в Украине были единственными международными инстанциями, поздравившими ПЦУ с получением Томоса, подтверждает это.
Одной из главных основ канонических правил являются восемьдесят пять Апостольских правил, тридцатое из которых гласит: «Если кто епископ, мирских начальников употребив, чрез них получит епископскую в церкви власть: да будет извержен и отлучен, и все сообщающиеся с ним». В данном случае «мирских начальников употребив» создана сама ПЦУ, поэтому считать её Апостольской конечно нельзя. То, что она возникла вопреки канонам, поместные церкви прекрасно понимают. Именно поэтому, ни одна из них не поддержала действия Вселенского патриарха, не послала своих представителей на т.н. «объединительный собор» и не поздравила ПЦУ с приобретением автокефалии.
«Если кто епископ, мирских начальников употребив, чрез них получит епископскую в церкви власть: да будет извержен и отлучен, и все сообщающиеся с ним». В данном случае «мирских начальников употребив» создана сама ПЦУ, поэтому считать её Апостольской конечно нельзя.
Каноничность создания ПЦУ
На момент своего рождения Церковь Христова была одна и находилась она в Иерусалиме. Затем Апостолы начали распространять учение Христа на Ближний Восток, в Африку, в Европу, и за исторически небольшой период количество христиан стало исчисляться миллионами. С учетом расстояний, коммуникационных возможностей, языковых и национальных особенностей христиане начали объединяться в общины (прообразы поместных церквей) для организации внутри- и внешне церковного общения. Изначально появление поместных церквей было обусловлено не каноническими различиями — их не существует, а удобством управления, т.е. чисто организационными моментами. Вопросы отношений поместных церквей между собой обсуждаются с момента появления самих церквей и до сего времени.
В вопросе внутреннего управления, за каждой поместной церковью закреплена территория собственной юрисдикции. Совершенно очевидно, что на одной территории не могут одновременно существовать две церкви со своими приходами, священниками и епископами, потому, что это неизбежно приведет к конфликтам, т.е. к тому, от чего Христос предостерегал своих учеников. Поэтому вмешательство одной церкви в дела другой, в том числе и через территориальные притязания, всегда считалось недопустимым. Исходя из этого, был установлен порядок предоставления автокефалий, который предусматривал предварительное согласие всех поместных церквей, поскольку новой церкви передавалась территория, находящаяся до этого под юрисдикцией другой церкви.
На сегодня процедура создания новой поместной церкви выглядит следующим образом. На первом этапе ей надо получить Томос об автокефалии от материнской церкви, на втором ее должны признать все Поместные Православные Церкви, и только после этого она вносится в Диптих (перечень церквей) мирового православия. ПЦУ объявила Константинопольскую Православную Церковь (КПЦ) своей материнской, однако, это не так, поскольку и УАПЦ, и УПЦ КП ушли в раскол из Русской православной церкви (РПЦ). Первая в двадцатые годы прошлого столетия, а вторая в 1992 году. Все священники провозгласившие создание УАПЦ и УПЦ КП были рукоположены, а затем низложены в РПЦ и никто заново не рукополагался в Константинопольском патриархате. Таким образом, для УАПЦ и УПЦ КП, а значит и ПЦУ, материнской является именно РПЦ, а не КПЦ.
Что касается признания ПЦУ мировым православием, то его не будет никогда. ПЦУ уже публично не признали Антиохийская, Русская, Сербская, Кипрская, Польская, Американская поместные церкви, и это только начало. Даже если какие-то поместные церкви под давлением правительств своих стран возможно и признают вновь созданную церковную структуру, это на Диптих не повлияет – ПЦУ в нем уже не быть.
Создание ПЦУ разрушило выстраданный десятилетиями переговоров порядок. Для мирового православия УПЦ является единственной канонической церковью на Украине, а Блаженнейший Онуфрий митрополитом Киевским и всея Украины. Константинопольский патриархат единолично постановил, что каноническая территория РПЦ переходит под управление Фанара, ПЦУ стает единственной канонической церковью на Украине, Епифаний митрополитом Киевским и всея Украины, а УПЦ и Блаженнейшего Онуфрия в православном поле Украины больше не существует.
Для оправдания содеянного Патриарх Варфоломей заявил, что все это осуществлялось якобы для врачевания раскола. Однако действия Фанара не залечили, а наоборот углубили его. Изначально появление новой церковной структуры сопровождалось беспрецедентным в истории современно Украины давлением на каноническую УПЦ. Власть создала из нее образ «врага украинского народа», священников оскорбляют и шантажируют, им угрожают и фальсифицируют против них уголовные дела. Это подвело Украину к черте реальной религиозной войны.
Показательны слова Блаженнейшего Митрополита Польского Саввы: ««объединительный Собор» не устранил проблему, но наоборот, усилил ее…В нем приняли участие представители раскольнических церковных групп, лишенные священнического и епископского сана. … Филарет Денисенко был лишен сана и низведен до мирского положения. Затем он «посвящал» своих новых последователей. Это люди без благодати таинства… Так называемому «митрополиту» Епифанию, а в действительности светскому человеку, нанесен вред».
Суть новой религиозной структуры – ПЦУ
Главой христианской церкви является Иисус Христос, проповедавший своим ученикам: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя», поэтому любовь – это духовная начало церкви. С этой точки зрения ПЦУ является христианской церковью только по внешнему виду, а не по внутреннему содержанию. Она была создана путем слияния двух религиозных структур, УАПЦ и УПЦ КП, которые ушли в раскол из РПЦ. И если УАПЦ просто не любила свою материнскую церковь, то УПЦ КП её яро ненавидела. С момента своего появления в 1992 году и до сегодняшнего дня УПЦ КП основным способом расширения своего влияния избрала метод силовых захватов храмов канонической УПЦ руками радикалов и чиновников. Захваты сопровождались угрозами физической расправы, избиением священников и прихожан. «Непокорные» храмы обворовывались, осквернялись, поджигались. В результате, десятки храмов захвачены, а многие десятки подверглись нападениям. Подобные бандитские методы перешли вместе с УПЦ КП и во вновь созданную ПЦУ и события, последовавшие после так называемого «объединительного собора» подтверждают это:
- уже в день проведения т.н. «объединительного собора» 15 декабря в Виннице был захвачен Свято-Преображенский кафедральный собор, в котором служил один из двух архиереев УПЦ-перебежчиков Симеон;
- с вечера 15 декабря руководство бюджетных организаций Винницы обязало своих служащих посещать практически каждое богослужение в Свято-Преображенском кафедральном соборе, в результате чего люди вынуждены ходить на службы под роспись. В случае неповиновения или разглашения информации сотрудникам горисполкома, медицинских и образовательных учреждений пригрозили увольнением;
- 15 декабря участник т.н. «объединительного собора» бывший архимандрит УПЦ Дорофей (Маркович) решил перевести в ПЦУ Свято-Покровский храм пгт. Стрижавка Винницкой епархии в котором он служил. Узнав об этом прихожане храма провели 30 декабря молитвенную служб, обратившись к верующим: «Мы прихожане Стрижавского Свято-Покровского храма обращаемся к Вам за молитвенной поддержкой!!! Так как наш бывший священник, архимандрит Дорофей, не спросив свою паству, перешел в поместную церковь»;
- 16 декабря депутат Верховной Рады Украины лидер «Украинской добровольческой армии» Дмитрий Ярош обратился к генпрокурору Юрию Луценко, Андрею Парубию и другим представителям власти с призывом начать «охоту» на «московских попов». «Пытаясь быть христианином и конфессионально-определившимся греко-католиком, понимаю, что у каждого свой путь к Богу, – написал Ярош. – Мы, украинцы, милосердны, а следовательно, уничтожаем врагов Бога и Украины – с Любовью»;
- 17 декабря во время выездного заседания Экспертного совета Минкульта мэр города Глухов Сумской обл. Терещенко публично спросил благочинного Глуховского района протоиерея Алексея Родионова: «Когда вы перейдете в новую церковь?» подчеркивая, что в Украине теперь официально новая структура и переход в неё — вопрос национальной безопасности. Благочинный отметил, что все храмы УПЦ Глухова принадлежат именно общинам, а не находятся во временном пользовании, однако не обращая на это внимание мэр назначил комплексную инвентаризацию всех храмов;
- 18 декабря спикер СБУ Елена Гитлянская заявила, что: «В ближайшие дни в рамках расследования уголовного производства, открытого по ст. 161, будет вызван в качестве свидетеля митрополит Павел». Наместник Свято-Успенской Киево-Печерской лавры митрополит Павел (Лебедь) под надуманными предлогами обвиняется в попытках срыва т.н. «объединительного собора» и нарушении равноправия граждан в зависимости от их расовой, национальной принадлежности или отношения к религии;
- ночью 19 декабря в Белой Церкви подожгли храм Архистратига Михаила, расположенный на ул. Гайок;
- 20 декабря Верховная рада приняла противоречащий Конституции Украины закон №5309 согласно которому УПЦ должна быть переименована в «РПЦ на Украине». Истинной целью данного закона является отъем церковного имущества при перерегистрации общин и перезаключении арендных договоров из-за изменения названия организации;
- через несколько дней после этого община храма святого Александра Невского была выселена из арендованного ими помещения расположенного в здании училища МВД. Настоятель храма иерей Виктор (Парандюк) сообщил: «Общиной храма стали не только учащиеся, но и жители прилегающего частного сектора Винницы. Это более 70 человек. В конце декабря нам указали на дверь, сославшись на принятый Радой законопроект №5309. Юридически нам сказали – если мы не переходим в ПЦУ, если мы остаемся теми, кем были, значит, согласно пункту 5 закона о переименовании Церкви с нами разрывается договор и мы должны освободить помещение»;
- 21 декабря на сессии горсовета г.Бершадь Винницкой обл. депутаты от партий «Свобода» и «Батькивщина» призвали к захвату храма в райцентре во время предстоящего воскресного богослужения;
- 21 декабря депутаты Нововолынского городского совета приняли решение обратиться к митрополиту Владимир-Волынскому и Ковальскому Владимиру (Мельнику) с просьбой присоединиться к ПЦУ;
- 22 декабря некоторым главам сельских советов Бершадского района Винницкой обл. поступили звонки от заместителя райадминистрации Ольшевского с требованием оказать давление на сельских священников и верующих УПЦ и принудить их перейти в ПЦУ. Ольшевский уверял, что если главе сельсовета удастся убедить священника перейти в ПЦУ, то районная власть возьмет на себя организацию доставки так называемых «прихожан» со стороны для участия в «приходских» собраниях жителей села;
- 23 декабря начальник отдела помощи участникам АТО Винницкой ОГА Грачев опубликовал в Фэйсбук прямые угрозы в адрес клириков и мирян Винницкой епархии УПЦ: «Теперь по сути: Любители русского мира…. это к вам… Вы наверно чего-то недопоняли. Так вот вам официальное заявление. Единая страна – единая Церковь. Мы начали!!! За Украину и за Веру будем наказывать жестко. Здесь нет политики, здесь Украина и Вера. С этим не шутят!!!». Угрожавший Церкви чиновник пообещал, что обязательно исполнит все свои агрессивные обещания. Кроме того известно, что Винницкая ОГА рассылает по приходам области стандартные заявления о переходе религиозных общин храмов УПЦ в ПЦУ;
- 23 декабря прихожане села Трибуховцы Тернопольской обл. сорвали встречу с «епископом» УПЦ КП, который намеривался поздравить их с переходом в ПЦУ. Как оказалось, сельсовет самовольно принял решение о переходе церковной общины УПЦ во вновь созданную ПЦУ, при этом ни настоятель местного храма протоиерей Генадий (Шкиль), ни его прихожане об этом даже не знали;
- 27 декабря в селе Желобное Житомирской обл. местная власть собрала сельский сход, на котором попыталась перевести местный храм Рождества Пресвятой Богородицы под юрисдикцию ПЦУ. Благочинный протоиерей Стефан (Маркевич) напомнил собравшимся, что вопросы смены церковной юрисдикции должно решать духовенство, а не органы местного самоуправления. Однако местная власть настаивала, что если храм находится на её территории, то принадлежит общине села, а значит и вопрос его конфессиональной принадлежности должны решать селяне. Они так же подняли вопрос о переименовании храма в связи с недавно принятым законом №5309. Местная учительница Галина Остапчук вообще попросила священнослужителей удалиться из зала, чтобы вопрос перехода храма в ПЦУ можно было решать с жителями села без духовенства;
- 28 декабря сто девять жителей села Клекотина Винницкой обл. обратились к главе территориальной общины и местному участковому инспектору с просьбой защитить жизнь настоятеля сельского храма Успения Божией Матери протоиерея Анатолия (Кочьмарука), которого местные националисты угрозами пытаются заставить перейти в ПЦУ;
- 30 декабря был осуществлен рейдерский захват Свято-Михайловского храма села Красноволя Волынской обл. На воскресную службу прибыло около сорока человек проживающих в селах Красноволя и Погулянка. После службы они самовольно провели «церковное собрание» на котором проголосовали за переход храма в ПЦУ. К своим голосам они добавили около трехсот подписей собранных ими у жителей этих двух сел. Настоятель Свято-Михайловского храма протоиерей Андрей (Геналюк) сообщил, что оспорит в суде результаты этого нелегитимного собрания. Он обратил внимание на то, что устроившие самовольное собрание жители села Погулянка являются членами другой церковной общины, поскольку у них есть свой храм, жители села Красноволя никогда в его храм не приходили, а при сборе подписей людям задавали провокационно-лживый вопрос: «За какую вы Церковь – российскую или украинскую?»;
- 30 декабря церковные общины УПЦ сел Карапчев и Боянчук Черновицкой обл. были переведены в ПЦУ по одинаковому сценарию с привлечением сторонников раскола из соседних сел. Проводивший Божественную литургию в церкви Рождества Пресвятой Богородицы села Карапчов архимандрит Никита (Сторожук) рассказал: «Сразу после богослужения состоялись церковные сборы, на которых было проведено голосование за перевод храма в ПЦУ. Большинство голосов обеспечили традиционным способом: в собрании приняли участие жители соседних сел, которых привезли в Карапчов на 4 автобусах. В результате «церковная община» села проголосовала «за» и вместе со священником перешла в новую церковную структуру. Несмотря на то, что значительная часть реальной общины была против перехода в ПЦУ, они оказались в меньшинстве и не смогли ничего поделать»;
- 6 января 2019 года члены НОД «Правый сектор» провели всеукраинскую акцию в поддержку ПЦУ «Переходи в православную церковь Украины. Долой захватчиков в рясах».
Как видите, прошедшие с момента проведения т.н. «объединительного собора» три недели показали настоящее агрессивно-националистическое лицо ПЦУ. Если она с первых минут существования начала проявлять насилие по отношению к своим собратьям, то никакой христианской любви в ней, конечно же, нет. А нет любви, нет и Бога.
Интересно мнение настоятельницы Свято-Архангело-Михайловского женского монастыря Одессы игуменьи Серафимы (Шевчук): «Когда мы строим какое-либо здание, то мы в его фундамент закладываем такие материалы, чтобы она держалась вечность, стояла вечность. Были ли сейчас такие заложены истины в тот собор, который состоялся? На мой взгляд, были огромные ошибки:
- при создании ПЦУ не было соборности;
- не было настоящего единства, т.к. много православных остались вне новой структуры;
- процесс образования новой церковной структуры подвергся агрессивной политизации;
- сама процедура учреждения религиозной структуры была абсолютно непрозрачной, поскольку до проведения «объединительного Собора» не было никаких обсуждений, не создали ни одной предсоборной реституции, и даже лидеры УПЦ КП и УАПЦ неоднократно ссылались на неосведомленность во время бесед с представителями СМИ.
Когда вот так непрозрачно, с огромным административным давлением происходят вот такие общецерковные события, то ты начинаешь понимать, что тут очень мало церковного». Она обратила внимание, что на глазах украинского народа постепенно произошла смена государственного строя: «Сейчас мы из светского демократического государства превратились в государство клерикальное. Наши руководители созывают «Поместные Соборы», председательствуют на них, получают Томосы, меняют названия Церквей».
Что нарушил патриарх Варфоломей
С канонической точки зрения, если в течение тридцати и более лет епископ не предъявляет претензий по поводу передела территорий, то они считаются окончательно переданными. Константинопольский патриархат отменил действия своего же Томоса от 1686 года о передачи Киевской митрополии под юрисдикцию РПЦ и объявил всю Украину своей канонической территорией. Ни одна поместная церковь не одобрила такой шаг Фанара, поскольку возникает прецедент по отмене любого решения любой давности с непредсказуемыми последствиями. Например, завтра по аналогичной процедуре Константинопольский Патриарх захочет аннулировать автокефалию РПЦ, а вся каноническая территория России будет объявлена Константинопольской. За время прошедшее с 1686 года РПЦ предоставила автокефалии Болгарской, Грузинской и Американской поместным церквям. Учитывая, что после отмены Томоса Варфоломей объявил всех священнослужителей и мирян УПЦ членами Константинопольской церкви, то ничего не мешает ему поступить аналогично по отношению и к этим трем поместным церквям, т.е. самому передать их в свое же подчинение.
Даже если Варфоломей не пойдет таким радикальным путем, а просто начнет легализовывать раскольников, то это все равно разрушит православный миропорядок. Никогда Сербская православная церковь не признает автокефалию Черногорской церкви, а Грузинская Абхазской. Нет никаких гарантий, что в некоторых поместных церквях не найдутся раскольники, согласившиеся ради своей легализации принять Константинопольский омофор. Вполне возможно, что следующей после ПЦУ будет Черногорская церковь, являющаяся раскольнической по отношению к Сербской автокефальной церкви. Кроме этого Варфоломей открыто озвучил предложение о переходе под его юрисдикцию Белорусскому экзархату РПЦ. На наших глазах Патриарх Варфоломей, руководствуясь своими неопапистскими амбициями, разрушает то, что Церковь выстраивала веками.
Это реальная угроза мировому православию, а алчность Варфоломея переходит все границы. Обратите внимание на один, оставшийся практически незамеченным, факт. На момент выдачи Томоса 1686 года в состав Киевской митрополии входила территории четырех областей (Киевской, Черниговской, Львовской и Луцкой (ныне Волынской), а под свою юрисдикцию в декабре 2018 года он взял все двадцать семь областей Украины. При этом его не смутило, что западные области Украины ушли от Константинополя в унию еще до образования Киевской митрополии, а юго-восток вообще никогда не был под юрисдикцией Киева. Фактически Константинопольский патриархат осуществил рейдерский захват территорий РПЦ, причем даже тех, которые вообще никогда ему не принадлежали.
Давайте переведем эту ситуацию на понятный всем бытовой уровень. Допустим, государство передало вам в бессрочное пользование 10 соток земли. Вы построили на ней дом, подвели коммуникации, посадили овощи-фрукты. Со временем, для своих детей и внуков приобрели и обустроили соседние участки. И вдруг вам приходит постановление властей об аннулировании акта на землю, т.к. он был написан не черными, а синими чернилами. При этом вернуть государству необходимо не только саму землю, но и все, что на ней было построено, а заодно и всю собственность приобретенную для детей и внуков. С постройками, разумеется. Согласитесь, ситуация сюрреалистическая, но она в церковной жизни произошла. И создал ее, в попытке реанимировать свое вселенское лидерство, именно Патриарх Варфоломей.
Другим нарушением церковных канонов явилось снятие анафемы и прещений с главы УПЦ КП Филарета (Денисенко) УАПЦ Макария (Малетича), которые были наложенные на них Русской Православной Церковью за уход в раскол, в соответствии с двадцать восьмым Апостольским правилом: «Если епископ, пресвитер или диакон, за явную вину праведно изверженный, дерзнет коснуться служения, некогда ему порученного, то он совсем да отсечется от Церкви».
Все поместные церкви с анафемой согласились, а сам Патриарх Варфоломей 26 августа 1992 года в ответ на письмо Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II по поводу низложения митрополита Киевского Филарета писал: «Наша Святая Великая Христова Церковь, признавая полноту исключительной по этому вопросу компетенции Вашей Святейшей Русской Церкви, принимает синодальное решение о высказанном». Позже, 7 апреля 1997 года в ответе Патриарху Алексию II на письмо о предании анафеме Филарета (Денисенко) Патриарх Варфоломей написал: «Получив уведомление об упомянутом решении, мы сообщили о нем иерархии нашего Вселенского Престола и попросили ее впредь никакого церковного общения с упомянутыми лицами не иметь».
Константинопольский патриархат не имел канонического права снимать анафему, поскольку тридцать второе Апостольское правило гласит: «Если который пресвитер, или диакон от епископа во отлучении будет: не подобает ему в общение приняту быть иным, но только отлучившим его; разве когда случится умереть епископу отлучившему его». Более того, он не имел права даже рассматривать этот вопрос, поскольку двенадцатое Апостольское правило гласит: «Если кто из клира, или мирянин отлученный от общения церковного, или недостойный принятия в клир, отошед, в ином городе принят будет без представительной грамоты: да будет отлучен и принявший и принятый».
Митрополит Грузинской Православной Церкви Николоз (Пачуашвили) по этому поводу сказал: «Но надо учесть, при каких условиях эта автокефалия применяется. В частности, кто должен стоять во главе Церкви Украины, кто должен быть другими духовными лицами. Очень важно установить их каноничность. Некоторые из них ранее были преданы анафеме, которую признавали все Православные Церкви, в том числе Константинопольская. Некоторые из них, получается, самопровозглашенные епископы. Как с такими совместно служить? Мы не можем таких признать». Эту мысль подтверждает и Блаженнейший Митрополит Польский Савва: «В любом случае, у Филарета и его последователей мы не видели раскаяния, покаяния, смирения, которые обычно предшествуют снятию запретов! Этого не было. И в этом заключается проблема. Поэтому их нельзя признать настоящими пастырями, которые могут осуществлять таинства».
Следующим нарушением Фанара стала легализация раскольников через написания Устава для них, организацию т.н. «объединительного собора» и выдачу Томоса на автокефалию. На момент организации ПЦУ в мире существовало пять церквей, которые не признавались мировым православием ввиду изначально раскольнического характера. Помимо УПЦ КП и УАПЦ это Белорусская православная автокефальная церковь, Македонская православная церковь и Черногорская православная церковь. Таких церквей наверняка могло быть и больше, но преградой этому являлось гарантированное непризнание их другими церквями. Перефразируя высказывание «лучше быть первым парнем на деревне, чем последним в городе», можно сказать «лучше быть признанным епископом, чем самопровозглашенным митрополитом». Легализация УПЦ КП и УАПЦ через их слияние в ПЦУ эту преграду убрала, теперь любой обиженный священник может создать свою церковь и легализовать её через принятие Константинопольского омофора. И даже возможная анафема уже не является преградой этому. Легализация раскола – это мина замедленного действия. Она взорвалась на Украине, следующий взрыв надо ждать в Черногории, а там иди знай где, ведь приходы Иерусалимской, Александрийской, Антиохийской, Русской да и самой Константинопольской поместных церквей разбросаны по всему миру.
Все эти неканонические решения Патриарх Варфоломей объясняет своим первопрестольным правом на вмешательство в дела любой поместной церкви. Как это восприняли в православном мире видно из слов митрополита Грузинской Православной Церкви Николоза (Пачуашвили): «На Синоде мы обсудили письмо, полученное из Константинопольского патриархата о признании автокефальной Церкви Украины. В нем содержится очень опасная фраза о том, что Константинопольский патриархат имеет исключительное право вмешиваться во внутренние дела любой Поместной Церкви. Лично для меня это неприемлемо и может вызвать много трудностей в будущем».
Понимает ли патриарх Варфоломей, что творит? Понимает. Зачем он это делает? Что бы восстановить свою единоличную власть в мировом православии. Как к этому относиться всем нам? По Евангелию. Когда ученики обратились к Иисусу с вопросом, как им стать ближе к Богу, и кто из них будет сидеть по правую руку от Него, а кто по левую, Спаситель ответил, что для этого надо стать слугой для других. Этому же была посвящена и проповедь с известными словами: «Многие же будут первые последними, и последние первыми». Апостолы Христовы были разные по полу, возрасту, достатку, знаниям, но никто из них не претендовал на старшинство. Например, Апостол Петр – как самый грамотный, Апостол Андрей – как первозванный, Апостол Иоанн – как самым верный, ведь он один отважился присутствовать при распятии. Все были равны между собой. Так как могут быть не равны Церкви, которые Апостолы создали? И как могут быть не равны между собой предстоятели этих церквей? Поэтому, если один Патриарх ставит себя выше других, то он не от Христа.
Когда то властолюбие Папы Римского раскололо христианство. Сегодня властолюбие Патриарха Константинопольского раскололо православие, и теперь каждая поместная церковь должна будет сделать выбор между православием и «фанараславием».